Конституционно-правовой статус Президента РФ
КРФ устанавливает, что Президент РФ яв-ся главой гос-ва России. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа РФ, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.
Согласно КРФ Президент РФ выступает как гарант КРФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос-ой целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов гос-ой власти. Президент в соответствии с КРФ и ФЗ определяет осн. направления внутренней и внешней политики гос-ва. Он как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в международных отн-ях.
Изучая главу 4 КРФ можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов РФ, осуществляющих гос-ую власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение КРФ, защиту прав и свобод человека, охрану гос-го суверенитета.
Согласно КРФ правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
1. Президент выступает как глава гос-ва;
2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
3. Президент обладает законодательными полномочиями;
4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.
Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов гос-ой власти (федеральных и субъектов РФ).
Система органов государственной власти РМ.
Система органов гос-ой власти – необходимый атрибут любого гос-го образования. КРФ четко разграничивает органы гос-ой власти РФ, т.е. фед-ые органы гос-ой власти, и органы госу-ой власти субъектов Федерации. Гос-ый орган – составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть гос-го аппарата, которая участвует в осуществлении ф-ий гос-ва и действует от его имени и поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовое формы деятельности. Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в РФ, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Согласно КРМ (принятой 21 сентября 1995 г) в систему органов гос-ой власти РМ входят:
1.Глава РМ - высшее должностное РМ. Возглавляет высший исп-ый орган гос-ой власти РМ, выступает гарантом КРМ, принимает меры по защите прав и свобод чел-ка и гражданина, обеспечивает согласованное взаимоде-иегос.органов РМ, представляет РМ в отн-ях с фед.органамигос.власти, органами мнстногосамоупр-ия и др.
2. Государственное Собрание РМ - высший законодательный (представительный) орган гос-ой власти РМ, состоит из 48 депутатов, работающих, как правило, на непостоянной основе. К ведению отн-ся: внесение изм-ий в КРМ, обеспечение соответствия КРМ и законов РМ КРФ и ФЗ, осуществление законодательной инициативы в ГД ФС РФ, обращение в Конституционный суд РФ, законодательное регулирование по вопросам ведения РМ и предметам совместного ведения РФ (Конаков)
3. Правительство РМ - высший исп-ый орган гос-ой власти РМ, обеспечивает исполнение КРФ, ФЗ, иных нормативных правовых актов РФ, КРМ, законов РМ, иных нормативных правовых актов РМ.
4. Иные исп-ые органы государственной власти РМ. В районах и городах республиканского значения могут создаваться органы государственной власти РМ.