Американская коммуникативистика 3 страница

♦ История развития СМИ

Принято выделять три типа СМИ — печать, радио и теле­видение. В последние годы большую роль в процессе массо­вой коммуникации начинает играть интернет.

Печать

Первым средством массовой информации стала печать. Как известно, истоки европейского книгопечатания восходят к деятельности Иоганна Гутенберга, который изобрёл печать с набора, состоящего из отдельных литер. Это произошло в середине XV века. Благодаря использованию печатного станка к началу XVI века печатные книги исчислялись сотнями ты­сяч, впервые в истории книга стала доступна широкой ауди­тории.

Процесс появления собственно печатной периодики занял почти полтора века, и ещё в XVII веке рукописные информационные

2. Зак. 549

листки имели хождение наряду с возникшими печатными изданиями.

Рукописные информационные листки, предшественники периодической печати, появились в европейских города XVI веке. Стимулом для их возникновения стало бурное развитие капиталистической экономики, повлекшее за собой интенсивный торговый и культурный обмен. Это породило потребность в информации. Другой фактор — политическая нестабильность, усложнение политических отношений.

Непосредственным предшественником европейских газет считается рукописный венецианский информационный листок. Он назывался «аввизи» (от итал. avviso — сообщение) продавался за одну мелкую монету — gazzetta. Таково происхождение слова «газета».

В начале XVII века в Европе (Германия) появляется периодическая печать. Первые газеты не имели устойчивых названий, их тиражи не превышали несколько сотен экземпляров. На протяжении столетия развитие периодической печати происходило довольно быстро во всех европейских странах. Постоянно возникали новые издания, однако не все оказывались долговечными. К 1630 году еженедельные газеты существовали уже в тридцати европейских городах.

Рост доступной достаточно широким слоям населения печатной продукции — как газет, так и книг — повсеместно вызывал опасения властей. Во всех европейских государствах вводились цензурные ограничения. Цензуру осуществляли как светские, так и церковные власти. Наиболее свободной от цензуры территорией в XVII веке была Голландия, где и печатались многие запрещённые сочинения, которые распространялись потом в других европейских странах.

В России первая газета появилась в начале XVIII века я инициативе Петра I. Долгое время в России именно государство преимущественно занималось выпуском периодически изданий.

Газеты и другие виды печатной продукции сыграли весьма заметную роль в европейских революциях XVII-XVIII веков, прежде всего английской и французской. Свою роль пресс сыграла и в американской революции. Несмотря на противодействие

властей, формировалась оппозиционная, крити­чески настроенная пресса, которая существенно влияла на об­щественное мнение (сам феномен «общественного мнения» возник во многом благодаря развитию прессы).

В основном документе, порождённом Великой француз­ской революцией, — «Декларации прав человека и граждани­на» (26 августа 1789 г.) были зафиксированы принципы сво­боды печати и свободы слова: «Свободное сообщение мыслей и мнений есть одно из наиболее драгоценных прав человека; а потому каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать лишь под условием ответственности за злоупотреб­ление этой свободой в случаях, определённых законом»[2].

После революций и стабилизации политической системы европейских государств на печать были наложены определён­ные законодательные ограничения, однако она превратилась в неотъемлемый элемент культурной и политической жизни. В США после революции сформировалась партийная пресса, на страницах которой велись дискуссии по политическим воп­росам. В частности, в американской прессе конца 80-х го­дов. XVIII века широко обсуждался проект американской кон­ституции.

В XVII-XVIII веках в европейских странах появляются первые журналы, посвященные главным образом научной и философской проблематике. Журналы стали средством коммуникации интеллектуальной элиты. Журнальная публи­цистика сыграла огромную роль в популяризации и распрост­ранении идей Просвещения и развитии европейской науки, литературного творчества.

В XIX веке произошли технологические изменения, по­зволившие существенно увеличить тираж газет и снизить их стоимость. Был изобретён паровой печатный станок, поз­же — ротационная машина. В частности, лондонская «Тай­ме», применив ротационную машину в 1848 году, смогла

печатать 8 тыс. экземпляров за один час. Произошли и другие изменения, позволившие сделать газеты доступными для широкой аудитории.

XIX век стал эпохой появления массовой прессы. Этот процесс почти одновременно протекал в США и Европе. В США впервые возник феномен penny press — дешёвой массовой газеты, ориентированной на самые непритязательные вкусы. О. Тоффлер описывает этот коммуникационный «переворот» в США следующим образом:

«Бенджамин Дей был владельцем типографии, и ему бы, всего двадцать три года, когда ему в голову пришла безумная идея, благодаря которой ему удалось резко повлиять на историю того, что мы называем теперь массмедиа, т.е. средствами массовой информации. Это было в 1833 году, когда население Нью-Йорка уже выросло до 218 000 человек. Однако крупнейшей ежедневной газеты здесь было лишь 4 500 подписчиков. В то время, когда средний рабочий в Америке зарабатывал 75 центов в день, нью-йоркская газета стоила 6 центов поэтому лишь немногие люди могли позволить себе купить её. Газеты тогда печатались на ручном станке, который мог произвести не более нескольких сот копий за час.

3 сентября 1833 г. он выпустил нью-йоркскую газету «Сан» и стал продавать её по одному пенсу за штуку. Он выпустил на улицу толпу мальчишек, чтобы продавать свою газету, это было инновацией для того времени. За 4 доллара в неделю он нанял человека, который посещал суды и давал полицейскую хронику. Это было одним из первых случаев использования репортёра. В течение 4 месяцев газета «Сан» стала самой популярной в городе. В 1835 году Дей купил самый совершенный печатный станок с паровым двигателем и тогда ежедневный тираж «Сан» вырос до неслыханной ранее цифры — 20 000экземпляров. Дей изобрёл общедоступную, массовую прессу, криминальные истории и т.п.»1.

Важной составляющей развития прессы была её коммерциализация. Газеты всегда размещали различные объявления, но динамическое развитие экономики и рост тиражей делали этот фактор всё более значимым. Доля рекламы в

¹Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: ООО «Издательст АСТ», 2001. С. 398-399.

финансовом обеспечении прессы росла. Еще в 80-е годы XVIII века в США, добившихся независимости от Британии, появились газеты, существовавшие главным образом за счёт рекламы.

Рост массовости и коммерциализация прессы шли парал­лельно. Если изобретателем массовой прессы в США был Б. Дей, то в Европе эту же функцию выполняли другие из­датели-предприниматели, в частности Э. де Жирарден.

«Технологические новшества в издательском процессе, в информационных технологиях и введение в европейских странах в широких масштабах начального образования сти­мулировали появление «массовых», недорогих периодических изданий, рассчитанных на вкусы малообразованной, но боль­шой читательской аудитории. Лидером французской «penny press» был Эмиль де Жирарден. Он начинал с выпуска жур­нала мод «La Mode» (1829-1854). Журнал «La Mode» внача­ле выходил как чисто великосветский журнал. Вскоре Жи­рарден придал ему черты политического издания, но сохра­нил раздел мод с картинками из жизни высшего света, учиты­вая интересы сложившегося круга читателей. Самый успешный проект Жирардена — основание им в 1836 г. новой полити­ческой газеты «La Presse» («Пресса»), подписная цена кото­рой (40 франков) была вдвое ниже всех других подобных изданий. Жирарден верно рассчитал, что «газета делается не редакторами, а подписчиками», — при большом числе под­писчиков объявления будут печататься именно в его газете, а плата за них покроет низкую подписную цену. В год осно­вания у газеты Жирардена было 10 000 подписчиков, а рек­лама приносила газете до 200 000 франков в год. Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой под­писной ценой, но и блестящими журналистскими именами (например, Теофиля Готье, ведшего раздел художественно-кри­тического фельетона). Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в «La Presse» нередко вызывали раздражение властей... С именем Жирар­дена связывается и первое появление в европейской периоди­ке «скрытой рекламы». Появление подобной рекламы отме­чается специалистами ещё в газетах XVIII столетия, но подоб­ные сообщения частных лиц было легко отличить от редак­ционного текста, хотя бы по месту публикации в газете и по специальным обозначениям-маркерам типа «N.B.» или «P.S.».

Однако в начале XIX века стали появляться такие сообщения рекламного характера, которые трудно было отличить от редакционного текста. ...Жирарден... брал за строку сообщений значительно дороже, чем за строку объявлений. ...Издательская модель газеты Жирардена оказалась весьма привлекательной. ...Во французской «penny press» появился и такой любопытный газетный феномен, как «роман-фельетон». Его появление связывается с деятельностью Луи Верона, журналиста и публициста... Верон смог сделать газету популярной, предложив читателю роман с продолжением. В 1837 им стал роман Эжена Сю «Вечный жид». ...Обращение массовому мещанскому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в постоянном ожидании продолжения, торопливость самого процесса писания породили характерную для романа-фельетона технику: упрощённость психологических мотивировок, сентиментально-мелодраматический подбор персонажей, сложность интриги при обилии кульминационных пунктов, подчас сводящих изложение к монтажу разрозненных выразительных ситуаций, растянутость, наконец, эмоциональность и неряшливость языка»1.

Превращение прессы в средство массовой информации имело огромные социальные и политические последствия. Благодаря массовой прессе возник феномен «общественно мнения», без учёта которого отныне не могли развиваться ни бизнес, ни политика. Пресса превратилась в один из важнейших механизмов социальной интеграции и формирован национального сознания.

Радио

XIX век был эпохой печати. Изобретение способа беспроволочной передачи сообщений на расстояние А. Поповым и Г. Маркони положило начало новому СМИ — радио.

На раннем этапе развития радиосвязь осуществлялась при помощи специальных кодов и не была широкодоступной.

¹Беспалова А.Г., Корнилов Е.Л., Короченский А.П., Лучинсшй Ю.В, Станько А.И. История мировой журналистики. — M. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — Электронная публикация — http://www.evartist.narod.ru/text8/51.htm

Изобретение электронно-вакуумной лампы позволило усовер­шенствовать радиоаппаратуру и повысить информационные и выразительные возможности радио. В 1908 году была про­ведена первая экспериментальная музыкальная радиопере­дача.

Стимулом для совершенствования радиосвязи и радиоап­паратуры послужила Первая мировая война (войны XX века в немалой степени способствовали техническому прогрессу). После окончания войны созданные технологии и производ­ственные мощности были переориентированы на массовое производство продукции гражданского назначения. В 20-30-е годы радио превращается именно в средство массовой информации.

В этот период в США и Европе началось развитие и экс­периментальных, и регулярных радиопередач. Ресурсы ра­дио были замечены и политиками, и коммерческими струк­турами. Радиовещание (особенно в США) превращалось в новый канал рекламы.

Развитие радиовещания происходило не только в запад­ных странах, но и в других регионах мира. Так, в Японии регулярное радиовещание началось в 1922 году. В последу­ющие годы в стране формировались и коммерческие, и госу­дарственные радиостанции, создававшиеся в наиболее круп­ных городах — Токио, Осаке, Нагое. В 1928 году было со­здано централизованное радиовещание в национальном мас­штабе.

В области радиовещания, как впоследствии и в области телевещания, сложились три основные модели — коммерче­ская, общественная и государственная. Коммерческая модель сложилась прежде всего в США. Здесь к концу 30-х годов XX века радиовещание стало фактически всеохватным: при­емники имели 91% городских семей и 70% — сельских. Радио финансировалось за счёт коммерческой рекламы, росла кон­куренция между радиостанциями и печатными изданиями. Формировались новые жанры — «мыльные оперы» и «трилле­ры» возникли первоначально именно на радио, популярность приобретали новостные программы. В США появилась прак­тика общения президента с народом при помощи радио. Этот

«жанр» весьма эффективно использовался, в частности Ф. Рузвельтом для прямого обращения к соотечественникам Общественная модель радиовещания сложилась в Велико­британии. В 1927 году британская королева подписала устав Би-Би-Си. Задачей этой радиостанции было информирова­ние, просвещение и развлечение аудитории. Радиостанция финансировалась не за счёт рекламы, а за счёт абонентской платы. Вмешательство правительства в редакционную поли­тику исключалось (в годы Второй мировой войны практика была, естественно, несколько иной). В 1938 году радиове­щанием было охвачено фактически всё население Велико­британии.

В ряде стран, как правило, с диктаторскими режимами, сложилась государственная модель радиовещания, подразу­мевающая государственное управление редакционной поли­тикой. Так, нацистские власти Германии поставили радио под жёсткий государственный контроль, всячески способствовали распространённости и доступности радио и использовали его как канал пропаганды идеологии национал-социализма.

Государственная модель сложилась и в СССР. Советская власть с самого раннего этапа своего существования стреми­лась использовать радио для своих политических целей. Уже в 1918 году Совнарком (Совет Народных Комиссаров — пра­вительство Советского государства) создал комиссию для раз­работки планов развития радиотелеграфного дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 году из Нижегородской радиолаборатории, с 1920-го — из опытных радиовещательных станций в Москве, Казани и ряде других городов. В 20-е годы государством поощрялось радиолюби­тельское движение (движения радиолюбителей существовали и в других странах).

Регулярное радиовещание в СССР началось в 1924 году. Уже с 20-х годов традиционными для советского радио стали постоянные выступления государственных деятелей. В 20-30-е годы возникают радиопередачи разных жанров — радио­репортаж, радиобеседа, комментарий, художественные радио­программы, а также многочисленные информационно-идео­логические передачи — «всесоюзное радиособрание» (1929 г.),

прямые репортажи со строек (I930 г.), разнообразные «радио­университеты» (рабочий, крестьянский, комсомольский) и др.

Радио играло огромную роль в годы Великой Отечест­венной войны. За 1941 — 1945 годы по радио было передано 2 тыс. радиосводок Совинформ-бюро, 2,3 тыс. выпусков по­следних известий, свыше 8 тыс. выпусков «Писем с фронта» и «Писем на фронт» (помимо других передач — обзоров га­зет, художественных и литературных передач).

Советское радио как государственное средство массовой информации и пропаганды не только информировало, про­свещало и развлекало слушателей, но и подвергало аудито­рию постоянной идеологической обработке. Идеологический компонент присутствовал фактически во всех радиопереда­чах, исключая те, которые были связаны с трансляцией про­изведений литературной и музыкальной классики.

В годы Второй мировой войны, а также в эпоху «холод­ной войны» — идеологического противостояния капиталис­тического и социалистического лагерей — радиовещание стало орудием идеологической борьбы. Трансграничный характер радио позволял вести передачи на территорию стран — идео­логических противников. Однако вернемся к этой теме в главе «СМИ и политические отношения».

После Второй мировой войны у радио появился мощный конкурент — телевидение. Однако и само радио пережило новую технологическую революцию, изменившую характер этого СМИ и позволившую ему выжить. Речь идёт о появле­нии транзисторов, позволивших сделать радиоприёмники компактными. Новые приёмники можно было легко пере­носить, устанавливать в автомобилях. Радио превратилось в СМИ, которое слушают «в дороге», «на отдыхе».

«Транзистор сохранял все функции радиоламп и оказался лишён их недостатков: он меньше по размерам, легче по весу, мощнее по функциям, надёжнее, потребляет меньше энер­гии, производит меньше тепла и обходится намного дешевле в производстве. С транзистором и явилось новое... поколе­ние радиоприёмников на батарейках — лёгкие, портативные, достаточно дешёвые и надёжные. ...Кардинальнее всего тран­зисторная революция изменила способы использования

радио. Радио и прежде было дополнительным СМИ, но все-таки случалось так, что в выходные дни люди собирались во­круг него и просто сидели, слушая передачу. Теперь же, с одной стороны, оно становилось, как правило, дополни­тельным, с другой — появилась возможность слушать радио где угодно: на кухне, в гостиной, на работе, в гараже, в саду. Что же передавал транзистор? Передавал он то, что идеально сочеталось с такого рода ситуациями — популярную музыку»1.

То есть с массовым распространением транзисторных ра­диоприёмников радио превращалось главным образом в до­полнительное и развлекательное СМИ. Хотя в тех странах, где доминировала общественная или государственная модель радиовещания, сохраняли свои позиции и другие передачи, тем не менее, популярная музыка занимала много места в ра­диоэфире. Сегодня практически во всех странах большин­ство радиостанций — музыкально-развлекательные.

Телевидение

Эксперименты по передаче изображения на расстояние проводились в 1920—1930-е годы в целом ряде стран, вклю­чая Великобританию, СССР, Германию и США.

В 1935 году было начато телевещание в Германии — под контролем нацистов. По телевидению осуществлялась, в част­ности, трансляция берлинской Олимпиады 1936 года. В Бри­тании телевещание началось в 1936 году, во Франции — в 1935-м. Уже в предвоенные годы британская компания Би-Би-Си осуществляла телетрансляцию новостей, спектаклей, мультипликационных фильмов для детей.

В СССР экспериментальные передачи были осуществлены в \ЭЪЪ году телецентрами Москвы и Ленинграда. В 1938 году по Ленинградскому телевидению были показаны первый те­леспектакль и первая тематическая передача. Регулярное телевещание в Москве и Ленинграде началось в 1939 году. Так, 10 марта в Москве по телевидению был показан фильм

1 Крайселл Э. Радио: общественная служба, предпринимательство и парадокс выбора // Медиа: введение. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 153.


об открытии XVIII съезда ВКП(б). В 1940 году в продажу поступили первые телевизоры 17-Т-1 с маленьким экраном, но достаточно чётким изображением.

Однако в предвоенные годы аудитория телевидения была крайне малочисленной. В годы Второй мировой войны те­левещание в европейских странах, в том числе и в СССР, было прервано.

Средством массовой информации в полном смысле этого слова телевидение становится лишь спустя два десятилетия после окончания войны. Сегодня телевидение — самое массо­вое СМИ. Оно завоевало весь мир. Телевизор даже для бед­ных семей является предметом первой необходимости. Семьи с приемлемым достатком часто имеют несколько телевизоров. Просмотр телепередач — основной способ проведения досуга многомиллионной аудитории во всех странах мира. Исключе­ние в этом плане представляют беднейшие африканские стра­ны, где телевидение до сих пор доступно лишь для элиты.

Телевидение потеснило другие СМИ и прочно удерживает первенство как источник не только развлекательной, но и новостной информации. Телевидение радикально изменило способ подачи информации. Информация в виде «живого» изображения не требует концентрации внимания, создаёт мощный «эффект присутствия». Телевидение как визуаль­ное СМИ превращает в развлечение и зрелище любой тип информации.

С телевидением связан невиданный расцвет различных жанров массовой культуры. Телевидение обвиняли и обви­няют в «оболванивании» аудитории, в ослаблении социальных связей между людьми и разрушении культуры общения, в рас­пространении стереотипов и популяризации насилия, в том, что дети перестали читать книги, и во множестве других «гре­хов». Всё это в определённой степени верно. Но верно также и то, что телевидение сделало людей гораздо более инфор­мированными в разных областях жизни, способствовало от­крытости политики и росту ответственности политических деятелей перед общественным мнением, расширению куль­турного кругозора аудитории.

Эффектам и последствиям телевидения посвящена огром­ная научная литература, об этом будет сказано далее. Что касается собственно содержания телепередач, то здесь боль­шую роль играет модель телевещания, сложившаяся в той или иной стране.

Коммерческая модель телевещания, подразумевающая финансирование за счёт рекламы, ориентируется на показ наиболее популярных, «рейтинговых» передач преимуществен­но развлекательного характера.

Государственная модель, предполагающая большую долю просветительских и информационных передач, неизбежно тяготеет к идеологизации вещания, насаждению явной или скрытой цензуры.

Общественное телевидение, финансируемое за счёт ауди­тории (особый налог, абонентская плата), в наибольшей сте­пени приспособлено к тому, чтобы отслеживать и учитывать разнообразные потребности аудитории. Вполне плодотвор­ной, как показывает, в частности, опыт современной Вели­кобритании, является смешанная модель — совмещение ком­мерческого и общественного телевидения.

Совершенствование технологий, развитие кабельного и спутникового телевидения способствуют тому, что телевизи­онная продукция становится всё более разнообразной и спе­циализированной, ориентированной на потребности разных сегментов телевизионной аудитории.

В главе «Массовые коммуникации в глобализирующемся мире» будет рассмотрен активно идущий сегодня процесс гло­бализации вещания и формирования транснациональных СМИ и его последствия.

Интернет

Появление интернета означает выход системы массовых коммуникаций на принципиально новый этап. Традицион­ные электронные СМИ (телевидение, радио) подразумевали однонаправленный характер коммуникации. Интернет дела­ет коммуникацию двусторонней. Его аудитория самым ак­тивным образом участвует в информационном обмене, впервые ­

получив возможность свободного выбора и поиска ин­формации (а также её продуцирования и распространения). Интернет создаёт новую информационную среду, его влия­ние затрагивает и традиционные СМИ, во многом меняя ха­рактер их деятельности. Возникает новая область деятельнос­ти — сетевая журналистика. Кроме того, любой более или менее квалифицированный пользователь интернета имеет воз­можность создать собственное «маленькое СМИ».

Интернет зародился в недрах военного ведомства США. Сеть была создана в 1969 году и называлась ARPA — от Advanced Research Projects Agency — Агентство передовых ис­следований Пентагона. Она соединяла 500 компьютеров, находившихся в военных лабораториях и исследовательских центрах ряда американских университетов. К 1987 году сеть расширилась до 28 000 университетских компьютеров. В на­чале 90-х был разработан такой важный элемент интернета как World Wide Web (www) — «Всемирная паутина». Через сеть можно «скачивать» документы и программы, она служит основным интерфейсом для деловых операций, объём кото­рых постоянно возрастает.

«Интернет, задуманный как новая технология передачи ин­формации, быстро трансформировался в принципиально но­вое явление (как это произошло в своё время с «беспрово­лочным телеграфом» — радио). Начавшееся в 1990-е годы взрывообразное развитие «мировой паутины» — глобальной сети компьютеров, связанных между собой посредством но­вейших коммуникационных технологий — привело к тому, что уже к середине 1990-х миллионы людей получили дос­туп к невообразимо обширным сетевым информационным ресурсам. С середины 1990-х годов в глобальной компьютер­ной сети утверждается и русскоязычное Интернет-сообщество. К началу 2000 г. доступ к Сети имели около 200 млн чел. по всему миру»1.

Ещё в начале 90-х годов доступ к сети имел довольно огра­ниченный круг пользователей — учёные, специалисты, государственные

¹Беспалова А.Г., Корнилов ЕЛ, Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станъко A.M. История мировой журналистики. — М.—Рос­тов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — Электронная публикация — http://www.evartist.narod.ru/text8/53.htm

чиновники, бизнесмены. Однако уже спустя де­сятилетие количество пользователей интернета исчислялось миллионами. Если говорить о России, то, по данным Фон­да «Общественное мнение», весной 2008 года в России на­считывалось 32,7 млн пользователей интернета. Это — 27% всего населения России1.

Интернет «перетянул» часть аудитории газет и телевиде­ния. Как показывают соответствующие исследования, люди, регулярно пользующиеся интернетом, фактически не смот­рят телевизор. Есть и другая любопытная тенденция — со­вмещённое использование телевидения и интернета. Так, ОТ. Филатова отмечает:

«Статистика свидетельствует, что на Западе активно разви­вается интерактивное телевидение, которое уже перегнало спут­никовое телевидение — более 20 млн семей участвуют в интерактивных шоу, влияют на ход событий в сериалах, разво­рачивающихся в прямом эфире, а также совершают покупки прямо с экранов телевизоров...

Отчёт, опубликованный исследовательской компанией Dataquest, показывает, что число тех, кто смотрит телевизор и одновременно бродит в сети, выросло с 27 млн в 2001 г. до 48 млн в 2002. Автор отчёта — аналитик Суджата Рамнараян — утверждает, что у большинства этих «тепевеберов» (82%) телевизор служит «фоном» при работе. Другие «телевеберы» используют Интернет для поиска дополнительной информа­ции по темам новостей, а также для общения с другими зри­телями и участия в онлайновых опросах во время трансляции телешоу»2.

Радио оказалось менее затронутым «миграцией» слушате­лей в Интернет, чем телевидение. Причиной этого является характер радио как дополнительного СМИ, которое слушают в основном в дороге или на отдыхе, т.е. вне дома. Однако радио сегодня также можно слушать в интернете.

1 http://bd.fom.ra/report/map/bntergum08/internet/internet0802/int0802 2 Филатова О.Г. Интернет как масс-медиа // Актуальные проб­лемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 240.

Среди пользователей интернета пока преобладают молодые, образованные, достаточно обеспеченные люди. Однако наблюдается

тенденция роста и расширения аудитории интернета. В частности, растёт его популярность среди пожилых людей и — по мере удешевления — среди малообеспеченных слоев населения (по крайней мере, в развитых странах).

За короткий срок в сети возникло множество сетевых СМИ, доступных любому пользователю, например новост­ные сайты или сетевые журналы. Традиционные СМИ вы­нуждены были осваивать новую информационную среду. Се­годня практически все традиционные СМИ имеют сетевые варианты. Сетевые СМИ, как правило, имеют форумы, где пользователи могут выказывать своё отношение к опублико­ванным материалам и вести дискуссии как между собой, так и с авторами публикаций. Эта интерактивность — принци­пиально новая черта интернет-СМИ.

Интернет — не только среда распространения информа­ции, это среда свободной коммуникации, создания новых сообществ, нередко поверх государственных границ. Это но­вое глобальное пространство общения, которое отчасти под­меняет или служит дополнением к общению «в реальном про­странстве». Такие феномены, как блоги, форумы, соци­альные сети, позволяют говорить о возникновении новой среды общения, меняющей характер социальных связей. Виртуализация человеческих отношений — специфически новая социально-психологическая проблема, порождённая интернетом. Среди обитателей сети формируются собствен­ные иерархии, складываются своя виртуальная групповая куль­тура, свой специфический язык. Высказываются даже опа­сения, что виртуальное общение подорвёт традиционные язы­ковые нормы.

Развитие интернета создаёт новые возможности и вызовы для бизнеса, определяет необходимость выработки новых мар­кетинговых стратегий. Интернет — новый и весьма динамич­ный рынок рекламы, породивший новые стратегии эконо­мического поведения. Всё больше людей совершают разно­образные покупки, оплачивают счёта, ищут и находят работу с помощью интернета.

Политические отношения также получают новый стимул для развития в сторону большей открытости государства по

отношению к гражданскому обществу. Создание собствен­ных сайтов как государственными структурами, так и отдель­ными политическими деятелями позволяет напрямую общаться с людьми, оперативно реагировать на их запросы, предо­ставлять необходимую информацию, минуя иных информа­ционных посредников. Таким образом, интернет может спо­собствовать укреплению демократии.

С другой стороны, компьютерные технологии, и интернет в том числе, вызывают озабоченность общественности в свя­зи с растущими возможностями контроля и отслеживания личной информации о гражданах со стороны не только госу­дарственных структур соответствующего типа, но и коммер­ческих организаций, а также преступных группировок. Кибер-преступность — новая реальность информационной эпо­хи, и примером этой преступности можно считать кражу с последующим корыстным использованием личной информа­ции о гражданах.

Наши рекомендации