Американская коммуникативистика 3 страница
♦ История развития СМИ
Принято выделять три типа СМИ — печать, радио и телевидение. В последние годы большую роль в процессе массовой коммуникации начинает играть интернет.
Печать
Первым средством массовой информации стала печать. Как известно, истоки европейского книгопечатания восходят к деятельности Иоганна Гутенберга, который изобрёл печать с набора, состоящего из отдельных литер. Это произошло в середине XV века. Благодаря использованию печатного станка к началу XVI века печатные книги исчислялись сотнями тысяч, впервые в истории книга стала доступна широкой аудитории.
Процесс появления собственно печатной периодики занял почти полтора века, и ещё в XVII веке рукописные информационные
2. Зак. 549
листки имели хождение наряду с возникшими печатными изданиями.
Рукописные информационные листки, предшественники периодической печати, появились в европейских города XVI веке. Стимулом для их возникновения стало бурное развитие капиталистической экономики, повлекшее за собой интенсивный торговый и культурный обмен. Это породило потребность в информации. Другой фактор — политическая нестабильность, усложнение политических отношений.
Непосредственным предшественником европейских газет считается рукописный венецианский информационный листок. Он назывался «аввизи» (от итал. avviso — сообщение) продавался за одну мелкую монету — gazzetta. Таково происхождение слова «газета».
В начале XVII века в Европе (Германия) появляется периодическая печать. Первые газеты не имели устойчивых названий, их тиражи не превышали несколько сотен экземпляров. На протяжении столетия развитие периодической печати происходило довольно быстро во всех европейских странах. Постоянно возникали новые издания, однако не все оказывались долговечными. К 1630 году еженедельные газеты существовали уже в тридцати европейских городах.
Рост доступной достаточно широким слоям населения печатной продукции — как газет, так и книг — повсеместно вызывал опасения властей. Во всех европейских государствах вводились цензурные ограничения. Цензуру осуществляли как светские, так и церковные власти. Наиболее свободной от цензуры территорией в XVII веке была Голландия, где и печатались многие запрещённые сочинения, которые распространялись потом в других европейских странах.
В России первая газета появилась в начале XVIII века я инициативе Петра I. Долгое время в России именно государство преимущественно занималось выпуском периодически изданий.
Газеты и другие виды печатной продукции сыграли весьма заметную роль в европейских революциях XVII-XVIII веков, прежде всего английской и французской. Свою роль пресс сыграла и в американской революции. Несмотря на противодействие
властей, формировалась оппозиционная, критически настроенная пресса, которая существенно влияла на общественное мнение (сам феномен «общественного мнения» возник во многом благодаря развитию прессы).
В основном документе, порождённом Великой французской революцией, — «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 г.) были зафиксированы принципы свободы печати и свободы слова: «Свободное сообщение мыслей и мнений есть одно из наиболее драгоценных прав человека; а потому каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать лишь под условием ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определённых законом»[2].
После революций и стабилизации политической системы европейских государств на печать были наложены определённые законодательные ограничения, однако она превратилась в неотъемлемый элемент культурной и политической жизни. В США после революции сформировалась партийная пресса, на страницах которой велись дискуссии по политическим вопросам. В частности, в американской прессе конца 80-х годов. XVIII века широко обсуждался проект американской конституции.
В XVII-XVIII веках в европейских странах появляются первые журналы, посвященные главным образом научной и философской проблематике. Журналы стали средством коммуникации интеллектуальной элиты. Журнальная публицистика сыграла огромную роль в популяризации и распространении идей Просвещения и развитии европейской науки, литературного творчества.
В XIX веке произошли технологические изменения, позволившие существенно увеличить тираж газет и снизить их стоимость. Был изобретён паровой печатный станок, позже — ротационная машина. В частности, лондонская «Тайме», применив ротационную машину в 1848 году, смогла
печатать 8 тыс. экземпляров за один час. Произошли и другие изменения, позволившие сделать газеты доступными для широкой аудитории.
XIX век стал эпохой появления массовой прессы. Этот процесс почти одновременно протекал в США и Европе. В США впервые возник феномен penny press — дешёвой массовой газеты, ориентированной на самые непритязательные вкусы. О. Тоффлер описывает этот коммуникационный «переворот» в США следующим образом:
«Бенджамин Дей был владельцем типографии, и ему бы, всего двадцать три года, когда ему в голову пришла безумная идея, благодаря которой ему удалось резко повлиять на историю того, что мы называем теперь массмедиа, т.е. средствами массовой информации. Это было в 1833 году, когда население Нью-Йорка уже выросло до 218 000 человек. Однако крупнейшей ежедневной газеты здесь было лишь 4 500 подписчиков. В то время, когда средний рабочий в Америке зарабатывал 75 центов в день, нью-йоркская газета стоила 6 центов поэтому лишь немногие люди могли позволить себе купить её. Газеты тогда печатались на ручном станке, который мог произвести не более нескольких сот копий за час.
3 сентября 1833 г. он выпустил нью-йоркскую газету «Сан» и стал продавать её по одному пенсу за штуку. Он выпустил на улицу толпу мальчишек, чтобы продавать свою газету, это было инновацией для того времени. За 4 доллара в неделю он нанял человека, который посещал суды и давал полицейскую хронику. Это было одним из первых случаев использования репортёра. В течение 4 месяцев газета «Сан» стала самой популярной в городе. В 1835 году Дей купил самый совершенный печатный станок с паровым двигателем и тогда ежедневный тираж «Сан» вырос до неслыханной ранее цифры — 20 000экземпляров. Дей изобрёл общедоступную, массовую прессу, криминальные истории и т.п.»1.
Важной составляющей развития прессы была её коммерциализация. Газеты всегда размещали различные объявления, но динамическое развитие экономики и рост тиражей делали этот фактор всё более значимым. Доля рекламы в
¹Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: ООО «Издательст АСТ», 2001. С. 398-399.
финансовом обеспечении прессы росла. Еще в 80-е годы XVIII века в США, добившихся независимости от Британии, появились газеты, существовавшие главным образом за счёт рекламы.
Рост массовости и коммерциализация прессы шли параллельно. Если изобретателем массовой прессы в США был Б. Дей, то в Европе эту же функцию выполняли другие издатели-предприниматели, в частности Э. де Жирарден.
«Технологические новшества в издательском процессе, в информационных технологиях и введение в европейских странах в широких масштабах начального образования стимулировали появление «массовых», недорогих периодических изданий, рассчитанных на вкусы малообразованной, но большой читательской аудитории. Лидером французской «penny press» был Эмиль де Жирарден. Он начинал с выпуска журнала мод «La Mode» (1829-1854). Журнал «La Mode» вначале выходил как чисто великосветский журнал. Вскоре Жирарден придал ему черты политического издания, но сохранил раздел мод с картинками из жизни высшего света, учитывая интересы сложившегося круга читателей. Самый успешный проект Жирардена — основание им в 1836 г. новой политической газеты «La Presse» («Пресса»), подписная цена которой (40 франков) была вдвое ниже всех других подобных изданий. Жирарден верно рассчитал, что «газета делается не редакторами, а подписчиками», — при большом числе подписчиков объявления будут печататься именно в его газете, а плата за них покроет низкую подписную цену. В год основания у газеты Жирардена было 10 000 подписчиков, а реклама приносила газете до 200 000 франков в год. Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами (например, Теофиля Готье, ведшего раздел художественно-критического фельетона). Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в «La Presse» нередко вызывали раздражение властей... С именем Жирардена связывается и первое появление в европейской периодике «скрытой рекламы». Появление подобной рекламы отмечается специалистами ещё в газетах XVIII столетия, но подобные сообщения частных лиц было легко отличить от редакционного текста, хотя бы по месту публикации в газете и по специальным обозначениям-маркерам типа «N.B.» или «P.S.».
Однако в начале XIX века стали появляться такие сообщения рекламного характера, которые трудно было отличить от редакционного текста. ...Жирарден... брал за строку сообщений значительно дороже, чем за строку объявлений. ...Издательская модель газеты Жирардена оказалась весьма привлекательной. ...Во французской «penny press» появился и такой любопытный газетный феномен, как «роман-фельетон». Его появление связывается с деятельностью Луи Верона, журналиста и публициста... Верон смог сделать газету популярной, предложив читателю роман с продолжением. В 1837 им стал роман Эжена Сю «Вечный жид». ...Обращение массовому мещанскому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в постоянном ожидании продолжения, торопливость самого процесса писания породили характерную для романа-фельетона технику: упрощённость психологических мотивировок, сентиментально-мелодраматический подбор персонажей, сложность интриги при обилии кульминационных пунктов, подчас сводящих изложение к монтажу разрозненных выразительных ситуаций, растянутость, наконец, эмоциональность и неряшливость языка»1.
Превращение прессы в средство массовой информации имело огромные социальные и политические последствия. Благодаря массовой прессе возник феномен «общественно мнения», без учёта которого отныне не могли развиваться ни бизнес, ни политика. Пресса превратилась в один из важнейших механизмов социальной интеграции и формирован национального сознания.
Радио
XIX век был эпохой печати. Изобретение способа беспроволочной передачи сообщений на расстояние А. Поповым и Г. Маркони положило начало новому СМИ — радио.
На раннем этапе развития радиосвязь осуществлялась при помощи специальных кодов и не была широкодоступной.
¹Беспалова А.Г., Корнилов Е.Л., Короченский А.П., Лучинсшй Ю.В, Станько А.И. История мировой журналистики. — M. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — Электронная публикация — http://www.evartist.narod.ru/text8/51.htm
Изобретение электронно-вакуумной лампы позволило усовершенствовать радиоаппаратуру и повысить информационные и выразительные возможности радио. В 1908 году была проведена первая экспериментальная музыкальная радиопередача.
Стимулом для совершенствования радиосвязи и радиоаппаратуры послужила Первая мировая война (войны XX века в немалой степени способствовали техническому прогрессу). После окончания войны созданные технологии и производственные мощности были переориентированы на массовое производство продукции гражданского назначения. В 20-30-е годы радио превращается именно в средство массовой информации.
В этот период в США и Европе началось развитие и экспериментальных, и регулярных радиопередач. Ресурсы радио были замечены и политиками, и коммерческими структурами. Радиовещание (особенно в США) превращалось в новый канал рекламы.
Развитие радиовещания происходило не только в западных странах, но и в других регионах мира. Так, в Японии регулярное радиовещание началось в 1922 году. В последующие годы в стране формировались и коммерческие, и государственные радиостанции, создававшиеся в наиболее крупных городах — Токио, Осаке, Нагое. В 1928 году было создано централизованное радиовещание в национальном масштабе.
В области радиовещания, как впоследствии и в области телевещания, сложились три основные модели — коммерческая, общественная и государственная. Коммерческая модель сложилась прежде всего в США. Здесь к концу 30-х годов XX века радиовещание стало фактически всеохватным: приемники имели 91% городских семей и 70% — сельских. Радио финансировалось за счёт коммерческой рекламы, росла конкуренция между радиостанциями и печатными изданиями. Формировались новые жанры — «мыльные оперы» и «триллеры» возникли первоначально именно на радио, популярность приобретали новостные программы. В США появилась практика общения президента с народом при помощи радио. Этот
«жанр» весьма эффективно использовался, в частности Ф. Рузвельтом для прямого обращения к соотечественникам Общественная модель радиовещания сложилась в Великобритании. В 1927 году британская королева подписала устав Би-Би-Си. Задачей этой радиостанции было информирование, просвещение и развлечение аудитории. Радиостанция финансировалась не за счёт рекламы, а за счёт абонентской платы. Вмешательство правительства в редакционную политику исключалось (в годы Второй мировой войны практика была, естественно, несколько иной). В 1938 году радиовещанием было охвачено фактически всё население Великобритании.
В ряде стран, как правило, с диктаторскими режимами, сложилась государственная модель радиовещания, подразумевающая государственное управление редакционной политикой. Так, нацистские власти Германии поставили радио под жёсткий государственный контроль, всячески способствовали распространённости и доступности радио и использовали его как канал пропаганды идеологии национал-социализма.
Государственная модель сложилась и в СССР. Советская власть с самого раннего этапа своего существования стремилась использовать радио для своих политических целей. Уже в 1918 году Совнарком (Совет Народных Комиссаров — правительство Советского государства) создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 году из Нижегородской радиолаборатории, с 1920-го — из опытных радиовещательных станций в Москве, Казани и ряде других городов. В 20-е годы государством поощрялось радиолюбительское движение (движения радиолюбителей существовали и в других странах).
Регулярное радиовещание в СССР началось в 1924 году. Уже с 20-х годов традиционными для советского радио стали постоянные выступления государственных деятелей. В 20-30-е годы возникают радиопередачи разных жанров — радиорепортаж, радиобеседа, комментарий, художественные радиопрограммы, а также многочисленные информационно-идеологические передачи — «всесоюзное радиособрание» (1929 г.),
прямые репортажи со строек (I930 г.), разнообразные «радиоуниверситеты» (рабочий, крестьянский, комсомольский) и др.
Радио играло огромную роль в годы Великой Отечественной войны. За 1941 — 1945 годы по радио было передано 2 тыс. радиосводок Совинформ-бюро, 2,3 тыс. выпусков последних известий, свыше 8 тыс. выпусков «Писем с фронта» и «Писем на фронт» (помимо других передач — обзоров газет, художественных и литературных передач).
Советское радио как государственное средство массовой информации и пропаганды не только информировало, просвещало и развлекало слушателей, но и подвергало аудиторию постоянной идеологической обработке. Идеологический компонент присутствовал фактически во всех радиопередачах, исключая те, которые были связаны с трансляцией произведений литературной и музыкальной классики.
В годы Второй мировой войны, а также в эпоху «холодной войны» — идеологического противостояния капиталистического и социалистического лагерей — радиовещание стало орудием идеологической борьбы. Трансграничный характер радио позволял вести передачи на территорию стран — идеологических противников. Однако вернемся к этой теме в главе «СМИ и политические отношения».
После Второй мировой войны у радио появился мощный конкурент — телевидение. Однако и само радио пережило новую технологическую революцию, изменившую характер этого СМИ и позволившую ему выжить. Речь идёт о появлении транзисторов, позволивших сделать радиоприёмники компактными. Новые приёмники можно было легко переносить, устанавливать в автомобилях. Радио превратилось в СМИ, которое слушают «в дороге», «на отдыхе».
«Транзистор сохранял все функции радиоламп и оказался лишён их недостатков: он меньше по размерам, легче по весу, мощнее по функциям, надёжнее, потребляет меньше энергии, производит меньше тепла и обходится намного дешевле в производстве. С транзистором и явилось новое... поколение радиоприёмников на батарейках — лёгкие, портативные, достаточно дешёвые и надёжные. ...Кардинальнее всего транзисторная революция изменила способы использования
радио. Радио и прежде было дополнительным СМИ, но все-таки случалось так, что в выходные дни люди собирались вокруг него и просто сидели, слушая передачу. Теперь же, с одной стороны, оно становилось, как правило, дополнительным, с другой — появилась возможность слушать радио где угодно: на кухне, в гостиной, на работе, в гараже, в саду. Что же передавал транзистор? Передавал он то, что идеально сочеталось с такого рода ситуациями — популярную музыку»1.
То есть с массовым распространением транзисторных радиоприёмников радио превращалось главным образом в дополнительное и развлекательное СМИ. Хотя в тех странах, где доминировала общественная или государственная модель радиовещания, сохраняли свои позиции и другие передачи, тем не менее, популярная музыка занимала много места в радиоэфире. Сегодня практически во всех странах большинство радиостанций — музыкально-развлекательные.
Телевидение
Эксперименты по передаче изображения на расстояние проводились в 1920—1930-е годы в целом ряде стран, включая Великобританию, СССР, Германию и США.
В 1935 году было начато телевещание в Германии — под контролем нацистов. По телевидению осуществлялась, в частности, трансляция берлинской Олимпиады 1936 года. В Британии телевещание началось в 1936 году, во Франции — в 1935-м. Уже в предвоенные годы британская компания Би-Би-Си осуществляла телетрансляцию новостей, спектаклей, мультипликационных фильмов для детей.
В СССР экспериментальные передачи были осуществлены в \ЭЪЪ году телецентрами Москвы и Ленинграда. В 1938 году по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль и первая тематическая передача. Регулярное телевещание в Москве и Ленинграде началось в 1939 году. Так, 10 марта в Москве по телевидению был показан фильм
1 Крайселл Э. Радио: общественная служба, предпринимательство и парадокс выбора // Медиа: введение. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 153. |
об открытии XVIII съезда ВКП(б). В 1940 году в продажу поступили первые телевизоры 17-Т-1 с маленьким экраном, но достаточно чётким изображением.
Однако в предвоенные годы аудитория телевидения была крайне малочисленной. В годы Второй мировой войны телевещание в европейских странах, в том числе и в СССР, было прервано.
Средством массовой информации в полном смысле этого слова телевидение становится лишь спустя два десятилетия после окончания войны. Сегодня телевидение — самое массовое СМИ. Оно завоевало весь мир. Телевизор даже для бедных семей является предметом первой необходимости. Семьи с приемлемым достатком часто имеют несколько телевизоров. Просмотр телепередач — основной способ проведения досуга многомиллионной аудитории во всех странах мира. Исключение в этом плане представляют беднейшие африканские страны, где телевидение до сих пор доступно лишь для элиты.
Телевидение потеснило другие СМИ и прочно удерживает первенство как источник не только развлекательной, но и новостной информации. Телевидение радикально изменило способ подачи информации. Информация в виде «живого» изображения не требует концентрации внимания, создаёт мощный «эффект присутствия». Телевидение как визуальное СМИ превращает в развлечение и зрелище любой тип информации.
С телевидением связан невиданный расцвет различных жанров массовой культуры. Телевидение обвиняли и обвиняют в «оболванивании» аудитории, в ослаблении социальных связей между людьми и разрушении культуры общения, в распространении стереотипов и популяризации насилия, в том, что дети перестали читать книги, и во множестве других «грехов». Всё это в определённой степени верно. Но верно также и то, что телевидение сделало людей гораздо более информированными в разных областях жизни, способствовало открытости политики и росту ответственности политических деятелей перед общественным мнением, расширению культурного кругозора аудитории.
Эффектам и последствиям телевидения посвящена огромная научная литература, об этом будет сказано далее. Что касается собственно содержания телепередач, то здесь большую роль играет модель телевещания, сложившаяся в той или иной стране.
Коммерческая модель телевещания, подразумевающая финансирование за счёт рекламы, ориентируется на показ наиболее популярных, «рейтинговых» передач преимущественно развлекательного характера.
Государственная модель, предполагающая большую долю просветительских и информационных передач, неизбежно тяготеет к идеологизации вещания, насаждению явной или скрытой цензуры.
Общественное телевидение, финансируемое за счёт аудитории (особый налог, абонентская плата), в наибольшей степени приспособлено к тому, чтобы отслеживать и учитывать разнообразные потребности аудитории. Вполне плодотворной, как показывает, в частности, опыт современной Великобритании, является смешанная модель — совмещение коммерческого и общественного телевидения.
Совершенствование технологий, развитие кабельного и спутникового телевидения способствуют тому, что телевизионная продукция становится всё более разнообразной и специализированной, ориентированной на потребности разных сегментов телевизионной аудитории.
В главе «Массовые коммуникации в глобализирующемся мире» будет рассмотрен активно идущий сегодня процесс глобализации вещания и формирования транснациональных СМИ и его последствия.
Интернет
Появление интернета означает выход системы массовых коммуникаций на принципиально новый этап. Традиционные электронные СМИ (телевидение, радио) подразумевали однонаправленный характер коммуникации. Интернет делает коммуникацию двусторонней. Его аудитория самым активным образом участвует в информационном обмене, впервые
получив возможность свободного выбора и поиска информации (а также её продуцирования и распространения). Интернет создаёт новую информационную среду, его влияние затрагивает и традиционные СМИ, во многом меняя характер их деятельности. Возникает новая область деятельности — сетевая журналистика. Кроме того, любой более или менее квалифицированный пользователь интернета имеет возможность создать собственное «маленькое СМИ».
Интернет зародился в недрах военного ведомства США. Сеть была создана в 1969 году и называлась ARPA — от Advanced Research Projects Agency — Агентство передовых исследований Пентагона. Она соединяла 500 компьютеров, находившихся в военных лабораториях и исследовательских центрах ряда американских университетов. К 1987 году сеть расширилась до 28 000 университетских компьютеров. В начале 90-х был разработан такой важный элемент интернета как World Wide Web (www) — «Всемирная паутина». Через сеть можно «скачивать» документы и программы, она служит основным интерфейсом для деловых операций, объём которых постоянно возрастает.
«Интернет, задуманный как новая технология передачи информации, быстро трансформировался в принципиально новое явление (как это произошло в своё время с «беспроволочным телеграфом» — радио). Начавшееся в 1990-е годы взрывообразное развитие «мировой паутины» — глобальной сети компьютеров, связанных между собой посредством новейших коммуникационных технологий — привело к тому, что уже к середине 1990-х миллионы людей получили доступ к невообразимо обширным сетевым информационным ресурсам. С середины 1990-х годов в глобальной компьютерной сети утверждается и русскоязычное Интернет-сообщество. К началу 2000 г. доступ к Сети имели около 200 млн чел. по всему миру»1.
Ещё в начале 90-х годов доступ к сети имел довольно ограниченный круг пользователей — учёные, специалисты, государственные
¹Беспалова А.Г., Корнилов ЕЛ, Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станъко A.M. История мировой журналистики. — М.—Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — Электронная публикация — http://www.evartist.narod.ru/text8/53.htm
чиновники, бизнесмены. Однако уже спустя десятилетие количество пользователей интернета исчислялось миллионами. Если говорить о России, то, по данным Фонда «Общественное мнение», весной 2008 года в России насчитывалось 32,7 млн пользователей интернета. Это — 27% всего населения России1.
Интернет «перетянул» часть аудитории газет и телевидения. Как показывают соответствующие исследования, люди, регулярно пользующиеся интернетом, фактически не смотрят телевизор. Есть и другая любопытная тенденция — совмещённое использование телевидения и интернета. Так, ОТ. Филатова отмечает:
«Статистика свидетельствует, что на Западе активно развивается интерактивное телевидение, которое уже перегнало спутниковое телевидение — более 20 млн семей участвуют в интерактивных шоу, влияют на ход событий в сериалах, разворачивающихся в прямом эфире, а также совершают покупки прямо с экранов телевизоров...
Отчёт, опубликованный исследовательской компанией Dataquest, показывает, что число тех, кто смотрит телевизор и одновременно бродит в сети, выросло с 27 млн в 2001 г. до 48 млн в 2002. Автор отчёта — аналитик Суджата Рамнараян — утверждает, что у большинства этих «тепевеберов» (82%) телевизор служит «фоном» при работе. Другие «телевеберы» используют Интернет для поиска дополнительной информации по темам новостей, а также для общения с другими зрителями и участия в онлайновых опросах во время трансляции телешоу»2.
Радио оказалось менее затронутым «миграцией» слушателей в Интернет, чем телевидение. Причиной этого является характер радио как дополнительного СМИ, которое слушают в основном в дороге или на отдыхе, т.е. вне дома. Однако радио сегодня также можно слушать в интернете.
1 http://bd.fom.ra/report/map/bntergum08/internet/internet0802/int0802 2 Филатова О.Г. Интернет как масс-медиа // Актуальные проблемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 240. |
Среди пользователей интернета пока преобладают молодые, образованные, достаточно обеспеченные люди. Однако наблюдается
тенденция роста и расширения аудитории интернета. В частности, растёт его популярность среди пожилых людей и — по мере удешевления — среди малообеспеченных слоев населения (по крайней мере, в развитых странах).
За короткий срок в сети возникло множество сетевых СМИ, доступных любому пользователю, например новостные сайты или сетевые журналы. Традиционные СМИ вынуждены были осваивать новую информационную среду. Сегодня практически все традиционные СМИ имеют сетевые варианты. Сетевые СМИ, как правило, имеют форумы, где пользователи могут выказывать своё отношение к опубликованным материалам и вести дискуссии как между собой, так и с авторами публикаций. Эта интерактивность — принципиально новая черта интернет-СМИ.
Интернет — не только среда распространения информации, это среда свободной коммуникации, создания новых сообществ, нередко поверх государственных границ. Это новое глобальное пространство общения, которое отчасти подменяет или служит дополнением к общению «в реальном пространстве». Такие феномены, как блоги, форумы, социальные сети, позволяют говорить о возникновении новой среды общения, меняющей характер социальных связей. Виртуализация человеческих отношений — специфически новая социально-психологическая проблема, порождённая интернетом. Среди обитателей сети формируются собственные иерархии, складываются своя виртуальная групповая культура, свой специфический язык. Высказываются даже опасения, что виртуальное общение подорвёт традиционные языковые нормы.
Развитие интернета создаёт новые возможности и вызовы для бизнеса, определяет необходимость выработки новых маркетинговых стратегий. Интернет — новый и весьма динамичный рынок рекламы, породивший новые стратегии экономического поведения. Всё больше людей совершают разнообразные покупки, оплачивают счёта, ищут и находят работу с помощью интернета.
Политические отношения также получают новый стимул для развития в сторону большей открытости государства по
отношению к гражданскому обществу. Создание собственных сайтов как государственными структурами, так и отдельными политическими деятелями позволяет напрямую общаться с людьми, оперативно реагировать на их запросы, предоставлять необходимую информацию, минуя иных информационных посредников. Таким образом, интернет может способствовать укреплению демократии.
С другой стороны, компьютерные технологии, и интернет в том числе, вызывают озабоченность общественности в связи с растущими возможностями контроля и отслеживания личной информации о гражданах со стороны не только государственных структур соответствующего типа, но и коммерческих организаций, а также преступных группировок. Кибер-преступность — новая реальность информационной эпохи, и примером этой преступности можно считать кражу с последующим корыстным использованием личной информации о гражданах.