Казахский язык и триединство языков
Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации.
(1) Казахский язык - это наш духовный стержень.
Наша задача - развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек.
Государство, со своей стороны, многое делает для укрепления позиций государственного языка. Необходимо продолжить реализацию комплекса мер по популяризации казахского языка.
Нам необходимо, начиная с 2025 года, приступить к переводу нашего алфавита на латиницу, на латинский алфавит. Это принципиальный вопрос, который нация должна решить. Когда-то в истории мы такой шаг уже совершали.
Ради будущего наших детей мы должны принять такое решение, и это создаст условия для нашей интеграции в мир, лучшего изучения нашими детьми английского языка и языка Интернета, и самое главное - это даст толчок модернизации казахского языка.
Мы должны провести модернизацию казахского языка. Надо сделать язык современным, искать консенсус в вопросах терминологии, раз и навсегда решить вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов. Этот вопрос не должен решать круг обособленных деятелей. Правительству надо разобраться в этом.
Есть одинаково принятые во всем мире термины, они обогащают любой язык. Мы же сами себе начинаем усложнять жизнь, вносим путаницу и сумятицу в умы, копошимся в архаике. И таких примеров немало.
Я предлагаю составить список как минимум сотни современных книг, написанных на современном языке, и перевести их по-современному на казахский язык. Возможно, надо объявить конкурс среди молодежи: пусть они подскажут нам, что им особенно интересно и полезно.
***
Надо чтобы политика развития казахского языка не способствовала его отторжению, причем даже казахами. Наоборот, язык должен стать консолидатором народа Казахстана. Для этого языковую политику надо проводить грамотно и последовательно, не ущемляя ни один язык, на котором разговаривают казахстанцы.
Вы знаете о нашей политике - к 2025 году 95% казахстанцев должны владеть казахским языком.
Для этого сейчас создаются все условия.
Таким образом, уже к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повсеместного общения. И это, безусловно, будет важнейшим достижением нашего государства. Наш суверенитет, наша независимость наконец-то обретет то, что скрепляет нацию, цементирует ее, - это родной язык. Это главный бриллиант в короне суверенности нашего государства.
(2) В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки.
Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне.
К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком - это историческое преимущество нашей нации.
Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами.
Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни.
Задание 7. Ответьте на вопросы:
1.Основная тема Послания.
2. Дайте определение жанра «Послание»
3. О чем свидетельствует употребление разговорной лексики, в таком жанре как Послание?
4. Поскольку выразительность речи и наглядность ее изложения связаны с когнитивной задачей обработки информации, понимания и запоминания содержания высказывания, президент использует такие риторические приемы, как тропы (метафора), кавычки и фигуры речи (синтаксический параллелизм, эллипсис, бессоюзие, риторический вопрос, повтор, многосоюзие (Приведите примеры)
5. На словообразовательном уровне доминирует тенденция использования морфем, формирующих отвлеченное значение: 1) нулевой суффикс ( ); 2) суффикс - ость ( );3) суффикс – ность ( ); 4) суффикс - ени) е ( )
6. Президент использует различные приемы, облегчающие понимание речи: параллельное построение предикативного ядра, уподобление форм подлежащего и сказуемого, расчлененность структуры, повтор, структурирование информации, длина предложения. (Приведите примеры)
7. Президент доказательность своих суждений обосновывает, используя приемы рациональной аргументации: приводит цифровые данные для подтверждения объективности своих высказываний, а также использует безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием слов категории состояния и инфинитива, лексику с отвлеченным значением, гиперонимы (Приведите примеры).
Задание для СРО:
Подготовиться к дискуссии на тему «Умение выступать публично – это врожденный талант или умение, которое можно выработать?»
Составитель: к.п.н., доцент Рахимжанова Г.Р
Неделя 3
Тема:Текст как ведущая единица словесной коммуникации.
КЛК «Здоровье и здоровый образ жизни».
Вопросы:
1. Текст как ведущая единица словесной коммуникации.
2. Основные признаки текста.
3. ССЦ как компонент текста.
4. Способы связи предложений в тексте.
5. Разновидности цепной связи.
6. Средства выражения параллельной связи.
Цели:
- рассмотреть понятие текста, его признаки, средства связи в нем, а также средства выразительности языка; сформировать систему знаний сложного синтаксического целого как компонента текста; дать определение абзаца и сложного синтаксического целого; сформировать представление о способах связи предложений в тексте: цепная и параллельная связь;
- обогащение словарного запаса и развитие всех видов речевой деятельности обучаемых; развитие навыков анализа текста;
- расширение кругозора студентов, воспитание принципов здорового образа жизни.
Количество часов:3 ч.
Методы и приемы: беседа-полилог («мозговой штурм»), определение главного и второстепенного («метод пометок»), работа в группах, составление плана.
Справочный материал:
В лингвистике изучаются не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких единиц является текст.
Текст(от латинского textus – «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») – это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Общая основная тема текста связана с объектом речи, т.е. с тем, о чем говорится в тексте. Она развивается в главной мысли, которая отражает взгляд автора текста на объект речи. Основная тема – это «о чем говорят», главная мысль – «как об этом говорят».
Тема текста - это круг событий и лиц, образующих жизненную основу текста; то, о чем говорится в тексте; то, что в нем изображено. Тема задается обычно во вступительной части текста и далее раскрывается в его основной части. Тема обеспечивает смысловое единство. Основная тема разбивается на микротемы, которым соответствуют части текста.
Микротемы – это части смысловой основы текста. Они выделяют разные стороны того, о чем сообщается в тексте. Тему раскрывает заголовок текста. Формулировки микротем представляют его план. Через раскрытие темы выражается идея произведения.
Идея – главная обобщающая, образная, эмоциональная мысль, лежащая в основе произведения; если проблема – это главный вопрос, который ставится в произведении, то идея – это ответ на этот вопрос.Идея (основная мысль)текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Текст имеет письменную и устную формы. Он служит для обеспечения общения, в котором два его участника выполняют роли 1) пишущего, говорящего; 2) читающего, слушающего. Пишущий или говорящий соединяет друг с другом предложения и производит текст, чтобы передать какую-нибудь информацию или воздействовать на слушающего. Читающий или слушающий расчленяет текст для того, чтобы понять информацию и или реагировать на нее.
Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.
Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее их количество определяется задачами сообщения и задачами информации. Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. Текст имеет определенную композицию (построение): вступительную (зачин), основную (среднюю) и заключительную (концовку) части.
Сложное синтаксическое целое (ССЦ) -основная единица текста, представляющая собой группу законченных предложений, образующих структурное и семантическое единство, раскрывающее законченную микротему в пределах целого текста.
Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей. Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста - сложных синтаксических целых, фрагментов. Но нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно- синтаксическим членением. Это присуще речи эмоциональной, в которой абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию.
В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.
Цепная связь -структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому. В текстах с цепной связью дается постепенное развитие мысли. Предложения и по смыслу, и структурно как бы «цепляются» одно за другое: то, что в первом предложении сообщается как нечто новое, в последующем предложении становится элементом известным, ранее уже названным, т.е. то, что в предыдущем предложении является новым в последующем становится данным.
В данном микротексте четыре предложения и каждое делится на данное и новое (выделены ключевые слова в новом). Во 2-ом предложении данным является новое из 1-го предложения. Новое 2-го предложения становится данным в 3-ем предложении и т.д.).
Как видим, при цепной связи предложений часть содержания каждого предыдущего предложения переходит в последующее предложение и получает в нём своё дальнейшее развитие. Осуществляется это при помощи лексических, местоименных, местоименно-лексических, наречных и других видовповторов:
Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.
При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. В текстах с такой связью дается описание ряда одновременно происходящих действий или явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Первое предложение такого текста (микротекста) обычно выражает общее содержание: в нём задается, формулируется общая тема, которая раскрывается, конкретизируется через ряд последующих предложений.
Для предложений с параллельной связью характерно одинаковое строение: одинаковый порядок слов, видовременное единство сказуемых (т.е. сказуемое в предложениях выражается одной временной формой глагола), однотипность выражения членов предложения. Обычно второе и последующие предложения уподобляются по своей структуре первому и тем самым соединяются с ним. Например, в тексте нашего примера в 1-ом, вводном, предложении наблюдается прямой порядок слов,сказуемое выражено словосочетанием (прилаг. + сущ.). Последующие предложения текста строятся одинаково (сказуемое выражено кратким страдательным причастием).
Таким образом, основными средствами выражения параллельной связи являются одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.
Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи.
Контрольные вопросы:
1. Что такое текст?
2. Назовите основные признаки текста.
3. Дайте определение ССЦ.
4. Какие виды межфразовой связи вы знаете?
5. Назовите разновидности цепной связи.
6. Назовите средства выражения параллельной связи.
Дидактический материал
Задание 1. Прочитайте текст и определите его тему. Для ответа выберите подходящее начало из предложенных образцов.
Тема текста, статьи - … Текст (статья) посвящен теме…
Этот текст (статья) на тему… Статья (текст) рассказывает о…
В настоящее время к миру живого относят также вирусы, которые не имеют клеточной структуры. Кроме того, существуют также некоторые организмы с клеточным строением, клетки которых не имеют типичной структуры. Это так называемые прокариоты, их клетки не имеют ядер. Прокариоты являются историческими предшественниками организмов с развитыми клетками. К ним относят бактерии и сине-зеленые водоросли. Нити нуклеиновых кислот у этих клеток расположены не в ядре, а в цитоплазме. Общепризнано, что структуры, управляющие жизнедеятельностью клетки, расположены в ядре в длинных цепях молекул нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), исходной единицей которых является ген (от греч. «рождающий»).
Задание 2.Прочитайте и озаглавьте тексты. Определите, о чем в них рассказывается, используя подходящее начало из предложенных образцов. Выпишите ССЦ. Определите способ связи (цепной или параллельный) в тексте. Обоснуйте ответ. Составьте назывной план к тексту.
В тексте (статье, заметке) говорится (рассказывается) о чем?
Из текста (статьи, заметки) стало известно (что)?
***
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
***
Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
***
Существует много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется с профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими здоровья являются следующие формулировки:
- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма;
- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Задание для СРО. Комплексный анализ текста (самостоятельный подбор текстов по специальности).
Составитель: д.ф.н. Джамбаева Ж.А.
Неделя 4
Тема: Функционально-смысловые типы речи. Повествование в различных сферах общения. Языковые особенности повествования.
КЛК «Культура и традиции»
Цели:
- формирование у студентов представлений о повествовании, его признаках;
- развитие умений определять тип речи, анализировать содержание текста; работа над развитием всех видов речевой деятельности;
- формирование коммуникативной и культурологической компетенции, знаний о национальных традициях, воспитание патриотизма и культуры, изучение роли праздников в жизни человека .
Вопросы:
1. Каковы характерные признаки повествования?
2. Каковы семантические ряды глаголов?
3. Структура текста: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка
4. Способ изложения: передача информации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности
5. Схема текста-повествования: в виде цепочки, каждое звено обозначает этап действия или события во временной последовательности
6. Повествования в научной литературе: текст биографических справок,об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т.е. о последовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма, проведении эксперимента
Количество часов: 3
Методы и приемы: словесные, практические, ситуационные, беседа-полилог, работа в группах.
Справочный материал:
Во внешнем облике речи, и ее строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например осень, лес, горы, речку, другое – рассказать о событии, приключении, третье – объяснить, истолковать причины каких – либо явлений – природных или общественных. Таким образом, все разнообразие содержания наших высказываний в конечном итоге может быть сведено к трем видам:
1) мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;
2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
3) мир в причинно-следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования, в третьем – в форме рассуждения. Разумеется, в каждом из этих случаев строй языка будет существенно меняться. Столетия (если не тысячелетия) развития языка, мышления, речи выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих литературных задач. Поэтому уже издавна выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и ее смысл (см. таблицу).
Тип речи | На какой вопрос дается ответ в высказывании | О чем говорится | Временные отношения | Как строится высказывание каждого типа речи (их основные элементы) |
Повество- вание | Что предмет или лицо делает или что с ним про-исходит? | О событиях и действиях | Последова-тельность | Развитие событий, действий по схеме: экспозиция, завязка развития действия, кульминация, развязка |
Описание | Каков предмет или лицо? | О признаках предмета или явления | Одновре-менность | Общее впечатление (общий признак и отдельные признаки, возможен вывод) |
Рассуждение | Почему предмет или лицо такие? Почему человек думает, поступает так, а не иначе? | О причинах признаков, событий, действий | Разные временные отношения | Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод |
Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах.
Особенности повествования: повествование в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
Типичные схемы повествования:
1. Начало повествования.
2. Середина повествования. Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному ходу событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, которое было не в начале, а в середине или в конце события и т.д.
3. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она, по рекомендации риториков, должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования.
Повествование – тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.
Дидактический материал
Задание 1.
Прочитайте, правильно интонируя предложения. Озаглавьте текст.
Какие характерные признаки повествования наблюдаются в нем?
В «Сонар - 2013» приняли участие 42 спортсмена из Астаны, Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской и Павлодарской областей. Турнир получился весьма зрелищным: одних только болельщиков собралось свыше тысячи, а запечатлеть событие приехали съемочные группы из Турции и Китая. Не случайно состязания в очередной раз прошли вблизи поселка Нура, где имеется единственная в республике мастерская по изготовлению амуниции для ловчих птиц. Большинство местных жителей – профессиональные кусбеги. Убеленные сединой аксакалы обучают старинному охотничьему искусству внуков, отцы – сыновей. А Федерация национальных видов спорта «Кыран» намерена превратить Нуру в этнографический аул и открыть здесь научный центр по изучению феномена казахской культуры.
Соревнования длились три дня, в течение которых беркутчи показывали мастерство в таких упражнениях, как «преследование зайца», «посадка птицы на руку», «охота на лису». Чтобы поразить добычу, беркут должен точно рассчитать траекторию пикирования. На старте охотник снимает специальный кожаный чехол – томага - с глаз питомца, подает ему команду и подбрасывает вверх в направлении дичи. Считанные секунды полета, стремительная атака – и вот уже поверженная жертва слабо бьется в мощных когтях хищной птицы.
На этот раз удивительную ловкость продемонстрировали пернатые хищники хозяев соревнований. А самым зорким и быстрым из них стал беркут Айтуяк, который принес чемпионский титул своему хозяину - представителю Енбекшиказахского района Омирхану Баетбаю. В стране до сих пор законодательно не урегулированы правила содержания, дрессировки и перевозки беркутов. А школы беркутчи работают на голом энтузиазме, не получая должного финансирования со стороны государства. «Если так пойдет дальше, - сетует эксперт, - есть риск потерять секреты уникального искусства, корни которого уходят вглубь веков.»
(Газета «Казахстанская правда», А.Калымов)
Задание 2. Прочитайте текст. Элементы каких ФСТР в нем присутствуют? Выпишите предложения с элементами повествования (задание для 1 группы). Выпишите предложения с элементами рассуждения (задание для 2 группы).
Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в юрте - национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран. Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода.
"Все добрые, хорошие традиции казахского народа, идущие из глубин истории, должны вновь восторжествовать» - говорил Бауржан Момышулы, отмечая, что многие традиционные национальные игры казахов учат молодежь мастерству, ловкости, находчивости, бесстрашию и воспитывают в них подлинно рыцарские качества». Только благодаря национальным традициям, казахский народ является самобытной нацией со своей культурой и искусством
Задание 3. О чем повествуют приведенные ниже тексты? Сравните их. В чем отличие первого текста от второго?
Басире
Если рождение ребенка у казахов совпадало с окотом домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка дарили новорожденному. Такое животное называли басире и с этого момента его считали собственностью новорожденного. По поверью, будущее новорожденного ребенка было тесно связано с подаренным ему животным.
Поэтому к басире относились с особым вниманием, берегли и не позволяли ездить на нем верхом или использовать, как тяговое животное. И главное – басире ни при каких обстоятельствах не резали и не продавали. За ним ухаживали с такой же заботой, как за малышом. Считали, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего детства научится беречь и ценить домашний скот – главное богатство казахов. Уход за животным помогал ребенку научиться ценить жизнь другого существа, особенно, если она зависит от заботы ребенка. Соответственно, таким образом, повышается уровень ответственности и любовь к окружающим людям.
«Алтыбакан»
Качели «Алтыбакан» - это одно из неизменных развлечений любого казахского торжества или праздника, а также любимое место встречи молодежи, где можно было петь песни и веселиться. Для установки качель использовались шесть бревен высотой 3-4 метра, широкая перекладина и три аркана. На качелях «Алтыбакан» качались по двое, чаще всего юноша с девушкой. Остальные присутствующие пели песни, шутили, озорными замечаниями, подбадривали молодых, находящихся на качелях.
Задание 3. Организуйте вопросно-ответную беседу по содержанию текста.
Казахская национальная игра «Кокпар»
В казахской национальной игре «Кокпар» принимали участие жигиты аулов, соседствующих по пастбищу. К состязанию готовились заранее, так как это было состязание и на силу, и на ловкость, и на выносливость, и на умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 50-60 шагов от соревнующихся бросалась туша козла и начиналась борьба за кокпар, которая могла продолжаться с обеда до вечера.Борьба велась верхом на лошадях.Тот аул, у которого в итоге борьбы окажется кокпар – тот и победил. Затем джигиты с гордостью ездили по наиболее уважаемым дворам аула с «боевым трофеем» кокпаром и жители поздравляли их и дарили подарки. История казахской национальной игры «Кокпар» имеет далекие корни, когда казахи вели кочевой образ жизни. «Кокпар – кокбори» в переводе на русский означает «серый волк»
Задание 4. Прочитайте и озаглавьте текст. О традициях или обычаях говорится в тексте? В случае затруднения обратитесь к справке (см. ниже)
Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является неотъемлемой и важнейшей чертой характера степняков. Казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых - встречать гостя как посланника бога. Это подтверждается поговоркой: "Один из сорока гостей - Кадыр (имя пророка), один из тысячи - Уали (имя пророка)". Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым, поддерживая связь между отдаленными селениями. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения - саркыт его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью. Если же эта традиция нарушалась, гость вправе был пожаловаться хозяевам. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его тепло и с радушием встретят в любом месте. Согласно старой традиции, заметив приближающегося путника, навстречу ему выбегали старшие дети. Они помогали гостю сойти с коня, провожали в дом. Приближаясь к аулу, путник, обычно давал о себе знать возгласами и прежде чем сойти с коня узнавал, чей это дом, чей аул. С должным почтением относились и к коню гостя, о чем свидетельствуют строки из произведений Махмуда Кашгарского (Х в.): "Придет гость - встреть его с подобающим уважением, не беспокой его, дай его коню корма, воды и пусть он тоже будет доволен". Казахи связывают гостеприимство с притчей: "Алаш хан состарился, и пришло время раздела его имущества между тремя сыновьями. Все свое состояние он разделил на четыре равные части, раздав сыновьям их доли. Четвертую часть он также разделил на три равные части, напутствуя словами: "Из этой доли угощайте друг друга с щедростью".
Гостеприимство у кочевых народов было одним из надежных способов сохранения социальной общности, упрочения его внутренних связей.
____________________________________________________________
Обычай – правила поведения, которые являются обычными для какого-нибудь народа.
Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.
Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите его тип.
Задание для СРО. Подготовить сообщение повествовательного характера о народных традициях.
Составитель: ст. преп. Кубеева З.Е.
Неделя 5
Тема: Описание как функционально-смысловой тип речи
КЛК «Искусство в жизни человека»
Вопросы:
1. Описание в различных сферах общения.
2. Языковые особенности описания
3. Структурно-композиционные части текстов-описаний
Цели:
- формирование у студентов представлений об описании, его признаках;
- развитие умений определять тип речи, его структуру и смысл, анализировать содержание текста;
- изучение искусства Казахстана, воспитание патриотизма и эстетической культуры.
Вопросы для обсуждения:
1.Какова структура описания?
2.Какие разновидности описания вы знаете?
3.Какие языковые средства используются при описании?
Количество часов: 3
Методы и приемы: словесные, практические, ситуационные, беседа-полилог, работа в группах.
Справочный материал
Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета.
В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы (или части предметов) и их признаки; главным, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей.
При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей:
1) введение (общее впечатление);
2) описание деталей;
3) заключение (вывод, оценка).
Существует несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению. Так, например, в художественных описаниях даются конкретные, эмоционально окрашенные, субъективно воспринимаемые признаки, наиболее ярких сторон предмета. Поэтому в художественной литературе, публицистике описание - важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление. Деловое (научное) описание включает в себя понятия о существенных признаках описываемых предметов или явлений в их строго логической последовательности, в соответствии фактам, оно обычно лишено эмоциональности, образности, живости (надо отметить, что в научно-популярных текстах присутствуют средства изобразительности, но, в отличие от текстов художественных, ассоциативность в представлении того или иного предмета, явления должна быть конкретна, не вызывать множества толкований).
Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами: «Чистый четверг. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег. В полях к горизонту, все серебристо ». (И Бунин).
Часто в описании употребляются эллиптические предложения (предложения с пропущенным сказуемым, не восстанавливающимся из текста): «День был жаркий, слегка мглистый. Повсюду под ленивым ветром – вертящиеся крылья мельниц, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав. В голубоватой дымке – очертания городов, соборов, башен». (А.Толстой)
Характерной особенностью структуры сложного синтаксического целого описательного типа является параллельная связь предложений: «Спокойное солнце северной Сирии только что начинала свой обход… Огромная синяя чаша озера золотилась под утренними лучами. Густая трава на берегах была влажной и прохладной. В ранней тишине особенно четко слышались голоса птиц, доносившихся из густых тростниковых зарослей…». ( А. Алимжанов).
Как правило, представление той или иной картины в описании дается в пространственной или временной перспективе, для чего используются опорные обстоятельственные слова: «… Рвы и каналы окружали крепостную стену, где разместились дворцы и сады султана. А внутри были разбиты сады, где находились бассейны с прохладной рудниковой водой. Дворец наместника высился в центре, за второй стеной крепости. Вокруг дворца на почтительном расстоянии, за кирпичными оградами, стоят обвитые зеленью и утопающие в зелени и цветах дома, похожие на малые дворцы, в них обитали самые богатые вельможи города» (А.Алимжанов). В данном тексте обстоятельственные слова со значением места: внутри, в центре, вокруг дворца, за кирпичными оградами - являются обязательным элементом описания обстановки. В устных высказываниях или при чтении текстов, представляющих описание природы или обстановки, подобные слова, связывая предложения в тексте, являясь их скрепами, создают особую интонацию перечисления.
Для описания портрета характерно употребление составного именного сказуемого: «Лицо Абая, казалось, излучало какой-то мягкий свет. Полное и круглое, оно не было тронуто ни одной морщинкой. Абай был в полном расцвете своих двадцати девяти лет. Глаза были ясны, горящий внутренним огнем чистый их взгляд был и красив и пронзителен». (М.Ауэзов). Надо отметить, что в описании-характеристике, в отличие от описания портрета автор не ограничивается изложением только внешних примет человека, но называет черты его характера, приводит биографические данные, описывает наклонности и интересы: «Один Байсал, сидящий на переднем месте, смотрит прямо на Кунанбая. Байсал высок, у него румяное лицо, внушительная внешность. Взгляд больших синеватых глаз холоден, - в нем сдержанность, способность сохранить тайну в самой глубине души». (М.Ауэзов).
Виды описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание - характеристика, описание научно - техническое, описание положения дел.
Дидактический материал
Задание 1. Прочитайте тексты. Определите функционально-смысловой тип речи. Найдите языковые средства, характерные для данного ФСТР.
Леонардо да Винчи, гений Ренессанса, был не только одним из величайших художников, но и великим скульптором, музыкантом, архитектором, исследователем естествознания и талантливым изобретателем. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
«Мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо. Висящая в Лувре в окружении прекрасных полотен Рафаэля и Перуджино «Мона Лиза» — великий центр притяжения для посетителей всего мира; среди них ценители искусств и критики, туристы и просто сентиментальные любители.
Как и многие картины того периода, этот портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, нанесённых руками неумелых реставраторов. Но несмотря на всё это, он не потерял своей особенной красоты и обаяния, и прекрасное лицо всё ещё излучает спокойную и завораживающую улыбку.
Картина — всего лишь 30 дюймов в высоту, и Мона Лиза изображена сидящей на низком складном стуле; её тело повёрнуто влево, правая рука покоится на левом предплечье. Лицо обращено к зрителю слегка под углом, тогда как карие глаза смотрят прямо на вас.
Каштановые волосы, разделённые на пробор посредине и гладко зачёсанные к вискам, ниспадают красивыми мягкими локонами на плечи. Прозрачная вуаль наброшена на голову и вьётся поверх плечей. Платье изначально зеленоватого цвета с глубоким вырезом оживлено более светлыми рукавами, которые когда-то, должно быть, были жёлтыми.
На заднем плане — фантастический пейзаж с холмами и горами, тёплых и мягких тонов, над ним постепенно светлеющее небо. Две колонны по краям пейзажа закрывает нынешняя рама картины. В этом полотне прекрасны все детали, но внимание прежде всего захватывает лицо.
Картину невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на неё, тем больше возрастает её воздействие на вас, и вы начинаете чувствовать то удивительное очарование, которое покоряло стольких людей на протяжении веков.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные, исполнены с величайшей правдивостью. Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью.
Тому, кто внимательно смотрит на впадинку на шее, начинает казаться, что он вот-вот сможет увидеть биение пульса. Действительно, этот портрет написан так совершенно, что заставляет любого сложившегося художника, да и вообще любого, кто на него смотрит, трепетать от волнения.
Установите видо-временную форму глаголов – сказуемых. Выпишите предложения со сравнительными конструкциями и выявите их текстовые функции. Озаглавьте текст.
Задание 2. Опишите одну из картин казахстанских художников. Используйте в работе портретную лексику.
Обратите внимание: художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке; в работе важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного человека, составляет его индивидуальность, главное в нем. В связи с этим текст, содержащий описание портрета, обладает следующими структурно – композиционными особенностями: общая характеристика, история создание портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.
Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.
Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.
Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.
Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.
Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.
Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Какие свойства предметов передаются с помощью качественных прилагательных? Одна группа студентов должна найти выписать из текста предложения с элементами описания, другая – с элементами повествования .