Конституционная характеристика экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина в Российской Федерации
Назначение предусмотренных Конституцией РФ, экономических и социальных прав и свобод заключается в том, что их реализация связана с созданием материальной основы жизни общества.
Переход Российской Федерации в экономической сфере к рыночным отношениям не мог не повлечь за собой появления новых, ранее не известных нашему законодательству экономических и социальных прав и свобод.
Это прежде всего право на свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на защиту от безработицы и ряд других.
Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельность (ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.
ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2).
Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. (в редакции от 26 ноября 1998 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности», требуется наличие специального разрешения (лицензии).
Свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателей, связанными с их доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции. Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополизма принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. (в редакции от 6 мая 1998 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Право частной собственности (ст. 8, 35). В Конституции РФ право частной собственности раскрывается в двух аспектах.
Во-первых, частная собственность выступает как важнейшая характеристика одной из основ конституционного строя (ст. 8). Частная собственность закрепляется в этой статье в качестве формы собственности, которая признается и охраняется в Российской Федерации равным образом с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется в гл. 2 Конституции РФ (ст. 35) как элемент правового статуса человека и гражданина, одно из социально-экономических прав.
В Конституции РФ устанавливаются важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Так, Конституция РФ предусматривает исключительно судебный порядок лишения (прекращения) права собственности человека на принадлежащее ему имущество: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности Конституция РФ относит право наследования.
Детальная регламентация права частной собственности содержится в разд. 2 ГК РФ.
Права и свободы человека в сфере труда (ст. 37). Эта группа прав и свобод включает:
1) свободу труда;
2) право на труд в надлежащих условиях;
3) право на защиту от безработицы;
4) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;
5) право на отдых.
Свобода трудаозначает:
- свободный для человека выбор - работать или не работать. Незанятость человека не может служить основанием для привлечения его к административной и иной ответственности;
- право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Следовательно, человек может работать по найму, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью или иным законным способом зарабатывать средства к существованию;
- запрещение принудительного труда. Не считается принудительным трудом выполнение ряда публичных мероприятий - военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, работа на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Содержание данного права раскрывается в федеральном законе от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ» и других нормативных актах.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, включает в себя: право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от опасных или вредных производственных факторов; право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда; право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; право на обращение по вопросам охраны труда; право на участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и др.
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение, по возможности, полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» * предусматривает целый ряд мер, направленных на защиту от безработицы. К ним, в частности, относятся: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве, бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице т. п.
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется Кодексом законов о труде РФ (гл. 14).Индивидуальными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями о применении установленных условий труда. Такие споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Коллективные трудовые споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Коллективными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку. Порядок реализации данного права предусмотрен вышеупомянутым законом.
Право на отдых имеет каждый человек. Конституция РФ гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Право на социальное обеспечение (ст. 7, 39). Социальное обеспечение -это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.
Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.
Правовые основания, наличие которых вызывает у человека потребность в социальном обеспечении, многочисленны. К ним относятся возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.
По своему содержанию право на социальное обеспечение включает права на денежные выплаты (пенсии, социальные пособия, компенсации) и право на социальные услуги. Каждая из перечисленных форм социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов. Так, пенсионное обеспечение осуществляется на основе Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. (в редакции от 17 июля 1999 г.) «О государственных пенсиях в РСФСР», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.
Предоставление социальных пособий устанавливается следующими актами: пособия, адресованные семье, -федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; пособие по безработице - Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации»; пособие по временной нетрудоспособности - Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г., которое утвердило Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию; ритуальное пособие - федеральным законом от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле».
Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Кроме государственных форм материального обеспечения людей, Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г. (в редакции от 2 марта 1998 г.).
В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. (в редакции от 1 июля 1994 г.) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также за счет средств юридических лиц, своих личных средств и иных источников.
38. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации: понятие и виды.
Юр.Обязанность - вид и мера должного поведения участника правоотношения,которое он обязан осуществить для того чтобы ,субъективное право другого участника было реализовано;
это предписанное законом необходимая мера поведения,требование,нарушение которого пресекается и наказывается с помощью мер государственного принуждения.
основные обязанности это вид юридических обязанностей,представляющих совокупность закрепленных в конституции РФ обязанностей ,возлагаемых на всех лиц законно находящихся на территории РФ,или только на граждан РФ.
признаки конституционных обязанностей.
1) направлены на охрану защиту и развитие важнейших социальных ценностей
2)служат реализации как личных так и коллективных общественных интересов.
3)имеют высшую юридическую силу.
обязанности :
-обязанность соблюдать конституции РФ и законы РФ часть 2 статья 15.
-статья 59 конституции РФ устанавливает, что защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. регулируется ФЗ "о воинской обязанности и военной службе в РФ "