Работа с суждением историка
Тренинг по темам
«РОССИЯ в период правления Александра III и в начале правления Николая II (до 1900 г.)»
«Развитие экономики россии
во второй половине XIX в.»
«Развитие русской культуры
во второй половине XIX в.»
Работа с хронологией
Заполните таблицу.
№ п/п | Событие | Дата |
1. | I съезд РСДРП | |
2. | Введение должности земских начальников | |
3. | Гаагская конференция | |
4. | Заключение русско-французского союза | |
5. | Морозовская стачка | |
6. | Мощный промышленный подъем в России («виттевская индустриализация») | |
7. | Начало царствования Николая II | |
8. | Образование петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» | |
9. | Финансовая реформа | |
10. | «Ходынка» |
Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Антокольский, Опекушкин | ||
Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков | ||
Даль, Буслаев, Афанасьев | ||
В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов | 1. 2. | |
Д.И. Менделеев | 1. | |
Ермолова, Комиссаржевская, Ленский | ||
Зинин, Бутлеров | ||
К.П. Победоносцев | 1. | |
Кускова, Прокопович | ||
Моисеенко, Волков | ||
Н.К. Михайловский | ||
П.И. Чайковский | ||
Перов, Репин, Крамской, Суриков | ||
Плеханов, Засулич, Игнатов, Дейч, Аксельрод | 1. | |
Пржевальский, Миклухо-Маклай | ||
С.М. Соловьев, В.О. Ключевский | ||
С.Ю. Витте | 1. 2. 3. 4. | |
Сеченов, Мечников, Тимирязев | ||
Струве, Бердяев, Булгаков, Туган-Барановский | ||
Третьяков, Бахрушин | ||
Федосеев, Бруснев, Благоев | ||
Шервуд, Тон | ||
Яблочков, Лодыгин |
Работа со схемой
Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – крестьянские хозяйства – промышленность, сложившиеся к концу XIX в.
Работа с картой
Найдите на карте:
1) районы быстрого промышленного роста: Центральный, Южный, Бакинский;
2) город Орехово-Зуево.
Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
1. Контрреформы —
2. «Циркуляр о кухаркиных детях» —
3. Отработочная система —
4. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве —
5. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве —
6. Кулачество —
7. Разложение (расслоение) крестьянства —
8. Кустарные промыслы —
9. «Тройственный союз» —
10. Винная монополия —
11. Марксизм —
12. «Легальный марксизм» —
13. «Экономизм» —
14. Русификация —
Работа с источниками
Определите, о каких странах идет речь в отрывках из дипломатических документов.
1. «Ст. 1. Выс. дог. стороны обещают друг другу мир и дружбу, и они не вступят ни в какой союз или обязательство, направленные против одного из их государств. Они обязуются приступить к обмену мнениями по политическим и экономическим вопросам общего характера, которые могли бы возникнуть, и они кроме того обещают взаимную поддержку друг другу в границах своих собственных интересов.
Ст. 2. В случае, если Италия, без прямого вызова с ее стороны, подверглась бы нападению 1-________ по какому бы то ни было поводу, обе другие дог. стороны обязаны подать атакованной стороне помощь и содействие всеми своими силами.
Такая же обязанность ляжет на Италию в случае не вызванного прямо нападения 1-________ на 2-________». (Из союзного договора 1882 г.)
2. «Если 1-________ подвергнется нападению со стороны 2-________ или Италии, поддержанной 2-________, 3-________ употребит все войска, какими она может располагать для нападения на 2-________.
Если 3-________ подвергнется нападению 2-________ или Австрии, поддержанной 2-________, 1-________ употребит все войска, какими может располагать для нападения на 2-________». (Из проекта военной конвенции 1892 г.)
Работа с суждением историка
Проанализируйте приведенное ниже высказывание историка В.Г Чернухи об Александре III. Что общего отмечает автор в мировоззрении Николая I и Александра III? Согласны ли вы с оценкой веры Александра III в необходимость сохранения самодержавия как «слепой»? Почему?
«Подобная картина наблюдалась и при Николае I, на которого Александр III был очень похож при всем внешнем различии. У них была общая психология – хозяина большого поместья, единолично за все отвечающего… Если задаться вопросом, какие личные убеждения более всего сказались на политике Александра III, то на первое место придется поставить слепую веру в необходимость сохранения самодержавия. Власть воспринималась им как собственность, а люди, разговаривающие о народовластии, как воры… Чего стоит его заявление: «Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?»».
Проверочный контроль
Структура работы
На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.
Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ I
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
A1 |
Какой ряд дат отражает важные события в истории российской социал-демократии?
1881 г., 1894 г. | |
1883 г., 1895 г. | |
1887 г., 1897 г. | |
1889 г., 1891 г. |
A2 |
Внешняя политика Александра III характеризуется
намерением любым путем сохранить союзнические отношения с Германией | |
усилением влияния России в Болгарии и Сербии | |
стремлением усилить позиции России на Дальнем Востоке | |
большими территориальными приобретениями |
A3 |
Разгром «Народной воли» привел к тому, что в оппозиционном движении в течение следующих десяти лет господствующее положение заняли идеи
«легальных марксистов» | |
либеральных народников | |
революционных марксистов | |
либералов |
A4 |
Революционный марксизм 1880–1890-х гг. характеризует суждение
Участие предпринимателей в управлении будет в интересах страны | |
Террор нужен для дезорганизации правительства | |
Трудовое крестьянство – главная движущаяся сила революции | |
В России развивается капитализм |
A5 |
Главным внешнеполитическим союзником России к концу правления Александра III становится
Великобритания | |
Австро-Венгрия | |
Франция | |
Германия |
A6 |
Струве, Бердяев, Булгаков – это
руководители Морозовской стачки | |
революционные народники | |
либеральные народники | |
«легальные марксисты» |
A7 |
И народничество, и марксизм характеризует общее представление о
социализме как справедливом строе, основанном на общественной собственности | |
необходимости индивидуального террора против деятелей правительства | |
необходимости революционного переустройства общества | |
движущих силах будущей российской революции |
A8 |
С началом жизненного пути В.И. Ульянова (Ленина) связаны населенные пункты
Екатеринбург, Томск | |
Симбирск, Казань | |
Астрахань, Ростов | |
Тула, Калуга |
A9 |
Земские начальники – это
должностные лица земского самоуправления (члены земских управ) | |
должностные лица из дворян, контролировавшие крестьянское самоуправление | |
председатели губернского и уездного земских собраний | |
представители губернаторов в земских собраниях |
A10 |
Прочтите отрывок из речи императора и укажите год, в котором она была произнесена.
«Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я… буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный родитель».
A11 |
В начале 1880-х гг. Г.В. Плеханов перешел от
революционного народничества к революционному марксизму | |
либерального к революционному народничеству | |
«легального марксизма» к революционному марксизму | |
народовольчества к социал-демократии |
A12 |
«Передвижники» выступили против
невозможности получить хорошее художественное образование за границей | |
навязывания сюжетов на темы из древней истории и мифологии | |
усиления цензуры в сфере изобразительного искусства | |
запрета изображать повседневную жизнь в России |
A13 |
Александр III
уничтожил выборность земских гласных | |
поставил земские собрания под контроль губернаторов и МВД | |
ограничил права местного самоуправления | |
ликвидировал городские думы |
A14 |
I съезд РСДРП
1881 г. | |
1885 г. | |
1895 г. | |
1898 г. |
A15 |
С.Ю. Витте стимулировал
железнодорожное строительство | |
приток иностранного капитала | |
рост государственных доходов | |
верно все вышесказанное |
A16 |
Какие территории в 1890-е годы продемонстрировали ускоренный промышленный рост?
А | Московский район |
Б | Восточная Украина |
В | Дальний Восток |
Г | Западная Сибирь |
Д | Польша |
Е | Урал |
Укажите верный ответ.
АБД | АДЕ | АВД | ВГЕ |
A17 |
Прочтите отрывок из газетной статьи и укажите дату событий, о которых идет речь.
«Присяжным был задан сто один вопрос, из коих на каждый был дан ими ответ отрицательный. Присяжные, таким образом… сполна оправдали всех подсудимых. А так как судились из числа рабочих признанные за главных зачинщиков и участников, то вышло как бы так, что беспорядков вовсе не было, что если были в этом деле виновные, то разве только хозяин фабрики».
1881 г. | 1885 г. | 1894 г. | 1898 г. |
A18 |
Последствие финансовой реформы С.Ю. Витте
усиление финансовой зависимости России от западных держав | |
превращение рубля в свободно конвертируемую валюту | |
рост расходов на поддержку помещичьего землевладения | |
прекращение притока иностранного капитала |
A19 |
К.П. Победоносцев занимал должность
секретаря Государственного совета | |
обер-прокурора Святейшего Синода | |
министра внутренних дел | |
министра иностранных дел |
A20 |
Не относится к марксистским организациям
Российская социал-демократическая рабочая партия | |
кружок Д. Благоева | |
группа «Освобождение труда» | |
кружок А.И. Ульянова |
Часть В
Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.
B1. Расположите в хронологическом порядке факты истории оппозиционного движения в России. Запишите буквы, которыми они обозначены, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ. __________________
А) I съезд РСДРП
Б) распространение марксизма в России
В) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
Г) возникновение группы «Освобождение труда»
B2. Установите соответствие между деятелями оппозиционного движения и теми течениями общественной мысли, к которым они принадлежали. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятель | Течение | |
1. Н.К. Михайловский | А. Революционный марксизм | |
2. Ю.О. Мартов | Б. «Легальный марксизм» | |
3. Б.Н. Чичерин | В. Либерализм | |
4. К.П. Победоносцев | Г. Либеральное народничество | |
Д. Консерватизм |
B3. Прочтите отрывок из письма помещика А.И. Энгельгардта и напишите, как называлась та система хозяйства, о которой он пишет.
«Помещики… стали вести хозяйство, сдавая земли на обработку крестьянам с их орудиями и лошадьми, сдельно, за известную плату деньгами, выгонами, лесом, покосами и т.п. Но обрабатывающие таким образом земли в помещичьих хозяйствах крестьяне сами хозяева, сами ведут хозяйство и нанимаются на обработку помещичьей земли только по нужде».
_________________________
B4. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой его деятельности. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятель | Сфера деятельности | |
1. Шервуд, Тон | А. Живопись | |
2. Антокольский, Опекушкин | Б. Музыка | |
3. Мусоргский, Бородин | В. Скульптура | |
4. Ермолова, Комиссаржевская | Г. Архитектура | |
Д. Театр |
B5. Прочтите отрывок из стихотворения А. Блока и напишите фамилию человека, о котором идет речь.
И не было ни дня, ни ночи,
А только — тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна;
Под умный говор сказки чудной
Уснуть красавице не трудно, —
И затуманилась она,
Заспав надежды, думы, страсти…
______________________
ЧАСТЬ 3
Прочтите цитату из учебника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«… Было всего 9 участников, представлявших петербургский, московский, киевский и екатеринославский «Союзы борьбы», Бунд и группу киевской «Рабочей газеты» ».
C1. Определите время и место и устоявшееся наименование события.
C2. Что сделали те 9 человек, о которых говорится в тексте?
C3. Какие последствия имело описанное событие?
ОТВЕТЫ
Тренинг
Работа с хронологией
Заполните таблицу.
№ п/п | Событие | Дата |
1. | I съезд РСДРП | |
2. | Введение должности земских начальников | |
3. | Гаагская конференция | |
4. | Заключение русско-французского союза | перв. пол. 1890-х |
5. | Морозовская стачка | |
6. | Мощный промышленный подъем в России («виттевская индустриализация») | 1890-е |
7. | Начало царствования Николая II | |
8. | Образование петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» | |
9. | Финансовая реформа | |
10. | «Ходынка» |
Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Антокольский, Опекушкин | скульпторы | |
Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков | композиторы, члены «Могучей кучки» | |
Даль, Буслаев, Афанасьев | филологи, собиратели фольклора | |
В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов | революционные марксисты | 1. Создали петербургский «Союз борьбы» 2. Арестованы и сосланы |
Д.И. Менделеев | химик | 1. Открыл Периодический закон |
Ермолова, Комиссаржевская, Ленский | актеры | |
Зинин, Бутлеров | химики | |
К.П. Победоносцев | обер-прокурор Святейшего Синода | 1. Главный идеолог царствования Александра III |
Кускова, Прокопович | сторонники «экономизма» в социал-демократическом движении | |
Моисеенко, Волков | руководители Морозовской стачки | |
Н.К. Михайловский | идеолог либерального народничества | |
П.И. Чайковский | величайший русский композитор | |
Перов, Репин, Крамской, Суриков | художники | |
Плеханов, Засулич, Игнатов, Дейч, Аксельрод | члены группы «Освобождение труда» | 1. Пропагандировали марксизм в России |
Пржевальский, Миклухо-Маклай | путешественники | |
С.М. Соловьев, В.О. Ключевский | историки | |
С.Ю. Витте | министр финансов в 1892-1903 гг. | 1. Стимулировал ж/д строительство 2. Создал благоприятные условия для притока иностранного капитала 3. Провел финансовую реформу 4. Ввел винную монополию |
Сеченов, Мечников, Тимирязев | физиологи | |
Струве, Бердяев, Булгаков, Туган-Барановский | «легальные марксисты» | |
Третьяков, Бахрушин | коллекционеры и меценаты, основатели музеев | |
Федосеев, Бруснев, Благоев | руководители марксистских кружков в России | |
Шервуд, Тон | архитекторы | |
Яблочков, Лодыгин | изобретатели |
Работа со схемой
Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – крестьянские хозяйства – промышленность, сложившиеся к концу XIX в.
|
|
|
|
|
|
Работа с картой.
Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
1. Контрреформы — мероприятия правительства Александра III, нацеленные на частичный пересмотр реформ предыдущего царствования.
2. «Циркуляр о кухаркиных детях» — запрещение принимать в гимназии детей прислуги, мелких лавочников и т.п.
3. Отработочная система — аренда крестьянами помещичьей земли на условиях оплаты работой в хозяйстве помещика.
4. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве — сохранение земли в руках помещиков, переход их к использованию в качестве основной рабочей силы батраков (вольнонаемных сельскохозяйственных рабочих).
5. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве — создание фермерских хозяйств, использующих труд батраков и работающих на рынок.
6. Кулачество — зажиточная часть крестьянства, сельская буржуазия; в России конца XIX – начала ХХ вв. формирование кулачества связано преимущественно с торгово-ростовщической деятельностью.
7. Разложение (расслоение) крестьянства — появление среди крестьян кулачества, среднего слоя, бедноты, а также сельского пролетариата (батраков).
8. Кустарные промыслы — ремесленное производство, нацеленное на обслуживание бытовых потребностей населения в условиях дороговизны фабричной продукции и сезонности сельскохозяйственного производства.
9. «Тройственный союз» — союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, заключенный в 1882 г.
10. Винная монополия — исключительное право государства на продажу крепких спиртных напитков; введена С.Ю. Витте в 1894 г.
11. Марксизм — учение К. Маркса и Ф. Энгельса о неизбежности гибели капитализма в результате социалистической революции под руководством пролетариата.
12. «Легальный марксизм» — идейно-политическое течение, сторонники которого использовали марксизм для критики феодальных пережитков в России и обоснования развития капитализма.
13. «Экономизм» — течение в российской социал-демократии, сторонники которого считали главной задачей социал-демократов помощь рабочим в организации экономической борьбы.
14. Русификация — политика по распространению русского языка, культуры, православной веры и т.п.
Работа с источниками
1 – Франция, 2 – Германия, 3 – Россия.