Работа с суждением историка.

Работа с хронологией.

А. Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
Битва на реке Воже (год)  
Битва на реке Шелони (год)  
Восстание в Твери (год)  
Грюнвальдская битва (год)  
Княжение Дмитрия Донского (годы)  
Княжение Ивана III Великого (годы)  
Княжение Ивана Калиты в Москве (годы)  
Кревская уния Польши и Литвы (год)  
Куликовская битва (год)  
Набег Тохтамыша на Москву (год)  
Присоединение к Московскому княжеству Коломны (год)  
Присоединение к Московскому княжеству Пскова, Смоленска и Рязани (примерное время)  
Присоединение Новгорода Великого к Московскому княжеству (год)  
Присоединение Твери к Московскому княжеству (год)  
Свержение ордынского ига (год)  
Судебник Ивана III (год)  
Феодальная война в Московском княжестве (примерное время)  

Б. Определите последовательность событий. По какому признаку объединены события?

1. Окончательное закрепление за Москвой владимирского княжения.

2. Присоединение Коломны к Московскому княжеству.

3. Присоединение Можайска к Московскому княжеству.

4. Присоединение Нижнего Новгорода к Московскому княжеству.

5. Присоединение Новгорода Великого к Московскому княжеству.

6. Присоединение Рязани к Московскому княжеству

7. Присоединение Твери к Московскому княжеству.

___→___→___→___→___→___→___

Признак: __________________________________________

1. Битва на реке Воже.

2. Борьба за ярлык на Великое Владимирское княжение между Юрием Даниловичем и Михаилом Ярославичем.

3. Куликовская битва.

4. Набег Тохтамыша на Москву.

5. Подавление ордынским и московским войсками Тверского восстания.

6. Получение Иваном I ярлыка на Великое Владимирское княжение.

7. Стояние на реке Угре.

___→___→___→___→___→___→___

Признак: __________________________________________

1. Грюнвальдская битва.

2. Кревская уния.

3. Походы Ольгерда на Москву.

4. Присоединение к Литве белорусских земель.

5. Присоединение к Литве Киева и украинских земель.

6. Присоединение к Москве Смоленска.

7. Сражение на реке Ведрошь.

___→___→___→___→___→___→___

Признак: __________________________________________

1. Строительство Аристотелем Фиорованти Успенского собора.

2. Строительство белокаменного Кремля в Москве.

3. Строительство в Москве первых каменных соборов.

4. Строительство краснокирпичного Кремля в Москве.

___→___→___→___

Признак: __________________________________________

1. Деятельность Сергия Радонежского и митрополита Алексия.

2. Начало притеснения православных в Литве.

3. Перенос митрополичьей кафедры в Москву.

4. Перенос митрополичьей кафедры во Владимир.

5. Споры иосифлян с нестяжателями.

___→___→___→___→___

Признак: __________________________________________

Работа с персоналиями.

А. Заполните таблицу.

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
Андрей Рублев   Выдающийся русский (кто?) ________________. Самое знаменитое произведение (какое?) __________________
Аристотель Фиорованти Выдающийся (кто? откуда?) ______________________, строитель (чего? где?) ____________________________
Афанасий Никитин Русский (кто?) ____________, совершил путешествие (куда?) ________________, автор (чего?) _______________________
Ахмат Хан (чего?) _________________, отступил (после чего? когда?) _____________________________.
Василий I (Кто?) ______________________________________________, присоединил (что к чему?) ___________________________
Василий II (Кто?) ______________________________________, победил в борьбе (с кем?) ____________________________________, но при этом (что с ним произошло?) ___________________
Василий III (Кто?) ______________________________________________, присоединил (что к чему?) ___________________________, отобрал у Литвы (что?) ____________________
Витовт (Кто?) ______________________________________________, при нем Литовское государство достигло (чего?) ______________________, командовал литовцами (в каком сражении и когда?) _______________________________
Владимир Серпуховской (Кто?) _________________________________, двоюродный брат (кого?) _________________________, участвовал (в какой битве?) ____________________ и заслужил прозвище (какое?) ____________________
Гедимин   (Кто?) _________________________________, при нем начался быстрый рост (чего за счет чего?) ____________________________________
Даниил (Кто?) ________________________________, младший сын (чей?) ____________________, отличался (каким качеством?) _______________________, присоединил (что к чему?) ___________________________
Дмитрий Донской (Кто?) ______________________________, воевал за ярлык (с кем?) ___________, _______________, _____________, построил (что?) ______________________________, отразил три похода (кого?) ____________________, разгромил (кого, когда, в какой битве?) _________________________________, впервые передал (что, кому, без чьего разрешения?) ________________________________
Иван I Калита (Кто?) ______________________________, подавил вместе с ордынцами (что, когда?) _____________________ и закрепил за собой (что?) _________________________, собирал с Русской земли (что, для кого?) и накопил (что?) ____________________________, прикупил много (чего?) _________________________, построил в Москве (что?) _____________________________, благодаря дружбе (с кем?) ___________________________ добился переноса в Москву (чего?) ______________________________________________
Иван III Великий (Кто?) ______________________________, присоединил (что к чему?) ____________________________________________, сверг (что, после чего?) _______________________________, успешно воевал (с кем?) ____________________ и отвоевал (что?) _____________________________, при нем был составлен (что?) _____________________________, женился (на ком?) _____________________, что привело к заимствованию (чего?) _______________________________, перестроил в Москве (что?) _________________________
Иосиф Волоцкий (Кто?) _________________________, лидер (какого течения?) ____________________, выступал (за какую церковь?) _______________________ и (какую княжескую власть?) __________________________
Мамай (Кто?) _____________________, стал (кем?) __________________________, потерпел поражение (когда, где?) ______________________________
Алексий (Кто?) ___________________________, фактически управлял (чем, при ком?) _____________________________________
Петр (Кто?) ___________________________, дружил (с кем?) _____________________, что способствовало (чему?) __________________________________
Михаил Ярославич (Кто?) ___________________________, боролся (за что, с кем?) ____________________________________________, был убит (где, кем, по навету кого?) ____________________
Нил Сорский   (Кто?) _________________________, лидер (какого течения?) ____________________, выступал (за какую церковь?) _______________________
Ольгерд (Кто?) _________________________, присоединил (что к чему?) ____________________________________________, совершил три похода (каких, куда?) _____________________
Пересвет и Ослябя (Кто?) ___________________________, были даны (кем, кому?) ____________________________________, Пересвет сражался в поединке (с кем, перед чем?) ______________________________
Сергий Радонежский (Кто?) _________________________, основал (что?) _____________________, в котором монахи владели имуществом (как?) ________________________. благословил (кого на борьбу с кем?) _______________________________
Симеон Гордый и Иван II Красный (Кто?) _________________________, дети (кого?) _________________________, продолжали политику (кого?) ___________________
Тохтамыш   (Кто?) _________________________, совершил (что, на что, когда?) __________________________ и добился возобновления (чего?) ___________________________
Узбек (Кто?) _________________________, при нем его государство достигло (чего?) _______________________, принял со своими подданными (что?) ___________
Юрий Данилович (Кто?) _________________________, боролся (за что, с кем?) _________________________________, убит (где, кем?) ______________________________
Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка (Кто?) _________________________, боролись за власть (с кем?) ___________________________________, иногда (что?) _____________________, но в конечном итоге (что?) _______________________
Ягайло (Кто?) _________________________, шел на помощь (кому?) ________________________, заключил (что, с кем?) ________________________ и стал (кем?) _________________________, командовал польскими войсками (в какой битве, когда?) _______________________.

Б. Заполните таблицу, указав современников (используйте ТОЛЬКО материалы предыдущего задания).

Московские князья Церковные деятели Правители Литвы Правители Золотой (Большой) орды
____________________ ____________ Гедимин ____________
Дмитрий Донской _____________ и ________________ ___________ и ______________ ___________ и ______________
____________________ _____________ и ________________ Казимир Ягеллончик Ахмат (Ахмед)

Работа со схемами.

1. Заполните родословную таблицу литовских князей (указаны важнейшие представители).

2. Заполните родословную таблицу московских князей (указаны важнейшие представители). Подчеркните тех, которые именовались великими князьями московскими и владимирскими (хотя бы короткое время).

3. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в начале XVI в.

Работа с картой.

Найдите на карте:

1) территорию первоначального расселения литовских племен и границы Великого княжества Литовского в момент наибольшего расширения;

2) границы Московского княжества к 1300 г. и направления территориального роста, границы Великого княжества Московского к 1462 г., границы Русского государства к 1533 г.;

3) Куликовскую битву, битву на реке Шелонь, стояние на реке Угре.

Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Боярская дума –

2. Дворяне –

3. Еретики –

4. Иосифляне –

5. Кормление –

6. Местничество –

7. Наместник –

8. Нестяжатели –

9. «Пожилое» –

10. Поместье –

11. Судебник –

12. Уния –

13. «Юрьев день» –

Работа с источниками.

Вставьте пропущенные имена, определите датировку событий.

А. «В те времена умер король Казимир Краковский, а сыновей у него не было, была только дочь Ядвига. И стали поляки посылать из Кракова к 1_____________, чтобы он принял крещение из Рима и стал бы у них королем в Кракове и во всей Польше. И 1_____________ начал советоваться со своей матерью, княгиней Ульяной, и с братьями, со всеми князьями и боярами Литовской земли, поехал в Краков в Польскую землю, там сам крестился и брат его и многие бояре Литовской земли крестились». Дата: _____________.

Б. «Пришел ордынский князь 2____________ с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял басурман [мусульман], армян, фрягов [итальянцев из генуэзских колоний в Крыму], черкесов, ясов [осетин]... Также с 2____________ в единомыслии и в единой думе был и литовский 1____________ со всею силою литовскою и польскою. С ними же в союзе был князь 3____________ и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя 4____________ и на брата его 5____________». Дата: _____________.

В. «Услышав, что 6_______________ стоит на берегу со всеми силами, 7_______________ пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь 8_______________ или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда 6_______________ послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам 6_______________ поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, пречистой госпоже богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию». Дата: ______________.

Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Назовите князей, к которым может быть применена данная характеристика.

«Готовясь предстать пред престолом всевышнего судии [Бога] и диктуя... духовную грамоту, как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо помнят всякую мелочь в нем! Не забудут ни шубки... ни пояса золотого, ни коробки сердоликовой, все запишут, всему найдут место и наследника. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое... новое сельцо прикупить — вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах».

_______________________________________________________________________

Работа с изображениями

Самостоятельно найти в Интернете (или сканировать из книг) и вставить на данную страницу изображения:

Успенский собор в Москве (указать архитектора)

Грановитая палата в Москве

колокольня Ивана Великого в Москве

икона «Троица» Андрея Рублева

Наши рекомендации