ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ региона

Это положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Выделяется потенциальноеи реализованное экономико-географическое положение. Первое может относиться к любому неосвоенному ареалу, напр. устью р. Невы до основания Санкт-Петербурга. Второе отражает исторический процесс использования экономико-географического положения в разных социально-экономических условиях. Для самого экономико-географического положения также типично изменение его оценок по мере сдвигов в географическом разделении труда и развития научно-технического прогресса в области транспорта и связи.

Продвижение ЕС на Восток

С расширением на восток связывалось укреп­ление безопасности и стабильности в Европе. Расширение автома­тически повышало бы политический вес Европы в мировых делах и расширяло бы зону ее политической ответственности как одного из глобальных центров силы.

Именно США и НАТО настаивали на ускоренном рас­ширении ЕС и тем самым соблюдении соответствия в Европе ареа­лов двух организаций.

Расширение на Восток — политика ЕС по интеграции в Европейское Сообщество стран Центрально-Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток. В мае 2004 г. новыми членами ЕС стали страны ЦВЕ: Чехия, Польша, Венгрия, Словения и др. Из средиземноморских государств были приняты Мальта и Кипр. В январе 2007 г. членами Евросоюза стали Румыния и Болгария. Впервые в истории Евросоюза при приеме новых членов политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Большинство новых членов не выполнили требования ЕС по увеличению макроэкономических показателей до среднеевропейского уровня . Остается открытым вопрос восточных границ продвижения ЕС. Возможно, в будущем будет принята Хорватия. И на этом продвижение ЕС на восток завершится. Об этом свидетельствуют и ограниченные финансовые ресурсы ЕС.

Расширение ЕС оказалось пирровой победой в отношении внутренней однородности и легитимации политических проектов. Проамериканская ориентация новых членов ЕС из стран ЦВЕ усиливает конфликтность в ЕС, и привела к образованию «двух Европ». «Старая Европа» во главе с Германией и Францией является основным донором консолидированного бюджета ЕС. «Новая Европа», представляющая новых членов Сообщества из ЦВЕ часто занимает проамериканские позиции.

Дайте характеристику деятельности НАФТА

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) экономическое сообщество Северной Америки. В 1988 г. между США и Канадой заключено Соглашение о зоне свободной торговли. В 1992 г. подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации сво­бодной торговли. Главной задачей НАФТА является не только ликвидация таможенных барьеров, а создание единого континентального рынка и сво­боды продвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Соглашение предусматривает отмену всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализацию деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Билет

1.1.Природные ресурсы как фактор регионального развития. Природно-ресурсный потенциал региона.Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории, отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов.

Природные условия, воплощенные в телах и силах природы, непосредственно влияют на жизнь и хозяйственную деятельность населения. От них непосредственно зависят расселение населения, развитие и размещение производительных сил, их специализация. Они определяют себестоимость, а следовательно, и конкурентоспособность производимой продукции, что особенно важно для стран со значительным распространением экстремальных природных особенностей.В числе компонентов природной среды в качестве характеристик природных условий рассматриваются, как правило, климат, геологическая среда, поверхностные и подземные воды, почвы, биота. Синтезом покомпонентного рассмотрения природных условий является оценка ландшафтов или ландшафтных условий в целом.Дополнительной, но весьма важной характеристикой природных условий является распространенность местных естественных феноменов — неблагоприятных и опасных явлений природы (НОЯ), к числу которых относятся стихийные природные бедствия и природные очаги инфекций.Специфика природных условий местности зависит от ее расположения в той или иной природной зоне, наличия в ней определенного сочетания природных ландшафтов. В связи с ограниченностью пригодных для использования свободных пространств возникло представление о территории как специфическом виде природных ресурсов, рассматриваемом в качестве носителя определенного природно-ресурсного потенциала и места, пространственного базиса человеческой деятельности, ее специфического резерва.

Природно-ресурсный потенциал — это очень важная для каждой страны или ее регионов характеристика, под которой понимается совокупность природных ресурсов, используемых (фактически или потенциально) в народном хозяйстве, его величина представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов.Природные ресурсы и природные условия являются основой материального производства и жизнедеятельности населения. Состояние окружающей среды, качественный уровень использования, охраны и воспроизводства её ресурсов во многом определяют темпы экономического роста и эффективности производства в целом.

2.Постсоциолистическая трансформация.Специфика переходных стран состоит в отсутствии нормального товарного обмена в центрально планируемой системе. утверждается, что деньги при социализме практически не существовали как экономическая категория; функции денег заменялись планом. При упразднении плана создание денег "из ничего" не произошло, ибо деньги, помимо содержания в себе элементов институциональных (средство обмена и платежа), имеют также и элемент структурный, стоимостный — средство накопления богатства. Стоимостный элемент в деньгах был чрезвычайно мал в центрально планируемых экономиках в силу отсутствия структурного развития, создания новой стоимости.То пространство, которое заполняется планом в социалистической системе и деньгами в капиталистической, пустует в переходных экономиках. Возникает конкурентный, рыночный обмен (реализуются две вышеназванные институциональные функции денег), но этот обмен безденежный (отсутствует структурная, или стоимостная, функция денег). Этот монетарный вакуум есть, таким образом, принципиальная макроэкономическая черта переходных стран, делающая их не политически коррумпированной или как-то культурно отличающейся разновидностью развитых и развивающихся стран, а категорией стран с особыми, объективно обусловленными структурными, институциональными и монетарными характеристиками. В этих странах многие кажущиеся хаотичными и иррациональными потрясения выражают, на самом деле, особый, но строго логический экономический порядок.Что касается методологии, то было подвергнуто сомнению положение, в соответствии с которым позитивистские ограничения социальных наук сужают возможность применения определенной теории к разным контекстам.. , мы можем прийти к выводам о макроэкономической специфике переходных стран путем логического мышления и анализа эмпирических данных, сделав самые простые допущения, относящиеся к функциям денег и закону стоимостного обмена, разработанные Смитом, Рикардо и Марксом. Эти соображения приводят к мысли о том, что, по крайней мере в случае с объяснением особенностей переходного периода, вряд ли могут быть принципиально различные ответы.

3.3.Каковы особенности интеграционных процессов в крупных макрорегионах?

Региональная экономическая интеграция является динамичным процес­сом увеличения объемов и многообразия экономических связей ме­жду хозяйствующими субъектами всех форм собственности, а также между государствами одного определенного региона. Этот процесс непременно сопровождается нарастанием количества и качества со­вместно образуемых и реализуемых элементов их экономической по­литики и практики.

Особенности интеграции.

1) межгосударственное регулирование экономических процессов;

2) постепенное формирование вместо более или менее независимых комплексов некоего регионального интернационального хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства;

3) расширение пространственных возможностей межгосударственного передвижения товаров, рабочей силы и финансовых ресурсов в пределах региона и устранение многообразных административных и экономических барьеров, препятствующих такому передвижению;

4) сближение внутренних экономических условий в государствах – участниках интеграционных объединений, выравнивание уровня их экономического развития.

Существуют следующие основные формы интеграционных объединений:

1) зона свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле;

2) таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам и создается система пропорционального распределения таможенных доходов;

3) общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы и капитала; таким образом, общий рынок – общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы;

4) экономический союз, включающий общий рынок и проведение единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе;

5) валютный союз, предполагающий экономический союз, основанный на единой банковской системе и, в конечном итоге, на единой валюте.

Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли, более сложной формой является общий рынок и наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции – экономический и валютный союзы.

Экономическая интеграция представляет собой нечто большее, чем простое объединение национальных экономик. В результате глубоких структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран должно возникнуть оптимально сбалансированное в территориально-экономическом и социальном смысле хозяйство, в котором производство осуществляется с минимальными издержками и максимальной прибылью, наивысшей производительностью труда. Речь идет о качественном синергизме: интегрированное целое должно представлять собой качественно новый, более совершенный хозяйственный механизм. Структурные преобразования дадут возможность за счет интеграции ресурсов расширить производство, устранить неравномерность развития, повысить общественное благосостояние в интегрированных странах.

Билет 19

Наши рекомендации