Особенности использования фамилий
Вступление в брак во Франции
Заключение брака во Франции - это ответственная и многоступенчатая процедура. Прежде всего, следует обратиться в мэрию города или иного населенного пункта во Франции, где планируется заключить брак, для получения списка документов, которые необходимо подготовить (документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении, документы о месте жительства, данные о свидетелях и т.п.). В некоторых случаях требуются дополнительные к стандартному списку документы, о чем вас обязательно уведомят в мэрии.
Как только все документы собраны, их передают в мэрию. Мэрия опубликует сообщение о вашем предстоящем браке (les bans). Рассмотрение документов в мэрии и публикация может занять некоторое время – как правило, не менее 2-х месяцев. Брак можно заключать через десять дней после публикации.
Во Франции брак регистрируется в мэрии по месту жительства одного из супругов. Выдается «livret defamille» («семейная книга»). Такой брак, заключенный с соблюдением законодательства Российской Федерации, признается действительным в России. В качестве свидетельства о заключении брака гражданин предъявляет в России «copie intégrale de l’acte de mariage», т.е. интегральную копию свидетельства о заключении брака, выдаваемую мэрией по месту регистрации брака. Такой документ должен быть апостилирован во французском территориальном апелляционном суде и переведен на русский язык.
Перевод может быть сделан как официальными переводчиками при апелляционном суде Франции (в данном случае перевод необходимо заверить в российском консульском учреждении), так и переводчиком при нотариальной конторе в России (там же перевод и заверяется).
Необходимо отдельно отметить, что во Франции брак, заключенный с целью получения иностранным супругом французского гражданства или вида на жительство, признается фиктивным.
По закону при заключении брака предусмотрено несколько режимов владения имуществом. Кроме того, возможно заключение брачного контракта, который необходимо заверить у нотариуса и передать в мэрию при заключении брака.
Особенности использования фамилий
При заключении брака во Франции фамилии супругов не меняются. Французское законодательство не наделяет супругов таким правом, в отличие от российского. Мужчина и женщина, заключив брак, носят свои добрачные фамилии. Фамилия мужа лишь отражается во всех официальных документах жены как «используемая фамилия» («nom d’usage») и в таком виде может приписываться к ее девичьей фамилии.
Французское законодательство предусматривает несколько вариантов владения имуществом:
1. В рамках режима совместной собственности на все имущество с условием о полной передаче этого имущества пережившему супругу в принципе общим является все имущество: как то, которым супруги владели на момент вступления в брак, так и то, что было ими приобретено – на возмездной или безвозмездной основе – в период брака. Соответственно, по долгам супруги несут общую ответственность. Условие о полной передаче имущества пережившему супругу означает, что после смерти одного из супругов все совместное имущество передается второму.
При заключении брачного контракта в такой форме возможно исключить из общего владения часть личного имущества.
2. Общее владение совместно нажитым имуществом (la communaute reduite aux acquets). Этот правовой режим действует при заключении брака во Франции по умолчанию, заключение брачного договора в данном случае не требуется.
В таком статусе каждый из супругов остается собственником имущества, которое ему принадлежало до брака. Общим считается имущество, приобретенное в браке. Оба супруга распоряжаются им по своему желанию, но при значительных расходах или принятии кредитных и прочих обязательств требуется согласие и подписи обоих супругов. При расторжении брака каждый получит в свое распоряжение личное имущество, принадлежащее ему до брака, а совместно нажитое имущество делится на две равные части между супругами.
Имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству, является его собственностью в любом случае, даже если он на этот момент состоял в браке.
Внимание! Долги при данном режиме владения имуществом также считаются совместными в рамках закона, для их погашения используется все совместно нажитое имущество вне зависимости от того, кто из супругов создал эти долги, и кредитные обязательства. Закон не распространяется только на личное имущество, приобретенное до заключения брака.
3. Раздельное владение имуществом (la séparation des biens).
Диаметрально противоположным режиму совместной собственности на все имущество является режим раздельности имущества. Он унаследован из римского права, и к нему во Франции прибегают чаще всего.
Данный режим исключает полностью понятие совместного владения или пользования имуществом, оставляя каждому из супругов такие же права на имущество, как у холостых граждан. Каждый из супругов сохраняет полные права на собственное имущество, включая имущество, нажитое в период брака.
В принципе может существовать полная раздельность имущества и долгов. Но супруги могут вместе покупать имущество в неделимую собственность – в долях по своему усмотрению – и создавать, таким образом, некую общность имущества, если будут покупать в равных долях.
Режим раздельности имущества может сопровождаться объединением в совместную собственность определенного имущества, нажитого в браке, и созданием более или менее значительной массы общего имущества. Однако такая практика сегодня гораздо меньше распространена, чем раньше.
Внимание! С одной стороны, при данном режиме каждый из супругов отвечает за свои долги и кредитные обязательства. Соответственно, другой супруг не рискует своей долей. И при расторжении брака имущественный статус не меняется.
Необходимость заключения такого контракта для женщины из России может возникнуть в том случае, если она не уверена в финансовом положении и стабильности источника дохода будущего супруга. Это поможет ей избежать ситуации, когда ей придется отвечать по финансовым обязательствам супруга.
С другой стороны, в таком правовом статусе в случае развода бывает сложно отстаивать права на имущество – требуется предъявление счетов-фактур и других документов, подтверждающих приобретение имущества.
4. Посредине между режимами общности и режимами раздельности находится режим долевой собственности на имущество, нажитое в браке. Этот режим, носящий гибридный характер, появился недавно и во Франции применяется весьма редко. Этот режим функционирует как режим раздельности в период брака и как режим общности – при прекращении брака, когда каждый супруг получает половину того, что было приобретено другим супругом. Этот режим аналогичен законному режиму, который действует в Германии и называется «отложенной общностью приращений».
Отметим, что в рамках этих различных режимов имущественных отношений могут быть предусмотрены условия, создающие те или иные преимущественные права для пережившего супруга.
Изменение имущественного режима: имущественный режим может быть изменен по договорённости супругов не ранее чем через два года после заключения брака.
Если у одного или обоих супругов есть несовершеннолетние дети, изменение имущественного режима требует судебного вмешательства. В этом случае есть смысл обратиться в Кофранс,чтобы судебный процесс прошёл быстрее и принёс нужный результат.
Под базовым, или первичным, режимом понимается совокупность норм, которые супруги должны соблюдать вне зависимости от существующего между ними режима имущественных отношений.
Эти нормы носят публично-правовой характер и, следовательно, обязательны для выполнения. Они распространяются также на проживающих во Франции супругов, являющихся иностранными гражданами.
Таким образом, базовый режим применяется в отношении всех проживающих во Франции супругов вне зависимости от их гражданства и не затрагивается Гаагской конвенцией от 14 марта 1978 г.
Базовый режим изложен в статьях 212–226, образующих главу 6 Гражданского кодекса Франции (далее – ГК Ф), которая озаглавлена «О взаимных обязанностях и правах супругов». В этой главе законодатель закрепляет конечную цель брака, основанную на солидарности, но в то же время не приносит в жертву этой цели самостоятельность и независимость супругов.
Статья 212 ГК устанавливает, что «супруги обязаны уважать друг друга, хранить верность, оказывать помощь и поддержку друг другу».
Под «помощью» понимается прежде всего обязанность по содержанию, которую один супруг имеет по отношению к другому, а под «поддержкой» – главным образом, внимание и забота, которые супруги должны проявлять друг к другу.
Статья 213 ГК гласит: «Супруги совместно осуществляют моральное и материальное руководство семьей». Интересно, что в эпоху Наполеона эта статья устанавливала, что «муж должен защищать свою жену, а жена должна повиноваться своему мужу». Нетрудно заметить, что с тех пор времена значительно изменились.
Статья 214 ГК посвящена вопросу участия супругов в содержании семьи: «Если брачные соглашения не регламентируют участия супругов в семейных расходах, супруги участвуют в них соразмерно своим возможностям». Другими словами, супруг может участвовать в ведении хозяйства и воспитании детей, оплачивая соответствующие расходы за счет доходов, получаемых им в результате осуществления профессиональной деятельности, или затрачивая на это свое время.
Статья 215 ГК предусматривает, что «супруги принимают на себя взаимное обязательство вести совместную жизнь» и что «один супруг не может без согласия другого распоряжаться правами, относящимися к жилищу семьи и к предметам его обстановки». Под «распоряжением» понимается, например, продажа или дарение.
В соответствии со статьями 218 и 219 ГК «один из супругов может поручить другому представлять его» и, «если один из супругов находится в состоянии, не позволяющем ему выразить свою волю», например, по причине нарушения психического здоровья или отбывания тюремного заключения, или если отказ одного из супругов не может быть обоснован семейным интересом, то второй супруг может по решению суда быть признан правомочным для совершения сделки, которую при обычных обстоятельствах он не может совершить один.
Статья 220 ГК устанавливает: «Каждый из супругов вправе самостоятельно заключать договоры, касающиеся ведения домашнего хозяйства или воспитания детей: по любому долговому обязательству, взятому на себя в связи с этим одним из супругов, солидарно отвечает и другой».
Здесь речь идет о солидарности в области домохозяйства, например, по квартплате или по расходам, связанным с проживанием семьи в кондоминиуме. «Однако, – указывается далее в статье, – солидарная ответственность не возникает в случае расходов, являющихся явно чрезмерными <…>. Она также не возникает, если договоры не были заключены с согласия обоих супругов и касались покупок с рассрочкой платежей», то есть покупок в кредит с ежемесячной выплатой фиксированной суммы, «а также займов, если только последние не составляли незначительных сумм, необходимых для нужд повседневной жизни».
Наряду с указанными нормами ГК существуют нормы налогового законодательства, которые, в частности, предусматривают, что вне зависимости от режима имущественных отношений супруги несут солидарную ответственность за уплату подоходного налога
Расторжение брака
При расторжении брака супруг может потребовать от другого супруга единовременную компенсацию, связанную с утратой семейного благополучия, либо супруг может заключить долгосрочное соглашение об уплате ему алиментов бывшим супругом (данное соглашение рассматривается судом).
Само расторжение брака во Франции осуществляется исключительно по решению суда (в отличие от Беларуси, где в случае отсутствия общих несовершеннолетних детей и/или споров, связанных с правом собственности, расторжение брака возможно через органы ЗАГС).
Согласно гражданскому кодексу Франции, брак может быть расторгнут в одном из четырех случаев:
- по взаимному согласию
- в случае признания одним или обоими супругами разрыва брачной связи
- на основании принципа окончательного разлада супружеской жизни (в случаях, когда совместная супружеская жизнь прекращена и супруги как минимум два года проживают раздельно)
- по вине супруга/супругов (в случаях, когда серьезное и систематическое нарушение прав и несоблюдение обязанностей влекут за собой невозможность вести нормальную совместную жизнь).
Брак считается расторгнутым со дня вступления судебного решения в силу.
Кроме того, в праве Франции существует режим раздельного проживания супругов («séparation de corps»), при котором, по решению суда, супруги, не расторгая брак, живут отдельно друг от друга.
В России решение французского суда о расторжении брака признается без инициирования судебного производства при отсутствии возражений заинтересованных лиц.
Если брак был заключен на территории России, а расторгнут французским судом, то обязанность супруга/супругов состоит в оповещении об этом факте соответствующего органа ЗАГС России, где брак был заключен. С этой целью в указанный ЗАГС необходимо предъявить легализованный текст решения, т.е. апостилированный в территориальном апелляционном суде Франции и переведенный на русский язык (перевод должен быть заверен российским нотариусом).
Во Франции решения российского суда о расторжении брака признаются только после проверки, проводимой компетентным прокурором
3.Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связанное с религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны.
Браки заключались семьями, согласие родителей и ближайших родственников было обязательным условием действительности брака. Требовался также равный сословный статус жениха и невесты, "непорочность" их добрачных отношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчины в 15 лет, для женщины в 13 лет.
Браку предшествовал сговор родителей и помолвка, беспричинное расторжение которой было наказуемым. Она расторгалась, если жених не появлялся в течение одного месяца или если брак не был заключен в течение трех месяцев после помолвки. Влекло расторжение помолвки и совершение преступления женихом или невестой.
Запрещались браки не только между свободными и рабами, "добрыми" и "подлыми", но и между отдельными категориями "подлых". Здесь действовал своеобразный кастовый принцип. Обязательность фамильной эндогамии, соблюдаемой в Китае, в Японии не привилась, так же как и левират.
Порядки патриархальной семьи были отражены и в праве Японии, но проявлялись они слабее, чем в Китае, не столь бесправным было и положение женщины в семье. Брак в принципе был моногамным, наложницы не брались в расчет. Как и в Китае, женщина находилась под опекой мужчины: отца, мужа, сына; но эта опека была более легкой и регулировалась законом. Муж не мог равнять жену с наложницей, не мог он навязать жене и развод из-за наложницы. Беспричинный развод влек за собой запрещение нового брака.
Развод, как и в Китае, не только разрешался, но и прямо предписывался при определенных обстоятельствах помимо воли супругов, например в случае попытки убийства, избиения родителей и других близких родственников мужа или жены. Брак, как и развод, был делом не только супругов, но и их семей. При разводе по инициативе мужа или жены требовалось согласие родителей и того и другого. Родители должны были подписать "разводную бумагу". Перечень обстоятельств, которые давали мужу законные основания для развода, был значительно шире, чем у жены. Она имела право на развод лишь в случае длительного, в течение пяти лет безвестного отсутствия мужа или тяжкого оскорбления им ее родителей.
Законные основания мужа на развод были те же, что и в Китае, но не все они влекли за собой изгнание разведенной жены из дома. За исключением "распутства", "непослушания свекру или свекрови", "дурной болезни", жена могла и после развода (связанного с ее болтливостью, отсутствием мужского потомства, ревностью, вороватостью) оставаться в доме мужа, если она оказывала ему поддержку в период ношения траура по родителям, была знатнее мужа и тем самым повысила его социальный статус, если у нее не было родительской семьи. Мужу могли отказать в разводе и в том случае, если он разбогател благодаря приданому жены.
В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были неравны по своему социальному статусу. Как правило, действовала фикция, что родители не знали о действительном "подлом" статусе своего партнера, тогда ребенок становился рёмином. Незаконнорожденные дети передавались на воспитание в семью одного из родителей, занимающую более высокий социальный статус, но мать и отца такого ребенка разлучали. Статус рёмина получал и ребенок, появившийся на свет в результате насилия хозяина над рабыней.
Бездетным семьям с целью продолжения рода предоставлялось право усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретал все права законнорожденного.
В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т.е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового "подлого люда"), поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи.
Если речь шла о полях и имуществе, жалованных за заслуги, наследственные доли сыновей и дочерей были равными. В остальных случаях доля первой жены, а также старшего сына была в два раза больше, чем у прочих сыновей (как от жены, так и от наложницы), дочери же имели право на четверть доли старшего сына.
Вопрос о завещании в праве Японии не получил достаточной разработки, поскольку преобладала большесемейная собственность. По завещанию можно было передать только лично нажитую или лично унаследованную собственность
4. Принципы современного семейного права КНР
В целом принципы китайского семейного права схожи с демократическими принципами развитых государств, хотя есть и особые положения. В качестве основных начал семейного права КНР выделяют планирование деторождения, матримониальный брак, свободу заключения брака, единобрачие (моногамию), равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий, защиту прав женщин, детей и стариков[4, с. 13].
Основополагающий принцип семейного права Китая – планирование деторождения (или «планирование семьи», как это закреплено в ст. 49 Конституции КНР) – законодательно был определен сравнительно недавно. В Китае исторически под влиянием конфуцианства существовали такие взгляды на рождение детей, как «раннее рождение наследника», «много детей – много богатства», «продолжение рода из поколения в поколение». До середины двадцатого века рождаемость китайскими женщинами держалась на высоком уровне – 5,68, в 1980 – 2000 гг. снизилась до уровня 1,75. Сегодня Китай – большая страна с огромным населением в 1,3 млрд. человек, что составляет 20 процентов численности населения Земного шара. При этом на Китай приходится 7 процентов общемировой площади пахотных земель, острыми являются вопросы недостаточности природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды. Многие проблемы и противоречия социально-экономического развития связаны с демографическим состоянием китайского общества.
С момента образования КНР политика государства в области народонаселения не отличалась стабильностью. Если в первые годы после революционного подъема не шла речь о необходимости сдерживания роста населения, то несколькими годами позже наметились некоторые тенденции по ограничению рождаемости, а в настоящее время политика государства в этой области является жесткой.
Первые документы рекомендательного характера по планированию семьи были опубликованы в начале 60-х годов XX века. Наиболее значимый из них – «Указание о последовательной пропаганде планирования семьи». В этом партийном документе предлагалось снижение брачного возраста, превращение абсолютно бесплановой рождаемости в плановую.
«Культурная революция» полностью дезорганизовала социально-экономические процессы в КНР. В 70-х гг. прошлого столетия Китайское государство вернулось к политике планового деторождения, сдерживания рождаемости, повышения качества человеческих ресурсов. Государственная политика планирования рождаемости строилась на принципах направляющего руководства государством в сочетании с «добровольным» желанием граждан. Основные направления государственной политики планового деторождения были сформулированы Мао Дзэдуном в 1971 г. в Докладе о налаживании работы в области планового деторождения и сводились к разъяснительной работе с целью превращения позднего брака и плановой рождаемости в сознательные действия широких масс в городах и деревнях. Был выдвинут лозунг «поздно, редко, мало»: «поздно» – поздний брак, «редко» – рождение детей с промежутком в 4 года, «мало» – рождение малого количества детей. Одновременно с выдвижением этого лозунга были созданы руководящие органы по плановой рождаемости в системе местного самоуправления.
Вместе с тем, государственная политика планового деторождения не имела законодательного закрепления. Ее реализация осуществлялась на уровне партийных директив, административных указаний и местных постановлений. Однако отмечались желаемые результаты, наблюдалось снижение роста численности населения до показателей развитых стран. В 1981 г. 4-ая сессия ВСНП пятого созыва приняла Доклад «О политике в области народонаселения», в котором говорилось о рождении супружеской парой только одного ребенка. В деревнях семьи, имеющие одного ребенка, могли подать заявку на второго ребенка в органы местной власти, к заявке должно было быть приложено подтверждение наличия трудностей с ведением хозяйства. Рождение третьего ребенка запрещалось. Несмотря на жесткую государственную политику по планированию рождаемости, в деревнях продолжали рожать столько детей, сколько требовалось рабочих рук в хозяйстве.
В сентябре 1982 г. Всекитайский съезд КПК официально возвел плановую рождаемость в разряд первой основной политики государства. В декабре того же года плановое деторождение было закреплено в Конституции КНР: статья 25 гласит: «Государство проводит плановое деторождение, с тем, чтобы рост населения соответствовал плану социально-экономического развития». Других официальных актов не принималось вплоть до 2001 г. На 25-ом заседании ПК ВСНП девятого созыва 29 декабря 2001 года был одобрен законопроект о народонаселении и плановой рождаемости. Закон был введен в действие с 1 сентября 2002 года. Обнародование Закона «О народонаселении и плановой рождаемости» покончило с историей, на протяжении которой работа в этой области велась в основном по политическим установкам и постановлениям органов местной власти. Статья 18 этого закона предусматривает, что осуществляемая государством политика о плановой рождаемости поощряет граждан к позднему браку и позднему рождению ребенка, выступает за рождение одной супружеской парой одного ребенка, вместе с тем, в условиях, отвечающих правовым актам, можно ходатайствовать о рождении второго ребенка.
Ст. 4 Закона закрепляет следующее положение: «Народные представительства всех ступеней и их работники при внедрении планового деторождения обязаны в административном порядке действовать строго по закону, при осуществлении закона быть культурными и вежливыми, недопустимо нарушение законных прав граждан». Ст. 39 содержит исчерпывающий перечень действий работников государственных учреждений по плановому деторождению, являющихся правонарушениями: «ложные данные о численности населения и статистики плановой рождаемости», «задержание казенного имущества, присвоение, коррупция, использование денег, выделенных на плановую рождаемость или социальное содержание», «взяточничество», «злоупотребление должностью, халатность при исполнении обязанностей, злоупотребление ради личной выгоды», «нарушение гражданских прав, прав на имущество и других законных прав». Предусмотрены формы административного и судебного контроля работы по плановому деторождению (ст. 44).
Таким образом, принцип планового деторождения призван обеспечить снижение быстрого роста населения Китая, повысить материально-культурный уровень жизни в стране. Вместе с тем отмечаются и негативные моменты: старение населения, сокращение численности населения в рабочем возрасте и дисбаланс полов. Соотношение новорожденных мальчиков и девочек в КНР на 10 процентных пунктов выше нормального показателя. Помимо этого в Китае ежегодно 5 процентов детей рождается с физическими и умственными недостатками. Однако в настоящее время принцип плановой рождаемости остается единственно возможным способом ограничения роста численности населения в стране.
Следующий принцип семейного права Китая заключается в наличии матримониальной системы брака. Этот принцип выражается в том, что в Китае единственно возможной формой брака признается брак, зарегистрированный в уполномоченных государственных органах (ст. 8 Закона КНР «О браке»). Исключение установлено для национальных меньшинств: закон допускает заключение брака таких граждан по традиционным церемониям без государственной регистрации.
Таким образом, по китайскому семейному законодательству не признаются законными фактические брачные отношения. Значение государственной регистрации заключения брака состоит в том, что только зарегистрированный брачный союз получает общественное признание и защиту со стороны государства. Это положение, прежде всего, отвечает интересам государства. Объявление фактических браков вне закона позволяет государству более эффективно решать одну из приоритетных задач: контролировать рождаемость в стране[2, с.28].
В соответствии с новыми «Положениями о регистрации брака», официально вступившими в силу с 1 октября 2004 года, значительно упрощается процедура оформления заключения брака и его расторжение. Лица желающие вступить в брак могут подать теперь не только лично заявление о регистрации брака, но и отправить его по электронной почте, заполнив при этом необходимые анкеты, или просто записаться на регистрацию брака по телефону. Регистрация же брака осуществляется при личной явке брачующихся, после предъявления документов о прописке, удостоверений личности (с обязательным указанием фамилии, имени, пола, даты и места рождения, национальности, брачного состояния (неженатый, разведенный, овдовевший)), фотографий. Личное присутствие при заключении брака обязательно. В Китае не допускается регистрация брака через представителя, что характерно и для законодательства многих государств. Процедура регистрации брака заканчивается выдачей брачного сертификата.
Фактические длительные брачные отношения по китайскому законодательству не признаются супружеством и соответственно отношения, складывающиеся между лицами, состоящими в таком браке, семейным правом не регулируются. Однако в последнее время наметилась тенденция роста числа незарегистрированных браков, что вызывает определенные беспокойства у китайской общественности, в частности Всекитайской федерации женщин, ввиду возможных негативных последствий таких отношений для женщин и рожденных в таких «браках» детей.
Свобода (добровольность) заключения брака - это основополагающее начало выступает в качестве одного из необходимых условий заключения брака. Свобода заключения брака означает возможность самостоятельно без чьего-либо вмешательства выбирать себе супруга (супругу). В китайском законодательстве закреплена недопустимость какого-либо воздействия на волю брачующихся при решении вопроса о заключении брака (ст.1 Закона КНР «О браке»). Согласие лиц, вступающих в брак на его заключение как необходимое условие действительности брака, закреплено сравнительно недавно. Впервые такая норма появилась в Законе КНР «О браке» 1950 г. и получила дальнейшее развитие в законе 1980 г.
Допускается свобода и при заключении повторных браков. Долгое время в Китае возможность жениться второй раз мог только мужчина. Если же вдова намеревалась вновь выйти замуж, то старейшины рода ее мужа могли отобрать у нее не только имущество умершего супруга, но и ее приданое.
В качестве принципа семейного права Китая выступает единобрачие (моногамия). Согласно этому положению мужчина и женщина в Китае имеют право состоять одновременно только в одном браке.
Закон запрещает любые исключения из принципа моногамии: многоженство (многомужество), взятие наложниц, принятие в семью девочек в качеств невест для сыновей, которые традиционно существовали в китайском обществе. В Древнем Китае в домах знати кроме нескольких жен имелись десятки наложниц, во дворцах правителей создавались целые гаремы. Первая жена считалась главной. В более поздний период сложилась своеобразная традиция в соответствии, с которой мужчина женился одновременно на нескольких женщинах-сестрах. Старшая из них становилась главной женой, а остальные – младшими женами или наложницами. В период феодализма взгляды государства на многоженство претерпели изменения, теперь мужчина мог иметь только одну законную жену, и кроме нее столько наложниц, сколько смог бы содержать. Такие положения существовали до середины ХХ в., до образования КНР.
Уголовный кодекс КНР квалифицирует полигамию и полиандрию как преступления против личности, демократических прав граждан (ст. 258 и 259) и устанавливает достаточно суровые наказания – лишение свободы или арест.
Помимо незаконности бигамии, «запрещается также совместное проживание одного из супругов с другим лицом противоположного пола» (ст. 3 Закона КНР «О браке»). Однако данная норма представляется декларативной, поскольку не предусмотрено санкций за нарушение данного положения.
В Тибетском автономном районе нередки случаи многоженства и многомужества, но поскольку брачные отношения при этом официально не регистрируются, государство относится абсолютно безразлично к таким «бракам». Да, и политика контроля над деторождением в этом районе не такая жесткая, как на других территориях Китая. Такая позиция объясняется малочисленностью населения тибетцев и малой плотностью населения на Тибете.
Китайскую научную общественность беспокоят любые проявления нарушения принципа единобрачия: бигамия (как правило, в форме многоженства), внебрачное сожительство (фактические брачные отношения, отличающиеся устойчивостью и определенной длительностью), случайные внебрачные отношения (сексуальные связи). Китайские ученые рассматривают эти проявление как возрождение многоженства феодального Китая. Отмечается еще одна проблема – виртуальные внебрачные связи с лицами противоположного пола. Хотя большинство специалистов придерживаются мнения, что подобные отношения всего лишь игра, однако она бросает серьезный вызов традиционным семейным ценностям - супружеской верности. Именно проблема супружеской верности является предметом обсуждений на различных уровнях: государственных, общественных.
Следующим принципом китайского семейного права, являющимся достижением демократического государства, выступает равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий.
Долгое время существовали запреты на браки между лицами разной национальности. «Маньчжуру, также и монгольцу, живущему внутри Китая, ни жениться на китаянках, ни дочерей своих выдавать за китайцев не дозволяется» [5, с. 337]. В современном Китае доминирующими тенденциями в вопросах брака и семьи является равноправие мужчины и женщины в семейной жизни (ст. 13 Закона КНР «О браке»).
Самостоятельный выбор фамилии – это одно из важнейших прав человека, обретенных китайскими женщинами (ст. 14 Закона КНР «О браке»). В старом Китае фамилия всегда была символом семейного клана на протяжении веков, девочки до замужества не имели официального имени, и только вступив в брак, получали фамилию мужа. Дети носили фамилию отца. Законодательство нового Китая закрепило равноправие супругов в выборе фамилии, изменился и старый порядок, когда дети непременно должны были носить фамилию отца. В китайских городах дети нередко выбирают фамилию матери.
Каждый из супругов обладает свободой участия в производственной, рабочей, учебной и общественной деятельности. Одной стороне не разрешается вмешиваться или налагать ограничения на другую сторону (ст. 14 Закона КНР «О браке»). В старом Китае женщины находились вне общественной жизни. В настоящее время правительство всемерно развивает женское участие во всех сферах социальной жизни - образовании, науке и технике, культуре и спорте, здравоохранении и других областях. Однако по-прежнему, остается низким образовательный ценз сельских женщин. В деревнях не реализуется право девочек на получение образования. Государственные и общественные организации предпринимают меры для решения проблем семейного неравноправия по половому признаку, для реализации основных положений семейно-брачного законодательства.
Как и мужчина, китайская женщина имеет право собственности на семейное имущество и право наследования. В феодальном Китае имущественными правами обладали только мужчины. Вдова не имела прав на имущество, нажитое в период брака, оно поступало в собственность главы семейного клана. Девушка, вышедшая замуж, не могли наследовать имущество своих родителей. Экономическая независимость китайских женщин позволяет им занять достойное место в семье, участвовать в решении семейных вопросов (финансовых, по воспитанию детей и содержанию родителей и др.).
Заключительным в ряду принципов семейного права Китая является принцип защиты прав женщин, детей и стариков.
Новое брачно-семейное законодательство КНР устанавливает запреты «на плохое отношение между членами семьи», предписывает «почитать старших, уважать интересы молодых», закрепляет обязанности «взаимной помощи внутри семьи» (ст. 4 Закона КНР «О браке»).
К сожалению, не изжито насилие в семье, от которого чаще всего страдают более слабые – это женщины, дети и старики. Правовые гарантии защиты прав и свобод членов семьи закреплены в специальной главе 5 «Меры по оказанию помощи и юридическая ответственность» Закона КНР «О браке». У членов семьи при жестоком обращении с ними или в случаях применения насилия по отношению к ним со стороны других членов есть возможность обратиться с соответствующим заявлением в уличный комитет (в городе) или поселковый комитет (в деревне) по месту проживания для урегулирования сложившейся ситуации и принятия необходимых мер убеждения виновной стороны. При продолжающихся случаях насилия в семье, пострадавшее лицо может обратиться в органы общественной безопасности с просьбой пресечь подобные деяния. Органы общественной безопасности обязаны не только принять всевозможные меры для пресечения насилия и жестокого обращения в семье, но и наложить административное взыскание в соответствии с законодательством о наложении взысканий в целях обеспечения общественного спокойствия и порядка. Такие правила установлены впервые, в феодальном Китае донос на родственников (любых членов семьи) расценивался как тяжкое преступление и влек строгое наказание для виновного лица.
Ведется определенная работа на государственном уровне, обеспечивающая приоритетную охрану прав женщин и детей. В 1989 г. Госсовет принял «Уведомление по поводу решительной борьбы с преступной деятельностью по продаже женщин и детей». Всекитайское собрание народных представителей в 1991 г. по инициативе женских общественных организаций, прежде всего Всекитайской федерации женщин, издало «Решение о строгом наказании преступников, занимающихся похищением женщин и детей с целью бизнеса» и «Решение о строгом запрещении проституции». В соответствии с конституционными принципами было принято более 10 законодательных актов, около 40 административных актов и положений, свыше 80 законов местного значения, гарантирующих особые права женщин и молодежи.
Необходимые гарантии получило право китайской женщины на добровольное решение стать матерью, которое она обычно принимает вместе с мужем. В старом Китае женщину рассматривали как механизм деторождения. Бесплодные женщины и матери девочек испытывали презрение всей семьи и нередко изгонялись из дома. Государство обеспечивает охрану здоровья матери и ребенка, бесплатно предоставляя предродовое врачебное наблюдение, прием родов и послеродовое обследование, как в городах, так и в сельской местности, выделяя на такие нужды из государственного бюджета необходимое количество денежных средств.
«Сыновья почтительность» как обычная норма, существовавшая со времен становления цивилизованного китайского общества, в настоящее время нашла и законодательное закрепление. В Китае практически отсутствует система социального обеспечения, государство возлагает обязанности по содержанию престарелых родителей на их взрослых детей (ст. 21 Закона КНР «О браке»).
Таким образом, сущность семейного права Китая как самостоятельной отрасли проявляется в содержании его основных принципов. К таковым относятся планирование деторождения; матримониальный брак; свобода заключения брака; единобрачие (моногамия); равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий; защита прав женщин, детей и стариков. Именно эти принципы определяют содержание семейного законодательства и основные механизмы регулирования брачно-семейных отношений в Китае.
5.