Форма государственного устройства. Форма государственного устройства– внутренняя национально -территориальная организация государственной власти
Форма государственного устройства– внутренняя национально -территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное (простое) государство– простое, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не наделенных правами его членов. В таких государствах система центральных органов государственной власти и управления едина, имеется одна конституция, единое гражданство и централизованная судебная система. Всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние территориальные подразделения государства наделяются властными полномочиями, производными от органов центральной власти. Как правило, унитарная форма государства свойственна для государств с этнически однородным сообществом. В настоящее время унитарными признаются такие государства, как Италия, Польша, Румыния, Франция, Норвегия и др.
Федеративное государство –сложное, союзное государство как результат объединения ряда государств или государственных образований – членов федерации. Союз государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. Федерация состоит на началах децентрализации. Единый государственный суверенитет распределен между центральными органами и органами субъектов федерации, независимыми от центральной власти.
Члены федерации (штаты, земли, республики и т.д.) имеют собственное административно-территориальное деление. В отличии от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы власти федерации, два вида правовых актов - федеральные и правовые акты субъектов федерации, а также гражданство федерации и гражданство субъектов федерации. Наличие в указанной форме государственного устройства двух систем государственных органов вызывает необходимость разграничить их компетенцию – предметы ведения. В основном, в государствах с федеративной формой правления предметы ведения закрепляются конституционно и подразделяются на исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию субъектов федерации, также возможно установление совместной компетенции федерации и ее субъектов.
Принципы образования федеративных государств:
1. национальный
2. территориальный
3. смешанный
К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия и др.
От унитарной и федеративной формы следует отличать конфедерацию, являющуюся формой межгосударственного союза, представляющую собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, политических, внешнеэкономических и др.). Конфедерация не обладает суверенитетом, поскольку союзные органы координируют деятельность государств – членов конфедерации лишь по вопросам, для разрешения которых они объединились. В конфедерации, в отличии от федерации, нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств – членов конфедерации. Нет единого гражданства: есть гражданство каждого отдельного государства, вступившего в конфедерацию. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода, а также право нуллификации – отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти.
Наиболее характерным примером конфедерации может служить Европейское сообщество.