Пространственная ориентация
Еще О. Шпенглер пытался выявить своеобразие культур через специфику восприятия времени и пространства.[178] Пространственно-временной континуум форматирует и национальный характер менеджмента. Индикатором вариативности пространственного восприятия служит, в частности, различие параметров личностного пространства. Е. Холл обращал внимание, что у мексиканцев оно значительно меньше, чем у англоамериканских представителей.[179] Поэтому дискомфорт в коммуникациях может вызвать тривиальная проблема определения расстояния удаленности от собеседника. В этом отношении русские ближе к североамериканцам, чем к «латинос». Минимизированое личностное пространство «гастарбайтеров» также может служить для них источником некомплиментарного отношения. Хотя феномен «очередей» или даже «давки в общественном транспорте» указывают, что для россиян индивидуальное пространство не столь жестко очерчено, как для американцев.
Для представителя западных культурных традиций весьма важно наличие зоны уединения, того места, где он остается наедине с собой. В соответствии с этой целевой установкой архитектура жилища предполагает расчленение пространства дома на множество структурных отсеков – комнат. Для Востока, напротив, характерна минимизация зональной расщепленности. Критерий уединенности не имеет там такого значения в бытовой культуре, как на Западе, актуализируясь только применительно к архетипу отшельничества.
Соответствующая предрасположенность восприятия пространства отражается, в частности, в национальной специфике организации рабочего места. Наибольшую склонность к классическому кабинетному типу организации офиса обнаруживают немцы. Требования максимизировать стандартную площадь, отводимую на одного сотрудника, это традиционная тема их расхождений с коллегами из-за океана в корпорациях поликультурного типа.
На противоположном полюсе по отношению к немцам в плане организации офисного пространства находятся японцы. Традиционным для Японии является открытый тип офиса. Согласно философии японского менеджмента перегородки препятствуют производственной коммуникации работников, а потому отрицательно сказываются на производительности труда. Открытость офиса выступает, таким образом, в качестве одного из факторов, обеспечивающих единство трудового коллектива соответствующей корпорации.
Открытая офисная структура имеет широкое распространение и в США. Американская деловая культура оказывается по рассматриваемому параметру в одной классификационной нише с японской. Правда, для американца отсутствие внутриофисных барьеров является отнюдь не средством группового сплочения, а основанием свободной самоорганизации производственной деятельности.
Другой парадокс реконструкции пространственного континуума заключается в обнаруживаемой визуальной близости русской и немецкой традиций организации офиса. Наличие кабинета, впрочем, имеет в России в большей степени значение в качестве одного из индикаторов статусности. Тем не менее, пословица «что для русского хорошо, то для немца смерть» в своем буквальном значении в данном случае не действует. Зато она обнаруживает свою действенность применительно к параметру времени.