Предметно-пространственная

СРЕДА ДЕТСТВА

Предметный мир детства — среда развития всех специфически дет­ских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предмет­ной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обес­печивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ре­бенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природньа средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных ком­понентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, по­знавательного и социального развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурно-природные ландшафты, физкультурно-игровые и оз­доровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игро- и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная и предметно-раз­вивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей предметной среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздей­ствием. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное про­странство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.

Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:

— должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

— инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и спосо­бы их достижения задаются предметной средой;

— обязана учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему до­школьному возрасту. Иначе говоря, решать задачи создания зоны бли­жайшего развития через организацию предметной среды; давать воз­можность взаимодействия детей между собой и со взрослыми;

— наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меня­ющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму дет­скую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;

— обеспечивать возможность ребенка жить в разномасштабном простран­стве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз — рука»), его росту и предметному миру взрослых;

— развивающая функция предметной среды требует для своей реализа­ции сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

В современных условиях, когда возможности детей для общения с природой ограничены, важно создать в здании и на территории детского сада варианты среды для такого общения и исследовательской деятельности (уголки приро­ды, коллекции, лаборатории, экологические комнаты, комнаты природы, разно­образные мини-музеи, зимние сады, экологические тропинки). Особое значе­ние имеет развивающая предметно-игровая среда, которая не может ограни­читься разнообразными дидактическими, развивающими и обучающими игрушками. Она обязательно должна включать игрушки для развития сюжет­ной игры. В младшем и среднем дошкольном возрасте это условно-образные сюжетные игрушки и куклы с необходимой атрибутикой, а также разнообраз­ный бросовый материал, строительные наборы, конструкторы и поделочные материалы. К старшему дошкольному возрасту предпочтение следует отдать обобщенной модульной среде, которая может принимать любые значения в смысловом поле игры. Старший дошкольник стремится к реалистичной иг­рушке. Следует побуждать детей самостоятельно создавать их из разных поде­лочных материалов. Готовые среды, при всей их привлекательности для ребен­ка, не имеют должного развивающего эффекта.

Огромный резерв творческого развития ребенка — использование новых информационных технологий (в том числе компьютерных), входящих в до­школьное детство через игру и другие виды символико-моделирующей дея­тельности. Новые информационные технологии формируют у ребенка мотива-ционную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в совре­менном информационном обществе.

Базовое содержание компонентов развивающей предметной среды совре­менного детского сада опирается на деятельностно-возрастной подход. Содер­жание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной базы развития конкретных видов деятельности. Единство педагогического про­цесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обеспечиваются также и системой развиваю­щей предметной среды, построенной с учетом специфики образовательного процесса в каждой возрастной группе детского сада.

Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком и отлича­ет от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей имеет только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнооб­разных видов деятельности ребенка, их переход к более сложным формам.

Базисная характеристика развивающей предметной среды — ее дизайнер­ское, в том числе стилевое решение. Предметная среда детского учреждения не может быть загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей, она призвана открыть ребенку пространство для ориентировки и действия.

В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, куль­турных традиций развивающая предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнер-ском уровнях.

СИСТЕМА

Мониторинга

ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

Наши рекомендации