Статья 43. Право на опровержение
45.Содержание и порядок реализации конституционного права граждан РФ на выезд и въезд в РФ по ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Анализ решения КС РФ по «делу Аванова».
Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в РФ.
Выезд гражданина РФ из России не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав.
Выезд и въезд в РФ граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина. Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании.
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные
Право на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне.
2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу
3) является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого
4) осужден за совершение преступления
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов
Анализ решения КС РФ по «делу Аванова»
Фабула дела: А.Я. Аванов просит проверить конституционность положений статей ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию", поскольку, по его мнению, порядок оформления и выдачи заграничных паспортов лишь при условии регистрации по месту жительства является ограничительным, так как приводит к дискриминации граждан и необоснованно препятствует реализации конституционного права свободно выезжать за пределы РФ.
Решение суда: Признать не соответствующими КРФ положения ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" в части, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ заграничного паспорта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также положение части третьей той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в РФ.
46.Содержание и порядок реализации конституционной обязанности защиты Отечества по Конституции РФ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Альтернативная служба по ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:
§ воинский учет;
§ обязательную подготовку к военной службе;
§ призыв на военную службу;
§ прохождение военной службы по призыву;
§ пребывание в запасе;
§ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
§ освобожденных от исполнения воинской обязанности
§ проходящих альтернативную гражданскую службу;
§ отбывающих наказание в виде лишения свободы;
§ женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
§ постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год
Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе
На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Прохождение военной службы осуществляется:
гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в:
§ в организациях, подведомственных ФОИВ – срок службы в 1,75 раз больше обычного
§ в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
§ в организациях Вооруженных Сил РФ в качестве гражданского персонала – 18 месяцев.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.
Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.
47.Государственное устройство: понятие, элементы, формы. Понятие и признаки конфедерации, федерации и унитарного государства. Конституционно-правовой статус РФ. Особенности России как федерации.
Государственное устройство (в широком смысле) – организация государственной власти, включающая форму правления, политический режим и т.п., т.е. государственный строй.
Элементы ГУ:
1. Правовое закрепление конкретной ФГУ, как правило в Конституции
2. Установление правового статуса составных частей государства
3. Распределение компетенции между государством и его составными частями;
4. Территориальная организация составных частей государства;
5. Автономия отдельных частей государства;
6. Юридические механизмы разрешения споров между государством в целом и его составными частями;
7. Юридические механизмы изменения статуса составных частей государства, изменения состава территории государства;
8. Взаимоотношения составных частей государства между собой
Формы ГУ – конкретный способ организации территории в государстве.
Точки зрения:
Теоретики государства и права:
· Конфедерация;
· Федерация;
· Унитарное государство.
Унитарное государство – это единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенитетом (Греция, Китай, Чили, Египет, Япония, Франция, Куба и т.д.)
Признаки:
1. наличие единственной Конституции
2. наличие единых систем права и законодательства;
3. юрисдикция государства распространяется на всю его территорию.
4. деление государства производится на администратино-территориальные единицы, не являющиеся самостоятельными;
5. централизация государственной власти. местные органы находятся в подчинении центральному правительству.
Федерация – это сложное государство, образующееся из государств или государственных образований, обладающих юридически определенной степенью самостоятельности (Россия, США, Канада, Бразилия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Германия, Индия, Мексика, Аргентина и т.д.).
Признаки:
1. субъекты федерации обладают правом принятия собственных учредительных актов (конституции, уставы и т.п.);
2. как федерация, так и субъекты федерации обладают собственными ОГВ
3. как правило и федерация и субъекты федеарции имеют свое гражданство
4. территория состоит из территорий субъектов
5. как федерация, так и субъекты имеют своё законодательство.
6. в федерациях применяется двухпалатная система парламента
7. федеративные государства не закрепляют в своих конституциях право субъектов на выход из состава федерации (сецессию).
Конфедерация – это союз государств, создаваемый для согласованного решения их общих задач.
Примеры:
Ø союз штатов Северной Америки;
Признаки:
1) создаются, как правило, на основе договора и носят международно-правовой характер
2) отсутствуют органы власти, т.к. власть осуществляется в рамках государств.
3) отсутствие союзного гражданства
4) отсутствие общей территории; субъекты конфедерации распространяют свою юрисдикцию только на собственную границу;
5) отсутствие суверенитета союза; суверенны субъекты конфедерации;
6) отсутствие единых систем права, доказательства, судопроизводства, единой валюты.
7) субъекты конфедерации обладают правом отмены актов, принятых органами конфедерации – право нулификации.
8) субъекты конфедерации вправе в любое время выйти из состава конфедерации (сецессия).