Статья 43. Право на опровержение

45.Содержание и порядок реализации конституционного права граждан РФ на выезд и въезд в РФ по ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Анализ решения КС РФ по «делу Аванова».

Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в РФ.

Выезд гражданина РФ из России не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав.

Выезд и въезд в РФ граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина. Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании.

Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные

Право на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне.

2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу

3) является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого

4) осужден за совершение преступления

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов

Анализ решения КС РФ по «делу Аванова»

Фабула дела: А.Я. Аванов просит проверить конституционность положений статей ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию", поскольку, по его мнению, порядок оформления и выдачи заграничных паспортов лишь при условии регистрации по месту жительства является ограничительным, так как приводит к дискриминации граждан и необоснованно препятствует реализации конституционного права свободно выезжать за пределы РФ.

Решение суда: Признать не соответствующими КРФ положения ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" в части, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ заграничного паспорта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также положение части третьей той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в РФ.

46.Содержание и порядок реализации конституционной обязанности защиты Отечества по Конституции РФ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Альтернативная служба по ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

§ воинский учет;

§ обязательную подготовку к военной службе;

§ призыв на военную службу;

§ прохождение военной службы по призыву;

§ пребывание в запасе;

§ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

§ освобожденных от исполнения воинской обязанности

§ проходящих альтернативную гражданскую службу;

§ отбывающих наказание в виде лишения свободы;

§ женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

§ постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год

Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе

На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в:

§ в организациях, подведомственных ФОИВ – срок службы в 1,75 раз больше обычного

§ в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

§ в организациях Вооруженных Сил РФ в качестве гражданского персонала – 18 месяцев.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.

Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

47.Государственное устройство: понятие, элементы, формы. Понятие и признаки конфедерации, федерации и унитарного государства. Конституционно-правовой статус РФ. Особенности России как федерации.

Государственное устройство (в широком смысле) – организация государственной власти, включающая форму правления, политический режим и т.п., т.е. государственный строй.

Элементы ГУ:

1. Правовое закрепление конкретной ФГУ, как правило в Конституции

2. Установление правового статуса составных частей государства

3. Распределение компетенции между государством и его составными частями;

4. Территориальная организация составных частей государства;

5. Автономия отдельных частей государства;

6. Юридические механизмы разрешения споров между государством в целом и его составными частями;

7. Юридические механизмы изменения статуса составных частей государства, изменения состава территории государства;

8. Взаимоотношения составных частей государства между собой

Формы ГУ – конкретный способ организации территории в государстве.

Точки зрения:

Теоретики государства и права:

· Конфедерация;

· Федерация;

· Унитарное государство.

Унитарное государство – это единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенитетом (Греция, Китай, Чили, Египет, Япония, Франция, Куба и т.д.)

Признаки:

1. наличие единственной Конституции

2. наличие единых систем права и законодательства;

3. юрисдикция государства распространяется на всю его территорию.

4. деление государства производится на администратино-территориальные единицы, не являющиеся самостоятельными;

5. централизация государственной власти. местные органы находятся в подчинении центральному правительству.

Федерация – это сложное государство, образующееся из государств или государственных образований, обладающих юридически определенной степенью самостоятельности (Россия, США, Канада, Бразилия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Германия, Индия, Мексика, Аргентина и т.д.).

Признаки:

1. субъекты федерации обладают правом принятия собственных учредительных актов (конституции, уставы и т.п.);

2. как федерация, так и субъекты федерации обладают собственными ОГВ

3. как правило и федерация и субъекты федеарции имеют свое гражданство

4. территория состоит из территорий субъектов

5. как федерация, так и субъекты имеют своё законодательство.

6. в федерациях применяется двухпалатная система парламента

7. федеративные государства не закрепляют в своих конституциях право субъектов на выход из состава федерации (сецессию).

Конфедерация – это союз государств, создаваемый для согласованного решения их общих задач.

Примеры:

Ø союз штатов Северной Америки;

Признаки:

1) создаются, как правило, на основе договора и носят международно-правовой характер

2) отсутствуют органы власти, т.к. власть осуществляется в рамках государств.

3) отсутствие союзного гражданства

4) отсутствие общей территории; субъекты конфедерации распространяют свою юрисдикцию только на собственную границу;

5) отсутствие суверенитета союза; суверенны субъекты конфедерации;

6) отсутствие единых систем права, доказательства, судопроизводства, единой валюты.

7) субъекты конфедерации обладают правом отмены актов, принятых органами конфедерации – право нулификации.

8) субъекты конфедерации вправе в любое время выйти из состава конфедерации (сецессия).

Наши рекомендации