Дт/ др, дт/ дi , дт/ дв , дт/ дс и дт/дd
Теперь положение Даунса можно истолковать следующим образом. Необходимо учитывать, что ceteris paribus: при выборах в конкретный орган власти явка избирателей будет возрастать по мере приближения срока выборов и роста различий между позициями кандидатов; при выборах кандидатов на различные посты явка избирателей будет выше в том случае, когда избирателям будет очевидно, что последствия их выбора будут более значительными (например в случае выбора кандидата на более ответственный пост); при сравнении выборов, имеющих место в разных странах или в различные временные периоды, явка избирателей на выборы будет тем выше, чем меньше препятствий к голосованию (например назначение выборов на воскресный день,
2 «С» может быть отрицательной величиной, если, например, явка на выборы вменяется законом в обязанность, или в том случае, когда избиратели рискуют получить отказ на свои запросы, поскольку избранные должностные лица не рассматривают петиции граждан, не явившихся на выборы.
использование системы автоматической регистрации избирателей); с точки зрения типов избирательных систем, явка избирателей должна быть выше при системе пропорционального представительства, при которой избиратели, не составляющие большинства, могут, тем не менее, избрать того кандидата, которому они отдают предпочтение3. Если подойти к проблеме с позиций компаративной статики, можно допустить наличие многочисленных причин, определяющих намерение избирателей пойти на выборы, — включая такие, как привычка или социальное давление. Однако даже в этом случае вместо того, чтобы пытаться предсказать, каким должен быть «предельный уровень» явки, можно разработать поддающуюся верификации теорию рационального выбора, с помощью которой станут более понятными условия роста или падения уровня явки на выборы.
Если рассматривать различные предположения (как правило, сделанные на основе здравого смысла) о динамике явки на выборы, в основном выдвигаемые с позиций компаративной статики, то станет очевидным, что в общем и целом они весьма обоснованы. Например, прогноз типа: «из числа тех, кто идет голосовать, ceteris paribus, большинство избирателей отдадут голоса, скорее, на выборах тех кандидатов, которые баллотируются на более высокие должности, чем за тех, кого избирают на менее значимые посты» в значительной степени подтверждается в Соединенных Штатах итогами выборов всех уровней. И действительно, такой результат настолько очевиден, что его даже не пытаются использовать в качестве доказательства в пользу подхода с позиций рационального выбора к вопросу о явке.
Равным образом то обстоятельство, что выборы кандидатов на более ответственные посты, ceteris paribus, обычно привлекают большее число избирателей, чем выборы в менее значимые органы власти, с точки зрения здравого смысла убедительно подтверждает правильность положений теории рационального выбора относительно явки избирателей на выборы — что, однако, редко получает признание. Вместе с тем, с еще большей убедительностью об этом свидетельствуют некоторые политические примеры — такие, как падение массовости явки на выборы в период между президентскими выборами и промежуточными выборами в Конгресс, или резкое уменьшение числа избирателей в тех штатах, где выборы губернаторов по срокам совпадают с президентскими либо вообще перенесены на не предусмотренное традицией время (Boyd, 1986). Аналитики электоральных процессов воспринимают как данность тот факт, что выборы в местные органы власти, ceteris paribus, привлекают меньшее количество избирателей, чем в общенациональные, и что выборы, в которых участвуют многие кандидаты, ceteris paribus, привлекут больше избирателей, чем выборы, в ходе которых выдвигается лишь один кандидат. Кроме того, хорошо известно, что явка избирателей на выборы обычно бывает достаточно низкой в ходе особых избирательных кампаний, которые выпадают из графика.
Единственным возражением против в целом успешного прогнозирования на основе подхода компаративной статики, примененного Даунсом, служат свидетельства того, что связь между явкой на выборы и политической состязательностью не слишком сильна (Foster, 1984). Однако в данном случае мы
3 В более техническом смысле явка на выборы, ceteris paribus, увеличивается как функция порога исключения (Кае, 1971; Grofinan, 1975).
сталкиваемся с рядом технических вопросов, связанных с проблемой верификации, особенно из-за неудач в использовании лонгитюдного анализа (Glazer, Grofman, 1992). Так, например, на юге США, за исключением нескольких районов, праймериз демократической партии определяли результаты голосования на уровне штатов и в местные органы власти на протяжении почти всего столетия. Исходя из этого, следовало ожидать, что по мере роста конкурентоспособности Юга явка на общенациональные выборы в целом там должна была бы возрасти и наряду с праймериз демократической партии в этих областях страны должна была бы сложится практика проведения праймериз и республиканской партией. В моей недавно опубликованной работе по сравнительному анализу явки избирателей на праймериз на Юге страны и в общих выборах в течение 1922—1990 гг. оба эти предположения подтверждаются. В других моих недавних исследованиях, посвященных изучению соотношения уровня явки избирателей на выборы и электорального успеха тех кандидатов, которые имели длительный опыт законотворческой деятельности, также выдвинуты серьезные аргументы в пользу наличия связи явки избирателей на выборы с исходом этих выборов.
Многие авторы, в число которых входят Р. Эриксон и Р. Вольфингер, подчеркивают, что, по крайней мере, в Соединенных Штатах, для всестороннего осмысления проблемы явки избирателей на выборы необходимо разобраться в вопросе об их регистрации (Erickson, 1981; Wolfinger, 1993). Это объясняется тем, что значительная часть всех зарегистрированных избирателей принимает участие в выборах наиболее высокого уровня, а также тем, что лишь сравнительно небольшое число незарегистрированных избирателей регистрируются в период, непосредственно предшествующий каким-то определенным выборам. Некоторые авторы, подчеркивающие важность решения избирателя пройти регистрацию, полагают, что регистрация, выступающая в роли промежуточного звена, способствует повышению действенности даунсовского подхода к проблеме явки на выборы, особенно в том его аспекте, который заостряет внимание на выделении специфических факторов электорального процесса (таких, например, как ожидаемое приближение выборов). Такой взгляд на ограничения, которым должен подчиняться подход с позиций рационального выбора к явке на выборы, незаслуженно делает Даунса единственным арбитром в оценке того, что является, а что не является моделью рационального выбора явки (Wolfinger, 1993; Downs, 1957). Правильнее было бы рассматривать рациональный выбор как некий стиль в подходе (сконцентрированный на затратах и выгодах), который не следует отождествлять исключительно с той или иной моделью явки на выборы. Я, в частности, полагаю, что такие работы, как статья С. Розенстоуна и Р. Вольфингера о влиянии на явку избирателей регистрационных препятствий, полностью соответствуют традициям концепции рационального выбора (Rosenstone, Wolfinger, 1978). Равным образом, при проведении сравнений между различными районами страны обнаруживаются многочисленные свидетельства того, что факторы, связанные с ожидаемыми затратами на участие в выборах (например законы об обязательном голосовании, двухдневные выборы, воскресные выборы), оказывают существенное влияние на его масштабы (Powell, 1986; Jackman, Miller, 1995; Jackman, 1993).
Для того чтобы понять проблему явки избирателей в Соединенных Штатах, где существуют значительные препятствия для регистрации, а сам про-
цесс выборов необычайно продолжителен, необходимо выйти за рамки концепции Даунса и выделить три типа решений избирателей, касающихся их явки на выборы: о регистрации тех, кто имеет право быть избранным, о явке на избирательный участок зарегистрированных избирателей, о подаче голоса за кандидата на тот или иной пост теми, кто пришел голосовать. Авторы многочисленных работ, посвященных проблеме явки на выборы, далеко не всегда с должным вниманием относились к важности раздельного подхода к изучению этих трех аспектов. Тем не менее, этим вопросам уделялось определенное внимание (Engstrom, Caridas, 1991), как и дискуссии о четырех факторах, влияющих на «эффективное избирательное равенство меньшинств» (Brace, Grofman, ffandley, Niemi, 1988).
Если признать факт наличия трех различных аспектов явки на выборы, окажется, что наш анализ ожидаемых связей между явкой и соперничеством в значительной степени отличается от подхода Даунса. Различия между тремя аспектами явки на выборы приводят к целому ряду подтвержденных последствий. Так, например, предполагается, что явка может быть соотнесена скорее с долгосрочным характером соперничества, чем с краткосрочным, поскольку регистрация позволяет принимать участие в выборах в различные органы власти и, следовательно, точно определить степень соперничества для большинства или даже для всех избирателей в период самой регистрации еще невозможно. Если регистрационные затраты составляют значительный компонент общих затрат на голосование, решение зарегистрированных избирателей прийти на избирательный пункт может быть только весьма приблизительно соотнесено со степенью соперничества в данной конкретной ситуации (в отличие от обычной интерпретации прогноза участия при даун-совском подходе). Тем не менее, районы страны с низкой степенью долгосрочного соперничества также, ceteris paribus, могут характеризоваться низким уровнем как регистрации, так и явки избирателей на выборы. В связи с этим лучшим прогнозом явки на выборы тех, кто имеет право быть избранным, может стать простая пропорция между предварительно зарегистрированными или ранее участвовавшими и/или значимость органа власти, в который проводятся выборы, а именно, предположение о том, что выборы в более важный орган власти обеспечат, ceteris paribus, более высокий уровень явки избирателей.