Раздел 6. Новейшая история
Тема 6.1. Мир в начале XX века
Студент должен
знать:
- изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв.;
- ведущие тенденции политического развития мирового сообщества на рубеже XIX-XX вв.;
- основы идейно-политических течений (либерализма, консерватизма, социал-демократии);
уметь:
- объяснять неравномерность развития отдельных стран Запада;
иметь представление:
- об основных социально-экономических процессах в странах Запада в начале XX в.;
- о роли рабочего и профсоюзного движения в политической жизни Западной Европы.
Международные отношения в начале XX века. Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Начало борьбы за передел мира. Русско-японская война. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав – Тройственного союза и Антанты.
Основные социально-экономические и политические процессы в мире в начале XX в. Научно-технический прогресс. Неравномерность развития стран мира. «Новый ландшафт» Европы и Северной Америки. «Американский» и «прусский» пути развития. Центры и периферия индустриального мира. Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Социальные движения. Пути разрешения социальных противоречий. Социальные реформы. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих.
Ведущие тенденции политического развития мирового сообщества на рубеже XIX-XX вв. Кризис классических идеологических доктрин. Оформление идейно-политических течений. Либерализм, консерватизм, реформизм, революционный марксизм, панславизм, пантюркизм, панисламизм. Предпосылки формирования идеологий тоталитарного типа.
Понятия, составляющие содержание темы:
государственно-монополистический капитализм, военно-политический блок, социал-демократия, милитаризация, технократизм, догоняющее развитие.
Темы 6.2.-6.4.Россия в начале ХХ века.
Студент должен
знать:
- причины социальных противоречий в начале ХХ в.;
- причины, основные этапы и итоги революции 1905-1907 гг.;
- основные положения Манифеста 17 октября и его значение в истории России;
уметь:
- анализировать состав движущих сил революции 1905-1907 гг.;
иметь представление:
- о месте России в модернизационном процессе начала XX в.;
- о причинах кризиса власти и общества в России в начале XX в.;
- об истории деятельности первых Государственных Дум в России;
- о ведущих политических партиях России.
Социально-экономическое развитие России в начале XX века. Демографический состав российского общества. Русификация и «мягкая колонизация». Плюсы и минусы российской национальной политики. Задачи модернизации в России. Российский монополистический капитализм и его особенности. Реформаторские проекты начала века, опыт их реализации. Экономические реформы С.Ю. Витте. Консервативно-охранительная позиция В.К. Плеве и его сторонников. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Социальный состав российского общества. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Уровень образования. Быт и культура. Кризис сословного деления.
Политический и общественный строй в России в начале XX века. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление. Общественная жизнь. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России в начале века. Либерализм и консерватизм. Народнические и марксистские партии.
Революция 1905-1907 гг.: социальный заказ по модернизации или протест против неё. Причины, основные этапы и итоги. Реформы П.А. Столыпина.
Первый опыт парламентаризма в России. Российская правовая система. Свод Законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Правовая культура населения.
Манифест 17 октября. Политические свободы: декларация и практическое воплощение. Формирование партий. Становление Российского парламентаризма, Деятельность I и II Государственных Дум. Сущность третьеиюньской политической системы. Структура государственной власти. III и IV Государственные Думы.
Понятия, составляющие содержание тем:
Государственная дума, альянс, боевые дружины, забастовка, манифест, отруб, хутор, реакция, цензура.
Тема 6.5.Первая мировая война
Студент должен
знать:
- причины Первой мировой войны;
- важнейшие сражения Первой мировой войны;
- последствия Первой мировой войны для мира и России;
уметь:
- анализировать новые тенденции в международных отношениях эпохи индустриализации;
- проследить по карте территориальные изменения после Первой мировой войны;
иметь представление:
- об основных военных конфликтах начала XX в.;
- о Версальско-Вашингтонской системе.
Истоки и причины войны. Борьба за передел мира. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на Российское общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорция в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки интеграции, замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Гибель традиционных военно-административных империй.
Версальский мирный договор. Начало складывания международно-правовой системы. Лига Наций.
Понятия, составляющие содержание темы:
милитаризация, патриотизм, интервенция, техносфера, аннексия, контрибуция, репарации, интернационализация.
Темы 6.6.; 6.7.Россия в 1917 году
Студент должен
знать:
- причины общественно-политического кризиса в России с февраля по октябрь 1917 г.;
уметь:
- устанавливать связь между Первой мировой войной и революционными событиями 1917 г.;
- анализировать характер февральской и октябрьской революций 1917 г.;
иметь представление:
- о различных оценках событий 1917 г.;
- о первых преобразованиях советской власти.
Февральская революция в России. Причины и ход революции. Двоевластие. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Кризисы Временного правительства: причины и последствия. Причины радикализации общества. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в России.
Октябрьская революция и её последствия. Первые шаги Советской власти. Ликвидация сословного строя. Первые декреты Советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.
Понятия, составляющие содержание тем:
Учредительное собрание, декрет, гражданская война, однопартийная система, «экспорт революции», двоевластие, террор, фракция, оппозиция, национализация, экспроприация.
Темы 6.8.; 6.9.Европа и США в 1918-1939 гг.
Студент должен
знать:
- причины и последствия Мирового экономического кризиса 30-х гг. ХХ в.;
- причины появления и распространения авторитарных и тоталитарных режимов;
- особенности развития стран Азии и Африки между двумя мировыми войнами;
уметь:
- различать авторитарные, тоталитарные и либеральные режимы;
- объяснять выбор различных моделей развития;
иметь представление:
- о различных путях выхода из экономического кризиса;
- о причинах нарастании военной угрозы в мире в 30-е гг. ХХ в.
Международные отношения в 1918-1939 гг. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. СССР как фактор мировой политики. Ослабление международного рабочего движения. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Последствия мирового экономического кризиса. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Рибентропа.
Страны Востока после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция и реформы в Турции. М. Кемаль. Китай: путь к обретению самостоятельности. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Страны Запада в 20-е – 30-е гг. Послевоенный кризис Европы. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг.
Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия.
Различные пути преодоления кризиса. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.
Понятия, составляющие содержание тем:
мировой экономический кризис, кейнсианство, авторитарный режим, антигитлеровская коалиция, фашизм, нацизм, маргинализация, реваншизм.
Темы 6.10.-6.12.Советская Россия, СССР в 1918-1941 гг.
Студент должен
знать:
- причины, этапы и итоги Гражданской войны;
- сущность политики «военного коммунизма»;
- сущность и направления новой экономической политики;
- основные социально-экономические, политические и культурные преобразования в СССР в 20-х-30-х годах XX века;
уметь:
- объяснить складывание тоталитарной модели развития в СССР;
- объяснить внешнеполитическую деятельность Советского государства накануне Великой Отечественной войны;
иметь представление:
- об особенностях складывания и развития Советской государственной системы.
Гражданская война в России. Причины, основные этапы, действующие лица, политические программы сторон. «Белый» и «красный» террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Последствия гражданской войны. Российская эмиграция.
Политика «военного коммунизма»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».
Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенция стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».
Социально-экономические преобразования. Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика: сущность и направления. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство. Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свёртывания нэпа. Индустриализация, коллективизация, Успехи и недостатки экономического курса.
Политические и культурные преобразования в СССР в 20-е – 30-е гг. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
«Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Достижения и потери в сфере науки и искусства.
Внешнеполитическая деятельность Советского государства в 20-е – 30-е гг. Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Попытки возврата к границам российской империи: советско-финляндская война, присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.
Понятия, составляющие содержание тем:
«военный коммунизм», интервенция, новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация, «культурная революция», культ личности, национализация, экспроприация, интенсивное развитие, экстенсивное развитие.
Темы 6.13.-6.14. Вторая мировая война
Студент должен
знать:
- цели и планы воюющих стран;
- периодизацию Второй мировой и Великой Отечественной войны;
- даты наиболее значительных событий в годы войны;
- итоги и политические последствия Великой Отечественной и Второй мировой войны;
уметь:
- показать на карте важнейшие фронты и места сражений Великой Отечественной войны;
- анализировать последствия Великой Отечественной и Второй мировой войны;
иметь представление:
- о крупнейших военных операциях и сражениях;
- о деятельности антигитлеровской коалиции;
- о жизни тыла и оккупированных территорий в годы войны.
Вторая мировая война: причины, планы сторон, ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений с вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Конференция союзников в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Итоги и последствия Второй мировой войны.
СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла в годы войны.
Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Общество в годы войны. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.
Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Источники, цена и значение Победы в Великой Отечественной войне.
Понятия, составляющие содержание тем:
блицкриг, партизанское движение, героизм, фальсификация истории.
Темы 6.15.; 6.17.Мир во второй половине ХХ века
Студент должен
знать:
- причины раскола мира на две враждебные общественно-политические системы;
- этапы развития международных отношений во второй половине ХХ в.;
уметь:
- излагать суждения о тенденциях развития информационного общества;
- определять перспективы развития Запада и Востока;
иметь представление:
- об историческом значении распада колониальной системы;
- об особенностях процесса деколонизации в Азии и Африке.
Международные отношения во второй половине XX века. «Холодная война». Сверхдержавы: США и СССР. Причины раскола мира на две враждебные общественно-политические силы. Создание военно-политических блоков. Раскол мира на два блока. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Разрядка и причины её срыва. Информационные войны. Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».
Страны Западной Европы и США во второй половине XX в. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-технический прогресс. Переход к смешанной экономике. Европейская интеграция. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодёжное, антивоенное. Новый взгляд на права человека.
Страны третьего мира во второй половине XX в. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине XX века. Освобождение Индии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Революция на Кубе. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран.
Понятия, составляющие содержание темы:
локальные конфликты, «холодная война», научно-технический прогресс, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения, антиколониализм, информационная война, биполярный мир, постиндустриальное общество, сверхдержава.
Темы 6.18.-6.20. СССР в 1945-1991 годы
Студент должен
знать:
- особенности экономического и политического развития СССР в послевоенный период;
- сущность понятия «оттепель», в контексте реформ во второй половине 50-х гг. XX в.;
- содержание экономической реформы А.Н. Косыгина;
- сущность преобразований в СССР в период перестройки;
уметь:
- объяснить особенности развития СССР на разных этапах истории во второй половине XX в.;
иметь представление:
- об особенностях внешней политики СССР;
- о развитии культуры, быта, советского человека во второй половине XX века.
СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.
Социально экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановления хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. Гонка вооружений и её влияние на экономику. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.
Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Государство и личность. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.
Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на внешнюю политику.
Особенности экономического и политического развития СССР в 1953-1985 гг. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг.: реорганизация органов власти и управления, причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Культурная жизнь общества. «Оттепель».
Попытки модернизации в середине 1960-х гг.: реформа А.Н. Косыгина. Теория развитого социализма. Идеологизация режима. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Политическая апатия общества. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.
Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. «Разрядка». Обострение отношений в конце 70-х – начале 80-х гг. Война в Афганистане.
СССР в период перестройки. Причины реформ М.С. Горбачёва. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Гласность. Формирование многопартийности. Межнациональные конфликты. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от традиционализма в пользу западного либерализма.
Советская культура. Новые ориентиры.
СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Окончание войны в Афганистане.
Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.
Понятия, составляющие содержание тем:
перестройка, ротация кадров, разрядка, волюнтаризм, традиционализм.
Темы 6.21.Мировое сообщество на рубеже ХХ - ХХI вв.
Студент должен
знать:
- глобальные проблемы современности;
уметь:
- анализировать интеграционные процессы, происходящие в мире;
- формулировать собственное отношение к проблемам и явлениям современного мира;
- определять перспективы разрешения глобальных проблем современности;
иметь представление:
- о современной геополитической ситуации в мире.
Международные отношения на рубеже XX - XXI вв. Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальные проблемы современности: сохранение мира, экологическая проблема, демографическая проблема, энергосырьевая проблема, проблема этнических и расовых конфликтов, проблема борьбы с международным терроризмом. Антиглобалистское движение. Перспективы развития мирового сообщества.
Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Современные войны: Афганистан, Ирак, Ливия. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.
Международное сообщество в начале XXI века. Проблемы и перспективы развития. Информационная революция. И становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.
Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Мировой финансово-экономический кризис. Интернационализация экономики.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Экуменизм.
Понятия, составляющие содержание темы:
однополярный мир, многополярный мир, техногенная цивилизация, биотехнология, глобализм, антиглобализм, экуменизм, маргинализация.
Тема 6.22. Российская Федерация на современном этапе
Студент должен
знать:
- основные проблемы развития России в современном мире;
уметь:
- анализировать процессы, происходящие в современной России;
- формулировать собственное отношение к проблемам и явлениям развития российского общества;
иметь представление:
- о глобальной стратегии развития современной России.
Российская Федерация на современном этапе. Становление новой российской государственности. Парламентская или президентская модель. Конституция Российской Федерации 1993 года. Система разделения властей. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъёмы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. Курс на укрепление государственности, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Место и роль России в международных отношениях.
Понятия, составляющие содержание темы:
интернационализация, интеграция, модернизация, стабильность.
Тематический план семинарских и практических занятий
№№ п/п | Тема семинарского (практического) занятия | Колич. час. |
3.3. | Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций. | |
4.3. | Европейское средневековое общество. Начало Ренессанса. | |
4.8. | Крещение Руси и его историческое значение. | |
4.10. | Борьба Руси с иноземными завоевателями. | |
Зачёт | ||
5.4. | Политические идеи эпохи Просвещения. | |
5.7. | Смутное время в Российском государстве в начале XVII века. | |
5.11. | Культура России в XVI-XVIII веках. | |
5.13. | Революции XIX века и их роль в процессе модернизации стран Европы и США. | |
5.19. | Духовное развитие Западной цивилизации и России в индустриальную эпоху. | |
6.4. | Первый опыт парламентаризма в России. | |
6.7. | Октябрьская революция и её последствия. | |
6.14. | Великая Отечественная война: этапы, основные сражения, всемирно-историческое значение победы Советского народа. | |
6.22. | Российская Федерация на современном этапе. | |
Итого |
Планы практических занятий