О всероссийский съезд советов
2.1. Состав съезда. На съезде присутствовали 1046 делегатов от Советов рабочих и солдатских депутатов страны, а также представители армии, флота и национальных окраин. Большевиков, имевших в июне на I Всероссийском съезде Советов 10 % голосов, в конце октября на II съезде представляли уже около половины делегатов.
– В открытии съезда вечером 25 октября участвовали 739 делегатов, в том числе 338 большевиков, 211 правых и левых эсеров, 69 меньшевиков.
– В конце первого заседания, после ухода правых эсеров, меньшевиков, бундовцев, приезда опоздавших, на съезде осталось 625 представителей от 402 (из 974) Советов рабочих и солдатских депутатов. Число сторонников большевиков при этом возросло до 390 (включая перешедших к ним из других фракций), левых эсеров – до 179.
2.2. Политическая борьба на съезде. После утверждения повестки дня левое крыло меньшевиков во главе с Мартовым предложило образовать «единую демократическую власть», для чего избрать делегацию съезда и начать переговоры со всеми социалистическими партиями. Предложение было принято единогласно, в том числе большевиками.
Но затем одна из групп, включавшая часть социал‑демократов (меньшевиков), правых эсеров и представителей Бунда, выступила с декларацией, в которой расценила события 25 октября как «военный заговор», осуществленный «партией большевиков именем Совета за спиной всех других партий и фракций». Большинство делегатов из умеренных социалистов, не признавших итогов восстания, покинули съезд, тем самым отказавшись от роли легальной оппозиции и окончательно отдав инициативу в руки большевиков. Выработке реалистической позиции умеренных мешало отсутствие единства в их партийных рядах, личные амбиции лидеров, а также недооценка ими большевиков.
После ухода правых Мартов попытался найти компромисс и добиться формирования правительства пропорционально партийному составу съезда. Но теперь большевики и левые эсеры оказались в значительном большинстве, предложение не было поставлено на голосование, и Мартов и его сторонники также покинули съезд.
После перерыва и известия об аресте Временного правительства подавляющее большинство оставшихся, в том числе левые эсеры, меньшевики‑интернационалисты и другие, поддержали воззвание к «Рабочим, солдатам и крестьянам !» о переходе власти к съезду Советов.
2.3. Итоги работы съезда. II Всероссийский съезд Советов признал результаты революции и
– провозгласил установление власти Советов;
– принял Декрет о мире (одобренный единогласно) с предложением к воюющим народам и их правительствам о заключении справедливого демократического мира без аннексий и контрибуций;
– принял Декрет о земле с требованиями отмены частной собственности на землю, запрещения купли‑продажи земли, уравнительного землепользования, недопущения наемного труда и т. д., что соответствовало эсеровской аграрной программе «социализации» земли;
– съезд принял также постановления об отмене смертной казни на фронте, об освобождении арестованных членов земских комитетов, об аресте А. Ф. Керенского, а также о возможности пополнения ВЦИКа представителями партий и групп, покинувших съезд, а также депутатов крестьянских советов.
Кроме того, съезд объявил о необходимости скорейшего созыва Учредительного собрания.
2.4. Формирование новых органов власти. Высшим законодательным органом провозглашался Всероссийский съезд Советов. Законодательные, распорядительные и контролирующие функции получал избранный съездом ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет), в состав которого вошли 102 человека, в их числе 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социал‑демократов (интернационалистов), 3 украинских социалиста и 1 эсер‑максималист. Председателем ВЦИКа был избран Л. Б. Каменев. Он находился на этом посту до 8 (21) ноября, когда его сменил Я. М. Свердлов. Вскоре во ВЦИК были введены еще 200 человек, в том числе от Исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов.
Съезд сформировал большевистское Временное (до созыва Учредительного собрания) революционное правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком, или СНК) во главе с В. И. Лениным. Лидеры левых эсеров, в их числе Б. Д. Камков, отклонили предложение войти в состав нового правительства до того, как в него войдут представители умеренных социалистов.