Политические институты с точки зрения права
Г. ДРЮРИ
Общеизвестной, хотя и печальной истиной является тот факт, что как политологи, так и юристы подчас склонны забывать, что право и политика — как в теоретическом, так и в практическом плане — тесно связаны между собой. В 1882 г. английский юрист Ф. Поллок писал о том, что «право для политических институтов значит то же, что становой хребет для тела» (Pollock, 1882, р. 200-201).
Эта метафора (хотя и может ввести в заблуждение, будучи изъята из контекста — см. об этом ниже) представляется столь же уместной и сегодня по целому ряду взаимозависимых причин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в специальной литературе, посвященной политическим наукам, то и дело встречаются правовые термины и ссылки на правоведческие концепции, причем некоторые из них прямо и недвусмысленно указывают на отношения между правом и политикой, между субъектами правового и политического действия и институтами. В частности, проблемы конституционного характера нередко рассматриваются как с правовой, так и с политической точки зрения, и соотношение в данном случае зависит от того, является ли автор в первую очередь юристом или политологом. Публичное право тесно вплетено в структуру социального управления, хотя в одних странах эта связь прослеживается более отчетливо, чем в других.
Тем не менее в настоящее время число ссылок на юридическую литературу в работах политологов не так велико, как могло бы быть. Такое положение отчасти сложилось потому, что в среде политологов нередко бытует мнение, отвергающее правовой подход как формалистский и старомодный. Известно, что «поведенческая революция» в американской политической науке в определенной степени была ответом на эту ситуацию и сторонников поведенческого подхода, выплеснувших грязную воду формализма, нелегко убедить в том, что они вместе с ней выплеснули и ребенка, т.е. что правовой анализ политики имеет свои сильные стороны. Многие представители академической
юридической науки — даже те, кто специализируется в области публичного права, — в свою очередь рассматривают изучаемый ими предмет преимущественно с практических позиций и полагают, что праздные экскурсы в неизведанные пространства политической науки являются для них лишь пустой тратой времени.
В Великобритании отрицательное отношение к правовым и конституционным аспектам политической науки усугублялось отсутствием кодифицированной конституции и слабым развитием публичного права. Значение правовых подходов к политической науке определилось с особой очевидностью, когда встал вопрос о членстве страны в Европейском Союзе, и возросшее влияние европейского Суда справедливости на британские суды и британскую политику совпало по времени с активным продолжением дебатов по вопросу о проведении конституционной реформы и возможности включения Европейского соглашения о правах человека в британское право. Тем не менее в специальной литературе эти проблемы продолжают оставаться недостаточно изученными, а междисциплинарные академические исследования также обходят их стороной.
Общность политики и права
Почему и в каких отношениях политика и право столь тесно переплетены? Некоторые связи между ними очевидны. Прежде всего, конституции и положения публичного права, как и их судебное применение и интерпретация, устанавливают формальную базу политической практики и составляют важное средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности. Для успешного проведения любого количественного исследования, результаты которого имели бы смысл, например, при изучении поведения избирателей или законодателей, прежде всего необходимо знать правила и законодательные нормы проведения избирательных кампаний.
Международные отношения основываются на международном праве. Суды представляют собой арену борьбы групп давления, на законной и конституционной основе выдвигающих претензии к правительству; там же разбираются дела, связанные с противостоящими друг другу общественными интересами, и отрабатываются пути решения конкретных судебных разбирательств (Harlow, Rawlings, 1992). Назначение судей в таких судах отражает различные интересы политиков и политологов; явственным подтверждением тому служит внимание, уделяемое представителями академических кругов и средств массовой информации, слушаниям в сенате США по вопросу об утверждении президентом назначений в Верховный Суд (последнее обсуждение этого комплекса проблем см.: Viera, Cross, 1990).
Законодательная деятельность представляет собой проявление государственной власти. Законы — это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь. Законы являются важным средством проведения в жизнь решений в области публичной политики (Rose, 1986). Законодательные органы власти не только по определению занимаются принятием тех или иных законов, они представляют собой поле деятельности политиков, причем во многих странах значительная часть законодателей происходит из семей потомственных юристов. Соединение политического и юридического начал в карьерах многих их них представляет собой официально признанное явле-
ние с тех пор, как в 1835 г. А. де Токвиль без тени иронии заметил, что «правоведы, составляющие единственное сословие просвещенных людей, которым народ доверяет, занимают, естественно, большую часть государственных должностей» (Tocqueville, 1946, р. 206-207; Токвиль, 1992, с. 209).
Как и другой француз, месье Журден у Мольера, который очень удивился, обнаружив, что всю жизнь, сам того не подозревая, говорил прозой, даже тот политолог, который более других предубежден против правового подхода к изучению явлений политической жизни, задумавшись, удивится тому, насколько глубоко правовые идеи укоренились в самой структуре и повседневной терминологии политической теории и в языке посвященных ей научных работ. Общественный договор, о котором писали, Т. Гоббс, Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо., имеет юридическое происхождение, как и другие основополагающие понятия, например, легитимность права и справедливость. Работы многих «великих мастеров» политической мысли — Н. Макиавелли, И. Бентама, К. Маркса, Г. Гегеля и др. — отмечены как обязательные в университетских списках литературы по теоретической юриспруденции, а также по истории политической мысли. Более того, в наше время они нередко дополняются именами таких авторитетных авторов, как Дж. Роулз, Р. Нозик и М. Фуко. Об этом свидетельствует даже беглый просмотр многих нынешних учебников по праву (Freeman, 1994). Известно, что ни один политолог, не обладающий достаточными знаниями в области права, не смог внести весомого вклада в разработку правовой теории (Shklar, 1964).