Регламент и роли спикеров в дебатах Карла Поппера
Порядок выступлений спикеров | Время | Роли спикеров | |
У1 | 6 мин. | Представляет команду, показывает актуальность темы, дает определения ключевым понятиям темы, представляет все аргументы команды в организованной форме. | |
О3→У1 | 3 мин. | О3 задает перекрестные вопросы У1 | |
О1 | 6 мин. | Принимает определения утверждающей команды, за исключением случаев, когда определения У1 является некорректными. Спор по определениям не допускается, однако оспаривать их возможно! Опровергает аргументы У1 и выдвигает все возможные аргументы отрицающей команды. | |
У3→О1 | 3 мин. | У3 задает перекрестные вопросы О1 | |
У2 | 5 мин. | Опровергает аргументы О1, восстанавливает аргументы утверждающей команды, представляет доказательства, поддерживающие утверждающую линию. Новые аргументы не приводятся. | |
О1→У2 | 3 мин. | О1 задает вопросы У2 | |
О2 | 5 мин. | Опровергает аргументы утверждающей команды, усиливает отрицающую линию и представляет доказательства в ее поддержку. Новые аргументы не приводятся. | |
У1→О2 | 3 мин. | У1 задает вопросы О2 | |
У3 | 5 мин. | Выявляет области столкновения команд, делает сравнительный анализ позиций сторон и объясняет, почему аргументы утверждающей команды более убедительны. | |
О3 | 5 мин. | Выявляет области столкновения команд, делает сравнительный анализ позиций сторон и объясняет, почему аргументы отрицающей команды более убедительны. |
Команды имеют право на 8 минутный перерыв (таймаут) для консультаций друг с другом между выступлениями, который они могут использовать полностью или частями. Таймкипер показывает, что до конца выступления спикера осталось 3 минуты, 2 минуты, 1 минута, 30 секунд. Аналогичным образом, он показывает, сколько времени осталось до окончания раунда перекрестных вопросов или таймаута.
Формат дебатов Карла Поппера, по существу, является своеобразной "школой" дебатов, позволяет познакомиться с основными элементами дебатов, освоить основы аргументации, стратегии утверждения и отрицания, получить навыки ведения дискуссии в соответствии с регламентом. Созданный специально для обучения культуре ведения дебатов в средней школе, он наиболее приемлем для учащихся старшего школьного возраста, а также весьма полезен для начинающих участвовать в дебатах студентов.
Формат "Политические дебаты"
Политические дебаты - формат дебатов, который имеет немало общего как с форматом дебатов Карла Поппера, так и с Парламентскими дебатами и является, по существу, необходимым промежуточным звеном в последовательном освоении этих форматов. Вместе с тем, политические дебаты имеют большое самостоятельное значение, поскольку в данном формате дебатов рассматривается практическое применение конкретной позиции. Утверждающая тему сторона (команда) должна представить особый план для достижения цели, указанной в теме, и доказать, что этот план намного эффективнее, чем другие.
Например, если утверждающая команда доказывает, что правительство должно предоставить всем гражданам бесплатное медицинское обслуживание, то она должна представить план, который бы позволил правительству сделать это, и объяснить преимущества этого плана. Таким образом, политические дебаты используются для дебатирования различных практических вопросов.
Политические дебаты дают возможность прагматически подойти к рассмотрению текущих событий и политических течений, имеющих прямое отношение к нашей повседневной жизни. Резолюции в политических дебатах требуют сужения темы до конкретной проблемы и поиск ее решения.
Каковы причины использования политических кейсов в дебатах Карла Поппера?
В программе «Дебаты» различают три вида тем: историко-фактические, ценностные и конкретно-политические. Очевидно, что формат Карла Поппера поддерживал синтез последних двух видов, однако большее внимание, в силу разных причин, уделялось дебатам о ценностях. Тем не менее, при обсуждении даже таких тем «невольно» в ходе игр возникали вопросы: «кто», «каким образом», «какой ценой». Поэтому, сохраняя все преимущества формата Карла Поппера, мы предлагаем добавить к нему сильные стороны политических (полиси) дебатов.
Введение политического кейса в формат Карла Поппера во многом адекватно современному развитию нашего общества в целом и программы «Дебаты», в частности. На начальном этапе переходного периода в обществе существовали конфликты, вызванные совершенно разным пониманием таких ценностей, как равенство, социальная справедливость, права человека, безопасность общества и др. Отсюда вытекает и поляризация мнений по таким вопросам, как сохранение смертной казни, сотрудничество с НАТО, рост социальных расходов и т.п. Однако, наметившаяся тенденция к социальному консенсусу приводит к тому, что общество соглашается по основополагающим ценностным установкам и задается вопросом: каким образом эти ценности наилучшим образом будут воплощены в законодательстве и конкретных политических действиях. Разногласия теперь проходят по поводу конкретных путей и средств реализации определенных ценностей и целей.
Вводя элементы политических (Policy) дебатов в формат Карла Поппера, мы стремимся к тому, чтобы дебаты стали более разнообразными, более конкретными, чтобы в них больше внимания уделялось доказательствам и поддержкам (а на этапе подготовке – более глубокому анализу и исследованию темы). В таких дебатах должно быть меньше демагогии и «общефилософских» рассуждений по абстрактным вопросам, и больше конкретно-содержательных суждений, основанных на глубоком знании обсуждаемого вопроса.
Дебаты о политическом плане, разумеется, трудное, но стоящее занятие. Policy дебаты, являющиеся логическим продолжением дебатов о ценностях, выводят школьников и студентов на новый уровень дебатов. Они развивают навыки, сходные с другими форматами дебатов, такие как аргументацию и способность к рассуждению, а также показывают необходимость поиска решений существующих в гражданском обществе проблем. Они учат студентов тому, что искусство дебатов о политических планах не принадлежит только политическим деятелям и правительству, но открыто для всех граждан.