Музыкально – теоретический анализ.

Сведения о чешской народной музыке

Истоки чешской музыкальной культуры уходят далеко в прошлое. Её судьба складывалась сложно, в связи с политическим положением. С XI века немецкие рыцари начали захват территории Чехии, поэтому древняя чешская культура отличается своей религиозностью и героическим по духу содержанием. О чешской музыке в ту далёкую эпоху почти не сохранилось исторических сведений, но её характерные традиции, сложившиеся и живущие в народном творчестве в течение нескольких столетий, говорят об общности их с песенной культурой южных и восточных славян.

Не смотря на политические проблемы страны,важную роль в расцвете Чешской музыки сыграла деятельность чешских композиторов, их обращение к сюжетам национальной истории, народной тематике, стихам чешских поэтов, к народным песням и танцам отразилось на характере вокальной и инструментальной чешской музыки и дало начало созданию композиторской школы.

Чешская национальная музыка продолжала развиваться и находит живое претворение в творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также в более поздние годы – у Шумана и Брамса. Самые известные композиторы Чехии, принёсшие большой вклад в развитие музыкальной культуры,были Ф.К.Душек, Я.Я.Риба, В.Я.Томашек. Элементы народной чешской музыки присутствуют в творчестве Б.Сметаны, А.Дворжака, З.Фибиха.

Музыкально – теоретический анализ.

Одним из наиболее популярных произведений чешского фольклора является песня «Камышинка». Образ камышинки ассациируется с образом девушки, которая ждёт своего любимого, её слёзы и печаль сравниваются с камышинкой. Может она никогда уже не увидит любимого человека, но в тексте звучат такие слова: «Не горюй! Всё вернётся снова, не горюй!»

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Для создания произведения композитор использовал форму строфическую с элементами 3-х частности:

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Камышинку клонит ветер у ручья,

Горько плачет, стонет милая моя.

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Плачет,что пригожа, а всегда одна…

Что для серца тоже минула весна.

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Не горюй, родная, не горюй, родная!

Не горюй, не горюй!

Основная тональность произвежения «d-moll», которая подчеркивает грустный, печальный, задумчивый характер произведения.

Примечательно, что использован его мелодический вид (3-4, 7-8 такты)

и натуральный (21-22 такты). В остальных случаях - гармонический вид.

Вторая строфа звучит в параллельной тональности «F-dur» (9-10 такты), что вносит в музыку оттенок просветления. Примечательно,что во 2-о куплете именно здесь звучат слова: «Ждёт нас снова, знаю, счастье и любовь», - одна из ключевых фраз данного произведения.

3-ий раздел возвращает в нас в основную тональность. Такой простой тональный план продиктован самим жанром народной песни, как и использование параллельных тональностей.

Произведение звучит в темпе «Andante» (не спеша). Это темп повествования, рассказа. Он наиболее близок образу одинокой девушки. В произведении не происходит никакого действия, можно лишь заметить, что автор текста, постоянно утешающий главную героиню, убеждая её в том, что : «Всё вернётся снова, не горюй!»,поэтому в произведении и не происходит смены темпа. Единственное замедление находится в конце произведения (22-24 такты), что характерно для завершающего эпизода.

Динамический план произведения является одним из самых ярких средств выразительности. Он развивается от «р» до «f». Если первый раздел звучит тихо «р» – что естественно для начала неторопливого повествования, то 2 раздел звучит уже ярче «mf» (9 такт). Текст произведения поясняет нам печаль и грусть девушки.

3-ий раздел представляет собой кульминацию произведения, которая начиналась на «р» и заканчивалась на «f». Примечательно, что последняя фраза исполнена динамическими оттенками от «р» (17 такт) до «f» (22 такт). В сочетании с основной тональностью «d-moll», не смотря на утверждающий текст : «Всё вернётся снова, не горюй!» - создаётся настроение желания утешить,пожалеть героиню. Нет ощущения уверенности в том, что так и будет.

Сам жанр песни подразумеваеи исполнение на «legato» и этот штрих нигде не меняется.

Произведение написано в неизменяющемся размере 3/4. В песне наблюдаем длительности как (четверть), (восьмая), (половинная). Выбору спокойных длительностей способствует как общий характер музыки, так и её лирический образ.

В данном произведении мы наблюдаем 2 вида изложения:

Аккордовый – в 1-ом разделе и гомофонно-гармонический во 2-ом и 33-ем разделах. Интересно, что во 2-ом разделе тему исполняют сопрано и тенора в сексту (9-12 такты).

Вокально-хоровой анализ

Произведение написано для смешанного 4-хголосного хора «a capella» с «divisi» в партии сопрано. Лишь на последнем аккорде в партии басов возможно использование баса «profundo». Это определяется простой формой произведения и жанром хоровой миниатюры. Форма произведения – куплетная с кодой.Куплет делится на 2 периода,которые делятся на 2 предложения.В каждом предложении 4 такта,а всего 24 такта.

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Диапозон достаточно широкий .

Тесситура очень удобная.Неко-

торую сложность может вызвать

Исполнение высоких звуков в начале 1-го и 2-го предложения.

В 1-ом разделе на «р» (1-5 такты) нота должна быть спета на дыхании.

Среди особенностей мелодии бросается в глаза частые исполнения нисходящей мелодии (1-2,5-6,11-14,17 такты ). Это является тематикой скорби.

«Сопрано»

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Скачков в партии сопрано очень мало, что продиктовано лирическим характером повествования и самим жанром песни.

Интонационные нисходящие ходы представляют собой интонационную трудность. Пение нисходящих тонов и полутонов должно быть уже, чем тонов и полутонов вверх. Можно использовать упражнения с применением во время распевания тонов, полутонов, хроматических гамм и видов минора.

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru «Альты»

Партия по диапозону невелика, использованы звуки рабочего диапозона, скачки на кварту (10,15 такты) и сексту (13 такт)

«Тенора»

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Партия содержит высокие звуки (9,11,19-22 такты).

Если в кульминации высокие звуки петь на «f» легко, то в остальном остальном (19-21 тактах) исполнение их на «р» может являться проблемой. В этом случае используется фальцетное пение.

«Басы»

Музыкально – теоретический анализ. - student2.ru Появление скачков продиктовано тем, что басы являются гармонической основой хора (9-12 такты)

В основе этого произведения использован естественный динамический ансамбль – все партии находятся в удобной тесситуре и одинаковых условиях. Лишь в некоторых моментах понадобиться использование искусственного ансамбля.

Моё отношение к произведению

Несмотря на простоту и небольшое колличество разнообразных средств музыкальной выразительности, особого внимания может потребовать глубокое эмоционально-проникновенное исполнение этого произведения. Недопустипо равнодушие и бессердечное пение.

Задача дирижёра.

Сохранять интерес и эмоциональную отзывчивость коллектива на музыку. В этом и есть основная сложность при исполнении этой хоровой партитуры.

Наши рекомендации