Музыкально-теоретический анализ

По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру a cappella, состоящую из 19 тактов. Данная a cappella наиболее близка жанру гимна, что следует уже из содержания литературного текста.

Форма данного сочинения:

Сложный период кода  
1 предложение - период 2 предложение - период   3 такта      
1 простое предложение 4 такта 2 простое предложение 4 такта 3 простое предложение 4 такта 4 простое предложение 4 такта
  D (половинная каденция) VI T
  (полная завершенная каденция)
                   

Сочинение носит патриотический характер. Литературный текст имеет различную эмоциональную окраску. Поэт перечисляет различные эмоции, которые испытывает человек, любящий свою Родину – Россию. Композитор передаёт различные эмоциональные состояния с помощью отклонений в тональном плане. Здесь можно отметить стремление композитора к простоте, ясности и прозрачности гармонического изложения. Сочинение начинается в ярком D dur. Первое предложение продолжается отклонением в h moll. Во втором предложении происходит отклонение в e moll, G dur. Третье предложение полностью повторяет музыкальный материал первого предложения. В четвертом предложении композитор применяет отклонение в e moll, G dur, h moll, и заканчивается произведение устойчиво в основной тональности D dur.

Для российского народа характерна тяга к пению, к многоголосию. Песня способна объединить множество людей, помогает воспитать чувства патриотизма. Для создания мощного объёмного звучания, способного передать это чувство народа, композитор использует divisi во всех партиях. Так сочинение начинается с семиголосного аккорда:

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Склад письма гомофонно-гармонический с превалированным звучанием верхнего голоса – партии сопрано 1.

Мелодическая линия в данном произведении преимущественно волнообразна, построена на восходящем и нисходящем движении. Подчёркивая широту, масштабность идеи произведения, мелодия построена на широких скачках (так начинается почти каждая фраза в данном сочинении) с последующим нисходящим движением:

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

1) 2)

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru Мелодия последней фразы начинается с ми первой октавы, и целиком построена на восходящем движении, заканчиваясь на тонике во второй октаве, что способствует созданию у слушателей состояния высочайшего эмоционального подъёма:

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Размер произведения сложный однородный – 4/4. Использование затакта вызвано стихотворным размером – ямбом.

С точки зрения метроритма данный хор представляет собой относительно несложное произведение. Для этого произведения характерен следующий ритм:

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Частое использование длинных нот в конце фраз также подчёркивает широту, неторопливость, степенность характера произведения.

Динамически хор варьируется от mp до ff. Подобная динамика характерна для сочинений такого плана: она подчёркивает образное содержание музыки и не представляет сложностей при исполнении. В третьем и четвёртом предложении в литературном тексте прославляется природа и народ России. В музыкальном материале автор использует мощное динамическое нарастание (на протяжении 7 тактов), приводящее к яркой (ff) кульминации – коде.

Яркость и мощность произведению, кроме динамических красок, придаёт тесное и смешанное расположение аккордов, высокая тесситура в мужском хоре, яркие гармонические краски. Характерно, что композитор использует простые устойчивые гармонии (T, S, D). Альтерация используется только однажды. Это самый яркий аккорд (DD ) на слове «звёзд», подобно ослепительной звезде он ярко горит в конце четвёртого предложения, освещая всё проивзедение и подготавливая устойчивую коду:

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

DD D T T

Последний аккорд становится более весомым с использованием ферматы

Темп чуть сдержанный, неторопливый, что полностью соответствует торжественному, патриотическому, величавому характеру литературного текста. Авторская пометка характера исполнения – «широко».

Вокально-хоровой анализ.

«Покуда кровь моя бурлит» Л. Сивухина исполняется смешанным хором a cappella. Особенностью хорового письма является внедрение divisi во всех хоровых партиях. За счёт внедрения divisi производится расширение фактурной ткани.

Диапазон хоровых партий:

Сопрано 1: ми 1 октавы – соль 2 октавы

Сопрано2: ми 1 октавы – фа 2 октавы

Альты 1: ми 1 октавы – ре 2 октавы

Альты 2: ми 1 октавы – ре 2 октавы

Тенора 1: ми малой октавы – соль ♯ 1 октавы

Тенора 2: ми малой октавы – фа 1 октавы

Басы 1: ре малой октавы – ре 1 октавы

Басы 2: ре малой октавы – ре 1 октавы

Диапазоны всех хоровых партий широки, используется весь рабочий диапазон. Тесситурные условия во всех хоровых партиях, в основном, благоприятны для свободного, не напряжённого пения. Исключение составляет 18 такт, где в связи с кульминацией композитор использует хоровые голоса в высоком, ярком регистре. В частности, тенорам 1 необходимо спеть соль ♯ 1 октавы, а басам - ре 1 октавы, но проблема разрешима за счёт довольно большой динамики – звучит ff:

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Звукообразование строится преимущественно на твёрдой атаке звука, что вполне оправданно как содержанием литературного текста, так и торжественным характером музыки.

В связи с тем, что музыкальная ткань построена на длинных фразах, всё произведение исполняется на цепном дыхании. Дыхание берётся лишь во время пауз. Из этого следует, что общехоровое дыхание нужно брать весьма осторожно и не заметно, иначе порвётся единая нить произведения

Интонационными сложностями являются общехоровые унисоны, с которых начинается каждая фраза:

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Как видно из примеров, композитор достаточно часто прибегает в приему общехорового унисона. И это, на мой взгляд, не случайно, ведь, как известно, общий унисон – эффектное, сильнейшее выразительное средство.

Особого внимания требует переход от унисонного пения к гармоническому. Следует отдельно пройти каждую партию и гармонически выверить, затем объединить.

При исполнении скачков певцы должны следить за вокальной ровностью соединения звуков верхнего и нижнего регистров. Оба звука, составляющих интервал, нужно петь в единой позиции.

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru Интонационную сложность представляет и четвертое предложение, которое требует исполнения нескольких нот на одном звуке:

Музыкально-теоретический анализ - student2.ru

Нужно обратить внимание певцов на то, что каждый последующий звук поётся с тенденцией к повышению.

Особое значение имеет плавное дыхание, свобода артикуляционного аппарата.

К дикционным трудностям относятся:

- необходимость отнесения согласной, оканчивающей слог, к следующему слову (кровь моя бурлит, покуда; не быть глухим; тех, творящих чудеса; звёзд Россию и др.);

- чёткое произношение буквы р –утрированным звуком (кровь, бурлит, сердце, равнодушным, прославлять, творящих, Россию).

- округлое формирование гласных;

- чёткое произношение согласных в конце слова (бурлит, велит, быть, прославлять, тех, творящих, звёзд);

Дирижёрские трудности.

- работая над произведением, необходимо добиться очень чёткого, выразительного жеста, передающего динамику хора и художественно-эмоциональный образ произведения;

- в начале произведения ауфтакт должен быть собранным, отражающим характер и темп прооизведения;

- показ динамических оттенков, особого внимания требует последняя фраза, которую необходимо от mp привести к ff;

- при достаточно статичном характере и медленном темпе очень важно не потерять внутреннего движения;

Исполнительский анализ.

При работе над произведением дирижёру необходимо всегда стремиться к созданию позитивного творческого состояния в коллективе, но в то же время важно не потерять рабочий настрой. При первом разборе рекомендуется сольфеджирование произведения. Работу над гармоническим строем можно проводить вне ритма, прослушивая все аккорды, уравновешивая звучание всех партий и добиваясь чистого и ровного звука, выстраивая единый динамический ансамбль. Расстановка дыхания обуславливается текстом, а следовательно фразировкой. Здесь приемлемо цепное дыхание. Звук должен быть округлым и прикрытым, а так же плотным. Все акцентированные ноты нужно исполнять очень плотным и активным звуком, но при этом важно не потерять движение. Учитывая то, что при исполнении произведения преобладает твёрдая атака звука, важно следить за тем, чтоб не возникало форсированного звучания.

Очень важна работа над ритмическим ансамблем. Необходимо, что бы каждый певец очень точно выполнял ритмический рисунок. Ритм определяет характер произведения, передает содержание. Нечеткий ритм снижает качество исполнения произведения. Ритмический рисунок должен исполняться всеми певцами одновременно и четко, так как при возникновении ритмического несовпадения нельзя говорить о хорошем общехоровом ансамбле.

Значительное место в работе над произведением должно быть уделено дикции. Правильному произношению поможет хорошая артикуляция, согласные звуки должны произноситься несколько утрированно. Часто в высокой тесситуре артикуляционный аппарат зажимается, а дикция искажается. Дирижёру следует добиваться свободной и естественной артикуляции. Решающее значение в этом имеет свободное движение нижней челюсти.

Важнейший элемент хоровой звучности – ансамбль, который представляет художественное единство и согласованность всех компонентов исполнения. В данном сочинении очень важно соблюдать все виды ансамбля, особенно ритмический, т.к. ритм во всех партиях одинаковый.

Основная задача дирижёра заключается в том, чтобы самому эмоционально прочувствовать произведение и передать эти эмоции хору жестами и мимикой. Важно донести до слушателей смысл литературного содержания хора. Необходимо продумать все логические ударения. Данное произведение должно заинтересовать и хористов, и слушателей.

Наши рекомендации