Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии.Это стало возможным, так как укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов: благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархам ощутимую финансовую помощь. Вокруг королевской власти также сплотились основные группы дворянства, рассчитывая на защиту своего привилегированного положения силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей.
К XIV веку во Франции окончательно сложилась феодальная социальная структура общества, главным признаком которой являлась наследственная сословность. Французское общество было разделено на три сословия:сословие духовенства; сословие дворянства; «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне. Первые два сословия были привилегированными, поскольку они освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным. На вершине социальной иерархии стояли лица, которые по степени своего могущества и богатства делились на ряд категорий. Так, высшую группу составляли владельцы крупных сеньорий (например, герцоги Нормандии и Бургундии, графы Шампани и Тулузы) и высшее духовенство (епископы и аббаты больших монастырей). Они считали себя равными королю и назывались пэрами.
Произошли и существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV веку меняется форма крестьянского землепользования: серваж вытесняется цензивой. Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз – твердо фиксированную денежную, реже натуральную, ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.
Созыв в 1302 году Филиппом IV Красивым Генеральных штатов – высшего органа сословного представительства, создал новую – парламентскую – эпоху развития средневековой Франции. Предшественниками Генеральных штатов во Франции были провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало осуществлению идеи сословного представительства на местах. Король Франции впервые созвал сословия, чтобы заручиться их поддержкой в борьбе с папой римским, затем в 1308 году – чтобы получить их согласие на ликвидацию ордена тамплиеров, а, начиная с 1314 года, король стал запрашивать согласие сословий на новые субсидии, унификацию монеты, пополнение казны. Общефранцузские Генеральные штаты явились, таким образом, совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Впоследствии основной их функцией стало вотирование налогов. Значительно возросла в этот период и законодательная активность короля: особым постановлением Филиппа IV все должностные лица обязывались исполнять его приказы.
Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других. Первая палата состояла из высшего духовенства; вторая – из депутатов от дворянства; в третьей заседали выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия». Каждая палата имела только один голос независимо от числа представителей. Сословия выносили самостоятельные решения. Утверждение решения осуществлялось палатами простым большинством голосов. Между тем король созывал Генеральные штаты по своему усмотрению, поэтому имели место значительные (до 70 лет) перерывы в их деятельности. Генеральные штаты, таким образом, представляли интересы дворянства, духовенства и городской аристократии, но не обладали таким самостоятельным статусом, как английский парламент.
Значение Генеральных штатов значительно возросло в середине XIV века во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Воспользовавшись этим, в 1357 году по инициативе депутатов сословий был принят Великий мартовский ордонанс, согласно которому решения Генеральных штатов по вопросам финансово-налоговой политики, законотворчества и назначения должностных лиц должны были быть окончательными и вступать в силу без согласия и одобрения короля. Правда, реально действующим источником государственного права этот ордонанс так и не стал, просуществовав всего полтора года. Ограничения королевской власти во Франции в XIV веке парламентом, таким образом, не состоялось.
Параллельно складывалась новая система государственного управления в центре и на местах. Символом прежней эпохи оставался канцлер, которому подчинялась вся королевская канцелярия. Он представлял короля в Генеральных штатах, в дипломатических отношениях, являлся главой коронной юстиции, назначал судей, руководил советами феодалов. Возникли и новые должности: государственных казначеев, генералов финансов, тайных секретарей, коннетабля – командира конного рыцарского войска, впоследствии командира королевской армии. Таким образом, стала складываться новая министерская администрация. Важнейшим органом в политической системе стал Совет короля. С 1316 года в нем заседали легисты и представители светской и духовной знати, а в 1479 году этот орган власти преобразуется в учреждение юстиции, состоящее из чиновников. Параллельно сформировался и Тайный совет, на заседания которого приглашали исключительно по желанию короля. Счетная палата, созданная в XIII веке реформами Людовика IX, по-прежнему ведала финансами.
Судебные органы еще не вполне были отделены от административных, но наметилось их обособление. Парижский парламент рассматривал по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские дела, а также мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя, таким образом, контроль над местными судами. Правосудие на местах от имени короля (а с XV века королевские ордонансы стали законами для всего общества) вершили чиновники – бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел. Примерно в то же время церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности и образовал инстанционную систему, которая включала в себя:
1) низшую инстанцию – суд официалов, специальных уполномоченных епископа;
2) вторую инстанцию – суд архиепископа;
3) третью инстанцию – суд кардинала;
4) высшую инстанцию – суд римской курии.
К XIV веку относится создание во Франции специального органа уголовного преследования и обвинения – прокуратуры, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии ("интересы короны").
Вторая половина XIV века и первая половина XV века ознаменовались тем, что в ходе военных реформ королевская армиястановится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой организацией. Значительные средства использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало исключительно дворянство. Сначала постоянная армия Франции состояла из отрядов наемников, которые вербовались капитанами из мелкого дворянства. Эти отряды получили название жандармов. В середине XV века создаются отряды отборной пехоты, так называемых вольных стрелков, рекрутируемых из крестьян. В мирное время они занимались сельским хозяйством. С распространением огнестрельного оружия падает роль рыцарства в войске и усиливается значение пехоты.