Охрана животного и растительного мира. Международно-правовое сотрудничество государств в защи­те флоры и фауны связано в первую очередь с исчезающими и редкими видами

Международно-правовое сотрудничество государств в защи­те флоры и фауны связано в первую очередь с исчезающими и редкими видами, с мигрирующими видами животных, с охра­ной природы в конкретных регионах. Это наиболее быстро раз­вивающаяся сфера природоохраны.

Общее значение имеют Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о меж­дународной торговле видами дикой фауны и флоры, находящи­мися под угрозой исчезновения 1973 г., Конвенция о биологи­ческом разнообразии 1992 г.

Выделяется и ряд конкретных направлений сотрудничества в данной сфере, каждое из которых включает группу договоров:

регулирование рыболовства и промысла морских ресурсов (Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о рыболовстве в водах Дуная 1958 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресур­сов в Балтийском море и проливах 1973 г., Конвенция об охра­не живых ресурсов юго-восточной части Атлантического океа­на 1969 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов

Глава 25. Международное право окружающей среды

Антарктики 1980 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря (Ва­шингтон, 1994 г.) и др.);

охрана растительного мира (Международная конвенция об охране растений 1951 г., Соглашение о сотрудничестве в при­менении карантина растений и их охране от вредителей и бо­лезней 1959 г., Международное соглашение по тропической древесине 1983 г., Международная конвенция по охране новых растений 1961 г., пересмотрена в 1991 г., и др.);

защита конкретных видов (Международная конвенция о со­хранении атлантического тунца 1980 г., Конвенция об охране атлантических тюленей 1972 г., Соглашение о сохранении бе­лых медведей 1973 г., Соглашение об охране малых китов Бал­тийского и Северного морей 1992 г., Протокол между Прави­тельством Российской Федерации и Правительством КНР об охране тигра 1997 г. и др.);

охрана мест обитания (Конвенция о водно-болотных угодь­ях, имеющих международное значение главным образом в ка­честве местообитаний водоплавающих птиц 1971 г., двусто­ронние конвенции об охране перелетных птиц и среды их обитания, Соглашение между Правительством Российской Фе­дерации и Правительством КНР о заповеднике «Озеро Ханка» 1996 г.);

защита редких и мигрирующих видов (Конвенция о между­народной торговле видами дикой фауны и флоры, находящи­мися под угрозой исчезновения 1973 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.).

Литература

Виноградов С. В. Международное право и охрана атмосферы. М., 1987.

Кириленко В. П., Сидорченко В. Ф. Мореплавание и предот­вращение загрязнения Мирового океана (международно-право­вые аспекты). М., 1985.

Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Копылов М. Н. Право на развитие и экологическая безопас­ность развивающихся стран (международно-правовые вопро­сы). М., 2000.

Литература

Молодцова Е. С. Охрана окружающей среды и международ­ное регулирование мирной ядерной деятельности. М., 2000.

Нестеренко Е. А. К вопросу о кодификации и прогрессив­ном развитии международного права в области защиты окру­жающей среды // Советский ежегодник международного права. 1983. М., 1984.

Соколова Н. А. Теоретические проблемы международного права окружающей среды. Иркутск, 2002.

Сперанская Л. В. Международно-правовая ответственность государств за загрязнение Мирового океана. М., 1984.

Сперанская Л. В., Третьякова К. В. Международное право окружающей среды. М., 1995.

Тимошенко А. С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.

Глава 26 МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

§ 1. Понятие и источники международного экономического права

Международное экономическое право принято характеризо­вать как совокупность принципов и норм, регулирующих отно­шения между государствами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.

Эта область охватывает широкий спектр взаимосвязей — торговых, производственных, научно-технических, транспорт­ных, валютно-финансовых, таможенных и т. д. Международные экономические отношения реализуются в форме: купли-прода­жи товаров и услуг (экспортно-импортных операций), подряд­ных работ, оказания технической помощи, перевозки пассажи­ров и грузов, предоставления кредитов (займов) либо их получе­ния из иностранных источников (внешние заимствования), решения вопросов таможенной политики.

В международном экономическом праве сложились подот­расли, охватывающие конкретные направления сотрудничест­ва, — международное торговое право, международное промыш­ленное право, международное транспортное право, международ­ное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собственности и др. (некоторые из них иногда обозначаются как отрасли).

Существенная специфическая черта международных эконо­мических отношений — это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава мож­но выделить следующие разновидности: 1) межгосударствен­ные — универсального или локального, в том числе двусторон­него, характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридиче­скими и физическими лицами, принадлежащими к иностран­ным государствам; 4) между государствами и международными (транснациональными) хозяйственными объединениями; 5) ме-

§ 1. Понятие и источники международного Эко>юмическогоправа

жду юридическими и физическими ли^ами различных госу­дарств.

Неоднородность отношений и их участников порождает спе­цифику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующих о переплетении, в э1"ои °бласти междуна­родного публичного и международного чзстного права, о взаи­модействии международно-правовых и внутригосударственных норм. Именно посредством междунароДного регулирования экономического сотрудничества государства воздействуют на гражданско-правовые отношения с иностранным (международ­ным) элементом. С этим связаны многочисленные ссылки в национальном гражданском, хозяйственном, таможенном и ином законодательстве на международные договоры (напри­мер, ст. 7 ГК РФ, ст. 5, 6 Закона от 4 иЮ™ 1991 г «Об иност­ранных инвестициях в РСФСР», ст. 3, 10>*1> 16- 18~22 Феде" рального закона от 25 августа 1995 г. «О железнодорожном транспорте», ст. 13, 168, 403, 435 ТмК РФ 2003 Т>-

Важнейшим фактором, определяющий содержание между­народного экономического права, является интеграционные процессы на двух уровнях — глобальном (всемирном) и регио­нальном (локальном).

Существенную роль в интеграционном сотрудничестве игра­ют международные организации и органы, ср^Д^?3^?д1п ^пгъ лее влиятельными являются ЭКОСОС, В *°> ЮНК1АД, МВФ, МБРР. На региональном и межрегионаЛ*'ном Уровнях следует отметить Европейский союз, ОЭСР, СНГ, а также региональ­ные экономические комиссии ООН.

Источники международного экономичен020 пРава с™ль же многообразны, как и регулируемые ими отношения. В число универсальных документов входят учредивельные акты соответ­ствующих международных организаций, Генеральное соглаше­ние о тарифах и торговле 1947 г., КонвеН^ия °°Н о договорах международной купли-продажи товаров 1"° г> Конвенция 00 исковой давности в международной кулле"продаже ™^ров 1974 г., Конвенция ООН о морской пер^возк<; грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам- Большой вклад в формирование международного экономИ1*еского пРава вносят двусторонние договоры. Наиболее Распро^тРаненными являют­ся договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие движение товаров, услуг, каш талов через государственные границы, пЛатежные> инвестици-

Глава 26. Международное экономическое право

онные, кредитные и иные соглашения. Дальнейшее расширение и углубление межгосударственного сотрудничества порождает новые, более сложные, комбинированные виды экономических договоров.

В числе основополагающих факторов, определяющих взаи­моотношения государств в экономической сфере, лежит уста­новление вида правового режима, применяемого к конкретно­му государству, его юридическим и физическим лицам.

Выделяют следующие режимы.

Режим наибольшего благоприятствования1 означает обяза­тельство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству — участнику соглашения пре­имущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвя­зей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в от­ношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, ин­теграционных объединений, развивающихся стран и пригра­ничной торговли.

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отноше­нии развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союза.

Национальный режим предусматривает уравнивание в опре­деленных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами госу­дарства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспо­собности, судебной защиты и т. п.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфе­ре экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулиро­вании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налоговых льгот

1 Применительно к сфере внешнеэкономических отношений этот термин имеет самостоятельное значение, отличное от проблемы режи­ма наибольшего благоприятствования при характеристике статуса ино­странных граждан (см. § 7 гл. 15 настоящего учебника).

§ 2. Сотрудничество в области торговли

представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых то­варов.

Одна из особенностей международного экономического права состоит в активном участии в регулировании актов меж­дународных организаций и конференций. В числе многочис­ленных резолюций ООН — Хартия экономических прав и обя­занностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке 1974 г., резолюция Генеральной Ас­самблеи ООН «Объединение и прогрессивное развитие прин­ципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового экономического порядка» 1979 г.

Конкретные формы и методы правового регулирования рассматриваются далее на примерах двух подотраслей — меж­дународного торгового права и международного таможенного права.

Наши рекомендации