Изучение Казахстана русскими учеными 18-19 вв.

Присоединение казахских земель к Российской импе­рии вызвало расширение сферы образования и просвещения. В начале XIX века в мектебах Казахстана преподавали шакирдам «Шаригат ул-иман» (правила мусульманской религии), «Аптиек» (одна седьмая часть Корана), другие религиозные знания. В медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента препода­вание велось на арабском языке, изу­чали средневековую арабскую философию, историю, географию, математику, стали обучать и русскому языку. Открылись школы с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске. Требовались учебные заведения по подготовке «толмачей» (переводчиков). В 1789 году в казахской степи открыли «Ази­атскую школу», которая готовила переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Открытые в 1813 году в Омске, в 1825 году в Оренбурге военные училища готовили чиновников для российской администрации. Они преобразованы в 1847 году в Сибирский кадетский корпус и в 1844 году в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Школу с обучением на русском и татарском языках организовал хан Внутренней орды Жангир в Ханской Ставке в 1841 году. Школа готовила служащих Оренбургской канцелярии. В 1831 году в поселениях Омской области открыты училища с русским языком обучения, 19 сентября 1831 - училище в Усть-Каменогорске и интернат для казахов. В 1850 году при Оренбургcкой пограничной комиссии откры­лись школы, в которых казахам знания давались на рус­ском языке. В деле образования учитывались в основном интересы империи. Игнорировалась потребность населения в светском образовании на родном языке. В 1833-1841 годах при оренбургском военном губернаторе чиновником особых поручений был В.И. Даль. Он собрал образцы устного твор­чества тюркоязычных народов, в 1839 -1840 годах участвовал в хивинском походе русских войск, выразил сочув­ствие Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы, написал повесть «Бикей и Мауляна» о жизни казахов Оренбургского края. В 1833 году А.С. Пушкин для сбора материалов о пугачевском восстании побывал в Оренбурге. В «Истории Пугачевского бунта» приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов. В Уральске А. С. Пушкин записал поэму «Козы­-Корпеш - Баян-Сулу». Были организованы научные экспедиции 1848-1849 годов Г.С. Карелина на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А. Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточ­нили глубину Аральского моря, составили карты. Путешественники Ковалевский, Северцев, Небольсин занимались изучением быта и истории казахов, материальной культуры, обозначени­ем местностей на топографических картах, исследовали природные богатства края. Ведущую роль играли организованные Русским географи­ческим обществом экспедиции. Левшин, Мейер, Зава­лишин и другие историки-этнографы, исследовали жизнь ка­захского народа. Исследование Левшина - «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей».

55.Административные реформы 1867 – 1868, 1891гг.

Изменения в ходе присоединения Казахстана к России в политическом и административном управлении.

1867 г. — положение управления в Туркестанском крае, 1868 г. — в степных областях. Завершив присоединение, Россия выходит на среднеазиатский плацдарм. В Казахстане устанавливается колониальный режим. Здесь привлекали сырье, ресурсы. Проводится ряд нововведений. Ломка прежней системы управления. В 1865 г. образование степной комиссии для управления краем. «Временное положение» управления введены Александром II проекты управления 1867 г. — Семиречинской, Сырдарьинской, 1868 г. — проект по Тургайской, Уральской и Акмолинской, Семипалатинской. Реформа охватила весь край. Деление области, уезды, волости. Система расшатывала патриархально-феодальный уклад, ограничивала власть султанов, старшин. Ослабление влияния родовой аристократии, что отразилось на всей жизни. Административное управление носило яркий военный характер. Во главе области-военные генерал-губернаторы. Принцип неразделенности военной и гражданской власти. Волостной управитель — полицейская и распорядительная власть. Учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Дела разбирались на основе российских законов. Положения 1867-68 гг. введены временно на 2 года, но продлился на 20 лет. Завершение 80-90-е гг. XIX в. Реформы вызывают протест. Административное деление не соответствовало делению пастбищ.

Действуют общеимперские законы, опыт положений 1867-68 гг. растянулся на 20 лет. Только в начале 80-90 гг. XIX в царские власти приступили к завершению внедрения административно-судебной реформы. 2 июня 1886 г. принято положение об управлении Туркестанским краем. 21 марта 1891 г. — Акмолинской, Семипалатинской, Семиречинской, Уральской и Тургайской. Большую силу приобретает власть генерал-губернатора. В городах создавались полицейские управления. По положению 1891 г. решающая роль принадлежала волостным управителям и аульным старшинам. Между общинами происходила жесточайшая борьба за проведение в управление своего кандидата, которого избирали на 3 года. Изменения в судебном устройстве. Бий оказывался выборным народным судьей, что противоречило законам шариата. Это вызывало протест казахов. Усиление колониального гнета.

Наши рекомендации