Культурная жизнь современной России

Харак -ка истори-ческих условий РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ ЛИТЕРАТУРА ИСКУССТВО ВЫВОДЫ
С 1992г. в истории нашего Отечества наступил новый этап развития. СССР превратился в СНГ, а стала суверенной Рос-сию. Радикальные пре-образования в социаль-но-экономической и политической областях не могли не сказаться на культуре, пережи-вающей сейчас труд-ные времена. Государ-ство не в состоянии материально поддер-живать учреждения культуры (законода-тельство РФ закрепило за культурой всего 2% федеральных средств и около 6% местного бюджета), которые вынуждены сами ис-кать средства сущес-твования. Развивается спонсорство – финан-совая поддержка со стороны коммерческих структур. В образовании появилось платное обучение, открываются новые лицеи, колледжи, гимназии, частные школы. Государственная школа после принятия закона «Об образовании» (1992) получила больше прав в учебно-воспитательной работе. Недостаточное финансирование школы приводит к потере учительских кадров, к нехватке учебников и школьного оборудования. Высшая школа получила автономию, право самостоятельно решать вопросы приема и подготовки студентов. В России появились новые университеты, учебные академии, вузы. Потребности жизни вызвали перепрофилирование обучения. Готовится реформа образования (12-летка, ЕГЭ и др.) Продолжают изменятся СМИ. Телевиденье становится в основном раз-влекательным, коммерческим с обилием рекламы. Телевизионные сериалы и фильмы, преимущественно западного образца, «забили» отечественную продукцию. Но и из этого правила есть свои исключения, например открытия государственного некоммерческого канала «Культура» Достаточно сложным остается положение науки. Продолжается отток кадров за рубеж, заново приходится создавать научную ба-зу, не хватает средств. Тем не менее в тради- ционно сильном для России военно-научном и военно-конструктор-ском деле российские специалисты продол-жают занимать веду-щие позиции. В октябре 2000г. физику Ж.И. Алферову была вручена Нобелевская премия за создание микросхем на кремне-вой основе для электро-нных устройств. Продолжается осво-ение космоса в марте 2001г. в Тихом океане была затоплена станция «Мир», отработавшая свой ресурс. На смену ей пришла МКС. Среди литераторов различными премиями были отмечены Б. Ахмадулина, М. Живанецкий, Ф. Искандер, Д. Лихачев, М. Харитонов, В. Маканин и др. В конце XXв. Литература переживает эпоху постмодернизма. В произведениях этого жанра присутствует ирония, сарказм, ненормативная лексика. Представителями жанра являются В. Ерофеев («Москва – Петушки»), В. Пелевин («Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Поколение пи»), В. Сорокин («Голубое сало») и др. Бесконечное разнооб-разие периодических изда-ний вытеснило из обихода «толстые» литературно-художественные журналы. Появились иллюстрирован-ные журналы западного образца. Массовая культура предлагает детективы, эро-тику, оккультовую литературу. Искусство тоже попало во власть коммерции. И все же в это трудное время искусство продолжает жить. Театральные сезоны в Москве и провинции проходят под знаком классики. Зрители и специалисты лучшими отечественными фильмами называют картины Н. Михалкова «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»; А. Рогожкина «Особенности национальной охоты», Э. Рязанова «Небеса обетованные», П. Чухрая «Вор» и др. Широкое распространение получила скульптура. Только в Москве в 1993-1999гг. были установлены памятники А. Блоку. С. Есенину, В. Высоцкому, Г. Жукову, Петру I, А. Чехову, Л. Яшину и др. Открыт мемориал жертвам политических репрессий на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносцева в честь850-летия образования Москвы. Сделать конкретные и объективные выводов пока не представляется возможным., так как должен пройти определенный отрезок времени, что бы здраво и беспристрастно смотреть на ситуацию. Ясно только одно – несмотря на тяжелейшие условия, культура России продолжает жить и развиваться.

Наши рекомендации