С 1992г. в истории нашего Отечества наступил новый этап развития. СССР превратился в СНГ, а стала суверенной Рос-сию. Радикальные пре-образования в социаль-но-экономической и политической областях не могли не сказаться на культуре, пережи-вающей сейчас труд-ные времена. Государ-ство не в состоянии материально поддер-живать учреждения культуры (законода-тельство РФ закрепило за культурой всего 2% федеральных средств и около 6% местного бюджета), которые вынуждены сами ис-кать средства сущес-твования. Развивается спонсорство – финан-совая поддержка со стороны коммерческих структур. | В образовании появилось платное обучение, открываются новые лицеи, колледжи, гимназии, частные школы. Государственная школа после принятия закона «Об образовании» (1992) получила больше прав в учебно-воспитательной работе. Недостаточное финансирование школы приводит к потере учительских кадров, к нехватке учебников и школьного оборудования. Высшая школа получила автономию, право самостоятельно решать вопросы приема и подготовки студентов. В России появились новые университеты, учебные академии, вузы. Потребности жизни вызвали перепрофилирование обучения. Готовится реформа образования (12-летка, ЕГЭ и др.) Продолжают изменятся СМИ. Телевиденье становится в основном раз-влекательным, коммерческим с обилием рекламы. Телевизионные сериалы и фильмы, преимущественно западного образца, «забили» отечественную продукцию. Но и из этого правила есть свои исключения, например открытия государственного некоммерческого канала «Культура» | Достаточно сложным остается положение науки. Продолжается отток кадров за рубеж, заново приходится создавать научную ба-зу, не хватает средств. Тем не менее в тради- ционно сильном для России военно-научном и военно-конструктор-ском деле российские специалисты продол-жают занимать веду-щие позиции. В октябре 2000г. физику Ж.И. Алферову была вручена Нобелевская премия за создание микросхем на кремне-вой основе для электро-нных устройств. Продолжается осво-ение космоса в марте 2001г. в Тихом океане была затоплена станция «Мир», отработавшая свой ресурс. На смену ей пришла МКС. | Среди литераторов различными премиями были отмечены Б. Ахмадулина, М. Живанецкий, Ф. Искандер, Д. Лихачев, М. Харитонов, В. Маканин и др. В конце XXв. Литература переживает эпоху постмодернизма. В произведениях этого жанра присутствует ирония, сарказм, ненормативная лексика. Представителями жанра являются В. Ерофеев («Москва – Петушки»), В. Пелевин («Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Поколение пи»), В. Сорокин («Голубое сало») и др. Бесконечное разнооб-разие периодических изда-ний вытеснило из обихода «толстые» литературно-художественные журналы. Появились иллюстрирован-ные журналы западного образца. Массовая культура предлагает детективы, эро-тику, оккультовую литературу. | Искусство тоже попало во власть коммерции. И все же в это трудное время искусство продолжает жить. Театральные сезоны в Москве и провинции проходят под знаком классики. Зрители и специалисты лучшими отечественными фильмами называют картины Н. Михалкова «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»; А. Рогожкина «Особенности национальной охоты», Э. Рязанова «Небеса обетованные», П. Чухрая «Вор» и др. Широкое распространение получила скульптура. Только в Москве в 1993-1999гг. были установлены памятники А. Блоку. С. Есенину, В. Высоцкому, Г. Жукову, Петру I, А. Чехову, Л. Яшину и др. Открыт мемориал жертвам политических репрессий на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносцева в честь850-летия образования Москвы. | Сделать конкретные и объективные выводов пока не представляется возможным., так как должен пройти определенный отрезок времени, что бы здраво и беспристрастно смотреть на ситуацию. Ясно только одно – несмотря на тяжелейшие условия, культура России продолжает жить и развиваться. |