Конституционные основы организации публичной власти
Главным субъектом публичной власти в России выступает государство как политическая форма организации общества, которая обладает суверенитетом, характеризуется наличием специального аппарата осуществления политической власти, опирающейся на монополию легитимного насилия. Основы организации государственной власти в Российской Федерации опираются на ряд принципов. 1.
Принцип народовластия — источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Данный принцип характеризует Российское государство как государство демократическое (ст. 1). Свою власть народ осуществляет непосредственно (через референдум, свободные выборы) либо опосредованно — через органы государственной власти. 2.
Принцип народного суверенитета — только народ как источник власти вправе учреждать властные институты, передавать полномочия своим избранникам. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (п. 4 ст. 3). 3.
Принцип верховенства прав человека означает, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Государство создается для защиты прав и свобод человека (ст. 2). Более того, забота о человеке, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие, ставятся в качестве главной цели государства (ст. 7). Тем самым Российская Федерация провозглашается социальным государством. 4.
Принцип государственного суверенитета. Суверенитет Российской Федерации (п. 1 ст. 4) означает верховенство государственной власти над всеми иными видами власти внутри государства, ее единство и независимость от других государств. Согласно данному принципу Российское государство для осуществления своих функций обладает максимальным объемом полномочий, устанавливает общий правопорядок, права и обязанности граждан, юридических лиц, навязывает свою волю другим субъектам права, используя для этого средства легитимного насилия. 5.
Принцип верховенства права (ст. 1) характеризует Россию как правовое государство. Это означает связанность государства правом как в организации деятельности его органов, так и во взаимоотношениях с человеком. Верховенство права выражается в верховенстве Конституции, обладающей высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4). В соответствии с Конституцией издают свои нормативно- правовые акты субъекты Российской Федерации. 6.
Принцип федерализма (ст. 5) предполагает разделение власти по вертикали между союзным государством и его субъектами, которые являются равноправными. На момент написания данной книги их 89: 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (с каждым годом идет процесс объединения субъектов Федерации, т.е. их количество изменяется в зависимости от политических условий). Они взаимодействуют с органами Федерации на основе сохранения территориальной целостности (п. 3 ст. 4), равноправия и самоопределения (п. 4 ст. 5), единства системы государственной власти (ст. 11), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов (п. 3 ст. 11). 7.
Принцип разделения властей (ст. 10) предполагает такую организацию государственной власти, которая осуществляется на основе разделения как по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по вертикали (между органами Федерации и ее субъектами). Этот принцип является необходимым условием, которое предохраняет общество от опасности быть подчиненным абсолютной власти государства.