Культура архаической Греции
Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии. Этот процесс получил название Великой колонизации. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали торговыми центрами, и выступили посредниками между Грецией и другими странами. Постепенно греки вытесняют финикийцев, ранее расселившихся по Средиземноморью.
Именно к этому периоду относится появление нового названия Греции - Эллада. Первоначально так назывался один из районов Фессалии, а затем и вся страна. Ионийцы и дорийцы, населявшие Грецию, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии называли себя эллинами, т.о. они стремились подчеркнуть свое отличие от остальных народов.
К рубежу 7-6 в до н.э. с развитием ремесла и торговли во многих греческих полисах появляется новый влиятельный социальный слой владельцев мастерских и купцов, он стал теснить от власти старую родовую аристократию, начинает нарождаться тимократия, т.е. власть богатства.
Но рост значимости ремесла и торговли привел к упадку сельского хозяйства в метрополии и превращению крестьян в беднейший слой населения, росту социальной напряженности и классовой борьбе. На первом этапе борьба привела не к установлению демократических порядков (в их античном понимании), а к захвату власти диктаторами - тиранами. Причем тирании возникали в наиболее экономически развитых районах греческого мира. Везде, где старый земледельческий уклад переживал кризис, к власти приходили тираны, поддержанные наиболее обездоленными слоями населения. Тираны, сами часто происходившие из аристократической среды, выступали решительными противниками правления традиционной знати. Для того, чтобы найти опору в массах они заботились о том, чтобы дать разорившемуся населению возможность заработать. Многие тираны провозглашали программы общественных работ: строительство каналов, водопроводов, дорог. Они напрямую поддерживали торговлю, ремесло, сельское хозяйство как основу благосостояния и культуры. Именно в эпоху тиранов некоторые города-государства пережили период высшего расцвета - Коринф, Самос. Другие заложили основу своего будущего величия - Афины при тиране Писистрате, Сиракузы при Гелоне. Многие тираны были выдающимися личностями, они не только организовывали политическую и культурную жизнь полиса, но и сами занимались литературным творчеством, были меценатами и покровителями искусств.
В период архаики идет становление законодательства и судебной системы. В 621 г. до н.э. – в Афинах были приняты законы архонта (архонт - высшее должностное лицо в Греции) Дракон(т)а – «драконовские меры» - напоминавшие по своей жестокости табуальные запреты: очень многие нарушения карались смертью. Предусматривались денежные штрафы, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).
В 594 г. до н.э. это законодательство было усовершенствовано архонтом Солоном - он ввел суд присяжных (гелиея), и даже самые бедные ремесленники получили право участвовать в народном собрании (экклесии) и быть членами гелиеи.
В эпоху архаики окончательно складываются религиозные представления греков. Грекам был свойственен политеизм (многобожие). Согласно представлениям греков внешний облик, жизнь и взаимоотношения богов такие же как у людей. Т.е. это не непорочные, нравственно возвышенные существа, а существа наделенные страстями даже больше чем люди, но свободные от всех человеческих скорбей, печалей. Жилищем бессмертных богов была гора Олимп.
Общеобязательных догматов греческая религия не имела, поэтому к богам, к мифам можно было относиться скептически, можно было рассказывать о богах забавные истории, смеяться над ними. Но нельзя было уклоняться от исполнения обязательных обрядов в честь бога (особенно покровителя полиса), нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание, вплоть до казни.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Размеры и степень сложности жертвоприношений были весьма различны (возлияние (брызгание на землю или в огонь вина); жертвоприношение зерном, маслом, плодами, жертвенными животными). Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, религиозные пляски. Обряды совершались по строго установленному церемониалу.
Централизованного культа в Греции не было. Местные полисные и общинные культы были выражением политической раздробленности. Но некоторые культовые центры получили широкое общегреческое значение. Это – святилище Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Элевсине и др.
Ученые условно выделяют четыре религии древних греков:
1. религия Зевса;
2. религия Аполлона;
3. религия Диметры;
4. религия Диониса.
Религия Зевса - это религия природных сил. Главный бог Зевс - высшее божество, создатель людей и богов. В пантеон богов входят Гера - жена и сестра Зевса, братья Зевса: Аид - бог подземного царства, Посейдон - бог морей, сестра Зевса Диметра - богиня земли, дети Зевса: Афина - богиня мудрости, покровительница ремесла, Аполлон - покровитель образования, его сестра Артемида - богиня охоты, живой природы, Арес - бог войны, Афродита - богиня любви и красоты, Гефест - бог огня, Дионис (Вакх) - бог вина и веселья. Зевсу поклонялись в дубовых рощах, храмы не строили.
Главным центром поклонения Зевсу была Олимпия (Пелопоннес) , где находился его оракул и регулярно происходили праздничные Олимпийские игры. Согласно мифологической традиции, эти игры у могилы Пелопса установил Геракл, он же, по легенде, и наметил границы святилища с центром - рощей Альтисом. В Олимпии отсутствовали значительные постройки; поклонения совершались у алтарей, под открытым небом. Священный округ представлял собой платановую и оливковую рощу, в центре которой высился Пелопион - курган над могилой Пелопса, - и стоял пепельный алтарь Зевса. Пеплом жертвенных животных обмазывали алтарь, самый высокий в Олимпии. Пепел был так прочен, что для восхождения на вершину алтаря в нем пробивали ступени. У подножия холма росла «олива священных венков», из ветвей которой плели венки победителям в Олимпийских играх. С 8 в. до н. э., когда святилище стало местом проведения Олимпийских игр; Олимпия выступает как центр мирного единения различных греческих племен, «священным округом мира».
Религия Аполлона.
В этой религии рождается такие понятия как храм, кумир и жрец. Центром религии Аполлона были город Дельфы у горного массива Парнас. Религиозное чувство, что Бог где-то рядом, рождает потребность стабилизировать это чувство. В результате возникает идея храма (место Бога). В Древней Греции храм строился для Бога, а сам культ мог совершаться рядом с храмом.
Желание видеть божество приводит к идее антропоморфного существа – прекрасного юноши. Появляется скульптурное изображение Бога – кумир. А в связи с этим возникает потребность заботиться о храме и о кумире, и появляется жречество, которое с усложнением их функций становится профессиональным и наследственным. Должность жреца была почетной, но не давала ни какой непосредственной власти, зачастую официальным культом руководили не жрецы, а гражданские должностные лица.
Центральной фигурой религии Аполлона является жрица Пифия - предсказательница судьбы, сидящая на треножнике Аполлона в Дельфах. В Греции не предпринималось ничего значительного без предварительного мнения об этом Дельфийского оракула. В Дельфах выполнялся обряд очищения от преступлений, в т.ч. и от убийства.
Религия Деметры.
Деметра - богиня плодородия - земледельческий культ-душа поспевающей Нивы. Ее культ связан с мифом о Персефоне. В связи с возвращением Персефоны из царства Аида, Деметра основала мистерии - таинства, т.к. они проходили в Элевсине, то они получили название элевсинские мистерии, они просуществовали 1000 лет до 395г. н.э. Первыми жрецами был царь и царица Элевсина, которые приютили Деметру, покинувшую Олимп. Основные торжества проходили весной и осенью. Во время весенних обрядов (малых мистерий) происходило посвящение кандидата в мисты (первая степень). Осенью были великие мистерии когда, устраивалось посвящение во вторую степень – в эпопты. Главное место в церемониях посвящения занимали очистительные обряды, омовения, пост. После торжественного шествия из Афин в Элевсин устраивались ночные богослужения в храме Деметры, во время которых разыгрывались мистерии - священная драма, рассказ мифа о Персефоне, демонстрировались священные символы богинь – хлебные колосья. Люди созерцали драму и переживали чувства, которые переживала Деметры (скорбь, страдание, радость). Люди доходили до крайней степени чувственности. Посвящение символизировало второе рождение. Затем совершалась еще одна драма - созерцание действа о посмертной судьбе человеческой души, либо душа посвященного попадала на острова блаженства, а душа человека, который не смог посвятиться, обрекалась на странствие и работу.
Религия Диониса.
В ее рамках оформились два культа: оргиастический и гражданский. На основе гражданского культа впоследствии возник театр. Оргиастический культ возник во Фракии и распространился по всей Греции в 7-6 в. до н.э. Идея культа - соединение с природой и обретения бессмертия. Культ осуществлялся в виде вакханалии, т.е. ритмичного танца под музыку на природе. Во время танца человек доходит до экстаза, душа покидает тело и человек растворяется в природе. Основные действующие лица - вакханки. Существовала сложная экипировка участниц - факел, тирс (посох увитый плющом, виноградными листьями и сосновой шишкой наверху), венок на голове. Одежда состояла из шкур, подвязанных змеями. Многие молодые матери - вакханки для полного сближения с природой кормили грудью - волчат, ланей. Т.к. масштабы этого культа были велики, а последствия разрушительны, то вынуждены были отвести специальное место и время (1 раз в год), и определить специальную профессиональную группу вакханок.
С культом Диониса связано орфическое движение. Орфей - мифический поэт, живший якобы еще до Гомера. Он и его ученик Мусей создали песни, объясняющие происхождение богов Важное место в орфической мифологии играл образ страдающего и воскресающего бога Загрея-Диониса, сына Зевса и Персефоны. Посланные богиней Герой титаны растерзали юного Загрея, но сердце его было спасено Афиной. Зевс испепелил титанов, из пепла сделал людей и оживил их сердцем Диониса. Т.о. в человеке соединилось два начала: титаническое - ложное и злое; дионисийское - светлое. Поэтому смысл жизни человека в развитии дионисийского начала и подавлении титанического. Т.к. человек - единство тела и души (душа закована в тело), то смысл жизни человека состоит в спасении бессмертной души человека из тела, если этого не удается, то душа переходит из одного тела в другое и нужно разорвать этот круг с помощью определенного образа жизни, определенных ритуалов, участия в орфических мистериях. Кроме того, из сердца Загрея-Диониса Зевс создал Диониса, который и вошел в гражданский культ (Великие Дионисии).
Важнейшие общественно-религиозные празднества.
Большую роль в жизни греков играли состязания («агон»).
Главными состязаниями были посвященные Зевсу Олимпийские игры, появившиеся в 776 г. до н.э. и проводившиеся в области Олимпия на Пелопоннесе один раз в 4 года. От первых Олимпийских игр велось летоисчисление Древней Греции (Олимпиада – единица летоисчисления до 394 г. н.э.). Игры длились 5 дней, на это время объявлялся священный мир. Состязались в беге, кулачной борьбе, ристании на колесницах и пятиборье (метание копья, диска, прыжки в длину, бег, кулачная борьба). Участниками были только мужчины и они выступали обнаженными, поэтому женщины не допускались на игры под страхом смертной казни. Но зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства. Наградой победителю была оливковая ветвь, победитель въезжал в родной город через пролом в стене, который делали для него.
Пифгитские игры (Пифиады)- вторые по значению общегреческие празднества в честь Аполлона в Дельфах. Спортивные и музыкальные состязания, проводившиеся один раз в 8 или 4 года. Наградой в играх был лавровый венок.
Истмийские игры (Истмии) – общегреческие празднества в честь Посейдона в Истмии в Коринфе, проводившиеся один раз в 2 года. Гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания. Награда сосновый венок.
Немейские игры - общегреческие празднества в честь Зевса в Немее, проводившиеся зимой каждый второй и четвертый год Олимпиады. Спортивные и музыкальные состязания.
Пинафинеи великие – торжественные празднества в честь рождения Афины проводившиеся один раз в 5 лет.
Дионисии великие – ежегодные празднества в Афинах в честь Диониса. Состязания драматургов, поэтов, хоров.
Философия.
В период архаики зарождается философия, благодаря которой Греция вступила на путь рационалистического мышления. Этому способствовало то, что в Греции не было особой жреческой касты, не было устойчивых религиозных догматов, а это облегчило отделение философии и науки от религии. Знание восточной, в первую очередь вавилонской, математики, астрономии убеждало в том, что есть некоторые общие законы, регулярность и повторяемость природных явлений. Главным для первых философов стал поиск первооснов, первопричин всего существующего (натурфилософия). Греческие натурфилософы за первооснову выделяли: Фалес – воду, Анаксимандр – апейрон, который все в себе содержит и всем управляет, Анаксимен – воздух, Гераклит Эфесский – огонь, Пифагор – число.
Литература.
Греческий язык состоял из четырех диалектов: ионийского, аттического, дорийского и эолийского. Но все диалекты были знакомы каждому греку и служили для выражения различных родов поэзии. Например, ионийско-эолийский был основой эпоса, а дорийский основой хорового пения.
С Гомером ушла и его эпоха героев. Но у Гомера было много последователей и подражателей. Сюжеты древних мифов обрабатывались в стиле Гомера. Такие поэтические циклы получили называние киклические поэмы.
Новым в литературе стало творчество Гесиода (700г. до.н.э.). Он создал три новых эпических жанра: космогонический - о происхождении мира и Богов («Теогония»); генеалогический - о героинях древних мифов («Каталог женщин»); дидактический или назидательный – советы и наставления («Труды и дни» - советы земледельцам).
Гесиод рационалистически систематизирует греческую мифологию и является последним представителем эпического жанра.
Постепенно в 7 веке до н.э. основное место в литературе занимает лирика.
Древнегреческую лирику делят на два вида: мелическую (пелась в сопровождении различных инструментов) и декламационную (отошедшую от музыки). Основными жанрами Декламационной лирики стали элегия, ямб, эпиграмма и гнома.
Основным жанром была элегия (греч. «жалобная песня»). Предполагают, что она возникла из погребального плача. Это стихотворение средней длины, печального содержания, рассказанное от первого лица. Первоначально элегия имела преимущественно морально-политическое содержание, затем преобладающей стала любовная тематика. Основоположником элегии считают Каллина (первая половина 7 в. до н.э.), писавшего военно-героические элегии, близкие к эпосу. Наиболее известным автором военно-героических элегий был Тиртей (вторая половина 7 в. до н.э.). За героической элегией был закреплен ионийский диалект.
Другой более важный вид элегии – элегия личной судьбы. Первым представителем был Архилох (вторая половина 7 в. до н.э.), развивавший мотив наемника, то есть человека, служащего чужому делу.
Третья разновидность элегии – философско-политическая. Наиболее ярким представителем был афинский архонт Солон (ок. 640- ок. 559 г. до н.э.), выражавший в элегии свои политические мысли
Другим жанром лирики был ямб - стихотворение назидательной сатирической направленности. В Греции существовали культы осмеяния богов, победителей. Считалось, что смех отгоняет злых духов, очищает атмосферу. Высмеивалось все высокое. Существовало два вида ямба: личное осмеяние (инвектива) и осмеяние общественных отношений (сатирический ямб). Ямбы отличались большой вольностью, для них не было ограничений. Основоположником ямба считают Архилоха. Среди наиболее известных авторов ямбов Мимнерм, Гиппонакт (6 в. до н.э.), Феогнид (вторая половина 6 в. до н.э.).
Эпиграмма – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания. Первоначально это были посвятительные надписи, потом – эпитафии, поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи. Эпиграммы писались на твердом материале – камне, меди, памятниках.
Гнома (греч. «вывод, мысль, изречение ») – короткое стихотворное изречение мудрости (формулировка общепринятых положений) или поучительно-философские изречения). Например, «познай самого себя». Большинство гном приписывают семи полулегендарным греческим мудрецам.
Мелическая лирика имела два вида: монодия (монос – «один», одия – «песня») и хоровая лирика. Древние греки строго различали монодию (сугубо личное переживание, любовную лирику) и хоровую лирику (в ней не было любви, она была связана с общественными событиями, с коллективом). В мелической лирике поэт был и композитором. Текст создавался для определенной мелодии и был с нею неразрывно связан.
Ведущей темой монодийной лирики была любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (Са(п)фо (610-580г до н.э.), Алкей (рубеж 6-7в до н.э.)) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где ярко проявил свою индивидуальность Анакреон(т) (570-478 г. до н.э.). Монодийная лирика создавалась на эолийском диалекте.
Хоровая лирика связана с событиями в жизни полиса, праздниками. Важнейший жанр – парфений – хоровая песня в честь богинь, исполнявшаяся хором девушек. Пеан – гимн в честь Аполлона (главное содержание - победа солнца над мраком), исполнявшийся вооруженными юношами при нападении на врагов или после победы. Дифирамб - песня в честь Диониса, сопровождавшаяся бурным оргиастическим танцем. Наиболее крупными представителями хоровой лирики были Алкман (вторая половина 7 в. до н.э.), Симонид (ок. 556 – 468 г. до н.э.), Пиндар (518-438 до н.э.).
К 6 в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня (короткий, комический рассказ, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл; действующими лицами басни обычно выступают животные, растения, вещи), родоначальником которой считают Эзопа (6 в. до н.э.). Ему приписывают сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»)
В 8-6в до н.э. зарождается греческая историография и греческий театр, выросший из хоровых песен, молитв, исполняемых на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано Феспидом (рубеж 7-6 в. до н.э.), который выделил из хора действующее лицо - актера.
Изобразительное искусство.
В области изобразительного искусства период архаики отличается господством схематичности и рационализма. Человек изображается как человек вообще, как абстрактный член общества.
Сильна героическая монументальность, в том числе и в живописи, дошедшей до нас в виде росписи на вазах - вазописи. На древнейших вазах человек изображался крайне условно: комбинация простейших геометрических элементов. Раскраска условна: мужские фигуры даны в черном цвете, лица и руки женщин белого цвета, а фон красный. Вазопись этого периода относится к строгому стилю, т.к. художника интересовал смысл изображаемого, сущность, а не детали Во второй половине 6 в. до н.э. происходит переход от чернофигурной к краснофигурной техники вазописи (впервые применил Андокид (амфора «Пирующий Геракл», «Геракл на Олимпе»).
Архитектура.
Архитектура архаического периода сохранилась плохо, т.к. постройки в основном возводились из дерева.
Предположительно около 8 в. до н.э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорическое направление отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. В ионийском стиле ценились легкость, изящество, прихотливость линий.
Сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки со всех сторон обнесенной колоннадой. Здание с одним рядом колонн по периметру называлось периптер (греч. «окрыленный»), с двойным рядом колонн - диптер.
Греческий храм был хранилищем казны и художественных сокровищ; местом поклонения богу и центром общественной жизни граждан полиса. Храм возвышался в центре акрополя (крепости) или на городской площади.
Именно в период архаики была создана продуманная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. В основе греческого зодчества уже в лежала определенная система соотношения, равновесия несущих и несомых частей здания - ордер (лат. «строй, порядок»).
Первым оформился дорический ордер. Каменное основание дорического храма (стереобат) обычно трехступенчатое, его верхняя ступенька (стилобат) служила постаментом храма. В наос (святилище), где находилась статуя бога, вел ход со стороны главного фасада. В некоторых храмах был еще опистодом - помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада. Наос освещался через двери или световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол колонны прорезали желобки (каннелюры), на высоте 1/3 ствол утолщался (утолщение называется энтазис). Капитель (верхняя часть колонны состояла из эхина (круглая каменная подушка) и абака (квадратная плита), на который опирались перекрытия (антаблемент). Антаблемент складывался из 3-х частей: архитрав (балка, лежащая на колоннах), фриза и карниза. Архитрав дорического ордера гладкий; фриз состоит из квадратных плит (метопы) и прямоугольных плит с тремя вертикальными желобками (триглифы). Антаблемент завершается гладким карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, образовывала треугольные фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.
Ионический ордер сложился к концу 7 в. до н.э. Капитель ионического ордера имела эхин из двух изящных завитков. Архитрав разделен тремя горизонтальными полосами, поэтому кажется легким, фриз идет по антаблементу сплошной лентой, карниз богато декорирован.
Греческие храмы архаического периода подкрашивались: поле фронтона (тимпан) и триглифы - синим, метопы - красным. Раскрашивалась и скульптура.
Иногда дорические колонны заменяли мужскими фигурами – атлантами, а ионические колонны - женскими фигурами – кариатидами. Т.о., дорический стиль называют мужским, ионический - женским.
Скульптура.
Греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпиадных игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Т.к. юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики, обнаженного юношеского тела. В период архаики появились скульптурные изображения юношей, т.н. курос. Руки его прижаты к туловищу, сжаты в кулаки, одна нога выставлена вперед, подчеркнуто атлетическое сложение - широкие плечи и узкие бедра. Специфическое «архаическое» выражение лица: углы губ приподняты («архаическая улыбка»), глаза широко раскрыты. Соблюдался принцип фронтальности - рассмотрение статуи только спереди. Раскраска была условной: борода - синяя или зеленая, а глаза - красные. До нашего времени дошло несколько десятков архаических Аполлонов (например, «Аполлон из Тенеи»). Курос связан с дорическим ским стилем, а с ионийским – изображение коры - задрапированной (в одежде) девушки. Их глаза- удлиненные, широко открыты, архаическая улыбка еле намечена. Раскрашивались: волосы -розовато-красные, брови и ресницы - черные, одежда яркая.