Культура архаической Греции

Культура Древней Греции

Крито-микенская культура

Периодизация Крито-Микенской культуры:

1.Крито-микенский период (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

1.Минойская цивилизация (Крит):

1.Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

2.Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление ране- государственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов. Ранние формы письменности.

3.Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

2.Элладская цивилизация (Балканская Греция):

1.Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде до-греческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

2.Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

3.Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III - II тыс. До н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. До н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале XX в. В результате археологических раскопок под руководством английского ученого А.Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса, именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности “игры с быками” - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти -теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедшихдо нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. До н.э.

В дальнейшем центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 г. До н.э. Наиболее ранний памятник этой культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. Известным археологом Г. Шлиманом(1822-1900). Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

Расцвет микенской цивилизации приходится на XV - XIII вв. До н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены. Их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Дворцы, как и на Крите, были украшены фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты. В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы -толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея в Микенах.

Ахейцы, захватив в XV в. До н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемоелинейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. Английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы - доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.

В конце XIII в. До н.э. Огромная масса северобалканских варварских, не Затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. До н.э. Начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура архаической Греции

Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. До н.э. И характеризуется окончательным разложением родовой общины и формированием античного полиса - города-государства. В это время проходила Великая колонизация- освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры.

Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки,

В частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В архаический период с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, граждан­ской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия “эллины”, “Эллада”, охватывавшие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (Гея) и подземный мир (Тартар), небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана - титаны. Уран, боясь, чтобы дети не отняли у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю.

Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них, Кронос (время), воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы его младший сынзевс. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили нагоре Олимп, и греки называли их олимпийцами. После победы над титанами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера - владычецей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату - Аиду - подземное царство. Богом света и поэзии стал Аполлон, его обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства - Гефест, богом войны -Арес, богиней мудрости - Афина. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметрапокровительствовала земледелию, ткачеству - Афина, виноделию - Дионис, торговле - Гермес и др.

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. Похожими на людей. Боги, как люди, не были свободны от бедствий - над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человека, и богов.

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла. Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология - совокупность рассказов, повествований о богах, героях, отражавших фантастические представления древних греков о мире, природе и человеческом бытии - оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. До н.э. раз в четыре года; Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские- в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности -натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - апейрон (беспредельное), т.е. Первоматерию с ее противоположными началами - твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор (VI в. До н.э.) И его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, тр”довые песни, басни и пр., что подготовило появление гомеровских “Илиады и “Одиссеи” - первых греческих литературных произведений, причем настолько совершенных, что до сих пор эти поэмы стоят в ряду величайших достижений мировой литературы, хотя созданы они были в VIII в. До н.э.

К этому же времени относится и творчество Гесиода (VIII - VII вв. До н.э.), написавшего поэмы “Теогония” (о происхождении богов) и “Труды и дни”, впервые отразившую личность самого автора, его жизнь. В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2 пол. VII в. До н.э.). Солона (между 640 и 635 - ок. 559 г. До н.э.), Алкея (конец VII - 1 пол. VI в. До н.э.),Феогнида Мегарского (2 пол. VI в до н.э.), Анакреонта (ок. 570 - 478 гг. До н.э.). До сих пор не потеряла своего очарования поэзия Сафо (VII - VI вв. До н.э.).

В VIII - VI вв. До н.э. Зарождается греческая историография.

К этому же времени относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - гипократа (ответчика).

Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа скульптуры - обнаженного юноши (куроса)и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ .человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

К VI в. До н.э. Создается архитектурный ордер1 в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, для нее характерна капитель с завитками -волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентальном, т.е. Восточном, стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

__________________________________________________________________

1) Ордер (порядок) - строгая система рациональных соотношений между несомыми и несущими частями здания.

Статуя Возничего

«Дельфийский возничий» (др.-греч. Ηνίοχος - «Управляющий колесницей») — знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия. Была обнаружена в Дельфийском святилище Аполлона при раскопках в 1896 г. французскими археологами. Сегодня хранится в Дельфийском археологическом музее.

Статую, созданную в 478 — 474 г. до н. э., воздвигли в Дельфах в 474 г. до н. э. как ознаменование победы команды колесниц на Пифийских играх в 478 г. Надпись на известняковой базе скульптуры гласит, что её возвели по повелению Полизалоса (Polyzalus),тирана Гелы, греческой колонии на Сицилии, как дар Аполлону, позволившему ему победить в гонках. Посвящение гласит: «[Νικάσας ἵπποισι Π]ολύζαλός μ’ἀνέθηκ[εν] / ὑιος Δεινομένεος, τ]όν ἄεξ’, εὐόνυμ’ Ἄπολλ[ον]», что переводится как «Полизалос посвятил меня, будь к нему благосклонен, благородный Аполлон».

Сицилийские колонии, откуда происходил донатор, по своему богатству были сравнимы с полисами метрополии, и их правители спокойно могли себе позволить самые великолепные подношения богам, как и лучших коней и возничих. Тем не менее, сомнительно, чтобы эта статуя прибыла из Сицилии. Имя создавшего её скульптора не сохранилось (предположительно Сотадес), но стилистический анализ подсказывает, что она была отлита в Афинах. Кроме того, наблюдается очевидное сходство с деталями «Аполлона Пирейского», чье аттическое происхождение достоверно известно.

Скульптура, выполненная в человеческий рост, изображает возничего колесницы.

Изображенный — очень молодой человек, юноша. Как и современные жокеи, возничие колесниц выбирались за свой легкий вес, но вдобавок им следовало быть высокими, поэтому на эту работу часто брали подростков. Он одет в разновидность хитона под названием ксистис (xystis), одеяние возничих в течение соревнований. Оно доходит почти до щиколоток и перепоясано простым поясом. Два ремня, перекрещенные на его спине, предохраняли ксистис от вздувания от ветра во время гонок.

Стилистически «Возничий» относится к периоду ранней классики: он более натуралистичен, чем куросы архаики, но поза все же еще остается застылой, по сравнению с классическими статуями более позднего времени. Другое наследие архаики состоит в том, что голова чуть отклонена в одну сторону. Чертам лица предана некоторая асимметрия с целью большего реализма.

Натуралистическая трактовка его ступней в античные времена вызывала восхищение.

Статуя Посейдона

«Посейдон с мыса Артемисион» или «Бог с мыса Артемисион» — бронзовый подлинник античной эллинистической греческой статуи V в. до н. э., найденный в 1926 году ныряльщиками за губками в Эгейском море у мыса Артемисион (на севере острова Эвбеи) вместе со «Всадником с мыса Артемисион» в районе кораблекрушения и поднятый на поверхность в 1928 году. Статуя изображает неустановленного бога, предположительно Посейдона или же Зевса, замахивающегося, чтобы метнуть несохранившееся до наших дней оружие: копье, трезубец (атрибут Посейдона) или молнию (атрибут Зевса Керавновола — «Мечущего молнии»). Статуя входит в число редких бронзовых подлинников, дошедших до наших дней.

Это были остатки кораблекрушения римского судна начала I века н. э. Греческий флот начал исследовательскую операцию и извлёк ряд бронзовых фрагментов, но прекратил дальнейшие работы после гибели одного из пловцов от декомпрессии. Остатки корабля находятся на глубине 40 метров и более не исследовались. В 1926 году было найдено место кораблекрушения и извлечена левая рука статуи. Все остальное было поднято в 1928 году.

Подлинный шедевр греческой скульптуры — созданная в эту эпоху бронзовая статуя бога Посейдона, которую обнаружили на дне моря, у мыса Артемисион. Обнаженный бог моря с телом могучего атлета представлен в момент, когда он бросает свой трезубец в противника. Величественный размах рук и упругий сильный шаг передают властный порыв разгневанного бога. С большим мастерством скульптор показал живую игру напряженных мускулов. Скользящие блики светотени на зеленовато-золотистой поверхности бронзы подчеркивают крепкую лепку форм. Двухметровая фигура Посейдона поражает глаз безупречной красотой силуэта. Вдохновенное лицо бога кажется воплощением могучей морской стихии, струн воды как бы сбегают по прическе и бороде.

Статуя Посейдона — прекрасный образец высокого искусства бронзового. В V веке до н. э. бронза стала излюбенным материалом скульпторов, так как ее чеканные формы особенно хорошо передавали красоту и совершенство пропорций человеческого тела. В бронзе работали два крупнейших скульптора V века до н. э. — Мирон и Поликлет. Их статуи, прославленные в древности, до наших дней не сохранились. О них можно судить по мраморным копиям, выполненным римскими мастерами пятьсот лет спустя после создания оригиналов, в I—11 веках н. э.

У статуи пустые глазницы, которые изначально были инкрустированы, возможно, слоновой костью, брови были выполнены из серебра, губы и соски из меди. В число возможных авторов статуи записывают Агелада, Каламида или Мирона.

Наши рекомендации