Новая социальная структура общества.

Большие перемены по сравнению с периодом массовой индустриализации претерпела структура занятости.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. произошел раскол рабочего класса на работников перспективных и неперспективных отраслей, спрос на продукцию которых понизился. К числу неперспективных в большинстве стран попали горнодобывающая, особенно угледобывающая промышленность и черная металлургия.

Выделился ряд рабочих специальностей, которые по мере технического перевооружения производства вытеснялись роботами и автоматами. Основное сокращение рабочих мест пришлось на наиболее массовые в середине ХХ в. слои неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих.

Из-за перевода производства на высокие технологии менялся характер занятости. Возникла проблема безработицы, которую стали называть структурной, поскольку с прохождением переобучения вытесненные машинами работники имели возможность заняться другой деятельностью. Возросла численность инженерно-технического и научно-технического персонала, квалифицированных рабочих, которые и ранее относились к наиболее высокооплачиваемым категориям наемных работников.

Часть высвободившейся рабочей силы перешла в сферу обслуживания. Возросла роль мелкого, семейного бизнеса в тех довольно многочисленных сферах деятельности, которые не представляли интереса для крупных корпораций. Увеличилось число мелких собственников бензоколонок, кафе, малых фирм, предлагающих транспортные услуги.

Перемены в обществе не вызвали общего падения уровня жизни и зарплаты наемных работников. Напротив, в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики еще в 1950 - 1960-е гг. у большинства населения повысился жизненный уровень. Социологи обратили внимание на то, что многие наемные работники стали считать себя не рабочими или служащими, а средним классом. К этому же классу относили себя многие мелкие предприниматели, собственники города и деревни.

Принадлежность к среднему классу определялась не отношением к собственности на средства производства и не источником дохода (это может быть зарплата, доход на вложенный капитал, прибыль от фермы и т. д.), а его уровнем. Этот уровень, будучи выше прожиточного минимума, позволял его обладателю иметь определенный достаток

Социальные процессы конца ХХ в. привели к дальнейшему росту численности среднего класса. Важнейшим ресурсом информационного общества стал человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого были заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к сферам образования, здравоохранения, социальной защиты, проблемам гарантий соблюдения прав человека.

С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в Великобритании - в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начали играть центры производства знаний - лаборатории и университеты.

Рост численности среднего класса имел далеко идущие политические и социальные последствия.

Средний класс, обладающий определенным достатком, стал опорой стабильности в обществе. Как правило, он негативно относится к радикальным идеям и выражающим их политическим партиям, в ходе избирательных кампаний поддерживает силы умеренной, центристской ориентации. Лицам, относящим себя к среднему классу, есть что терять в случае социальных потрясений, гражданских войн, политических кризисов.

Произошел закат массовых профсоюзов, основанных на солидарности больших социальных групп, лиц, занятых однородным трудом и ориентирующихся на жесткую конфронтацию с работодателями по вопросам зарплаты и условий труда.

Период «классовых битв», как недавно характеризовали трудовые споры, в развитых странах завершился. Его рецидивами явились акции рабочих свертываемых, неперспективных отраслей (горняки в Англии, металлурги в Германии в 1970- 1980-е гг.). На смену массовым профсоюзам пришли небольшие по численности узкопрофессиональные ассоциации работников среднего класса. Они ориентировались на выражение и согласование специфических интересов отдельных их категорий.

Становление среднего класса размывало границы традиционных социальных слоев. Это привело к появлению в 1970-1980-е гг. в ведущих странах мира групп, сплотившихся на основе общности национально-этнической, религиозной, культурной, а также для защиты специфических интересов (местных, территориальных, экологических и иных).

Дело в том, что трудовая деятельность на современном производстве оставляет человеку все больше свободного времени и сил, которые он использует на отдых, досуг, повышение своего образовательного и культурного уровня. Высвобождение времени на совершенствование личности и сам этот процесс содействуют развитию новых социальных связей, возрождению интереса к духовному и культурному наследию различных этнических групп.

Современное общество порой называют обществом двух третей. Этот термин подразумевает, что большинство населения составляют люди, которые выигрывают от внедрения новых технологий. Это средний класс, а также крупные собственники и управляющие.

В то же время от трети до четверти населения стран, вступивших в фазу информационного общества, столкнулись с проблемой маргинализации, т. е. выталкивания на обочину общественной жизни людей, способных к производительному труду, но не могущих реализовать себя. Они оказываются вне социальных связей и отношений, часто вынуждены жить на пособия.

Прежде всего с этой проблемой столкнулись многие лица предпенсионного возраста. Они желали трудиться, однако им трудно было приспособиться к новым условиям труда и технологиям. Не были заинтересованы в их переобучении и корпорации, предпочитающие работников среднего возраста.

С точки зрения уровня жизни, эти работники были защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяло утраченных социальных связей и роли в общественной жизни.

Особую группу маргиналов составила молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь. Многие колледжи и университеты из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения стали превращаться в фабрики по производству безработных. Кроме того, предприниматели предпочитали брать на работу людей в возрасте 30-35 лет.

Их преимущество состояло в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом. Они, как правило, люди семейные, считаются более ответственными в работе. В целом в развитых странах при среднем уровне безработицы в 7-8% самодеятельного населения среди молодежи от 15 до 24 лет ее уровень вдвое выше - 16-17%.

Нередко причиной маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, как правило связанные с ухудшением состояния окружающей среды и информационными нагрузками.

Удельный вес людей с ослабленным здоровьем в общей численности населения развитых стран к концу века был различным - от 22,7 % в Австрии до 2,3 % в Японии.

Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Они легко поддаются любой пропаганде, обещающей улучшить их социальное положение или указывающей на «виновников его ухудшения. Их сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах нарушения общественного порядка связаны не с традиционными социальными конфликтами, забастовками (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а с актами насилия, вандализма, уличными дебошами. Их вызывают неудовлетворенностъ людей своим положением, произвол властей, бесправие.

Наши рекомендации