Тема 2. Возникновение науки и ее развитие в эпоху античности и средневековья.
Цель: Выявить особенности возникновения научного знания и этапы его развития. Сформировать способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений на основе знания истории науки. Развить готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала в процессе освоения знаний по истории науки (ОК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания: Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Первые попытки философского осмысления процесса познания в эпоху античности. Космоцентризм древнегреческой философии. Культура как «не-природа». От хаоса к Космосу. Категория субстанции. Мир как число. Формирование первых естественнонаучных программ (элеаты, атомисты). Физика и космология Аристотеля. Логика Аристотеля как форма развития научного знания. Естествознание эллинистически-римского периода. Развитие древнегреческой астрономии. Геоцентризм Птолемея.
Наука в условиях Средневековья. Патристика и схоластика. Концепция гармонии веры и разума. Развитие логических норм научного мышлении я и организация науки в средневековых университетах. Особенности средневековой духовной культуры. Доминирование ценностного над познавательным. Отношение к познанию природы. Естественнонаучные достижения арабской культуры в Средневековье: математика, физика и астрономия.
Физические идеи Средневековья. Алхимия как феномен средневековой культуры. Религиозная трактовка происхождения человека. Развитие логики в средневековой схоластике. Историческое значение средневекового познания.
Христианская теология и изменение созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы. Практические манипуляции с природными объектами в алхимии, астрологии, магии.
Вопросы для самоподготовки:
1. Преднаука и наука в собственном смысле слова Сочетание традиционных и новых методов.
2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
3. Космоцентризм древнегреческой философии.
4. Физика и космология Аристотеля.
5. Наука в условиях Средневековья. Патристика и схоластика.
6. Естественнонаучные достижения арабской культуры в Средневековье.
7. Античная пайдейя.
8. Средневековое образование и воспитание.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: эссе, реферат, заполнение таблицы.
Тема 3. Наука в эпоху Возрождения и Нового времени. Возникновение классической науки в Западной Европе.
Цель: систематизация теоретических знаний о развитии науки в эпоху Возрождения и Нового времени, уяснение процесса становления классической науки; формирование готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала при освоении знаний по истории науки (ОК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания: Ренессансная мировоззренческая революция и наука эпохи Возрождения. Особенности духовной культуры Возрождения. Энциклопедизм возрожденческой культуры. Гуманизм в культуре возрождения. Пантеизм философии Возрождения.
Коперниканская революция в науке. От геоцентризма к гелиоцентризму. Дж. Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма. Учение о множественности миров.
Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование непосредственных предпосылок классической науки.Становление капитализмаи новые социальные запросы к науке. И.Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики». Картезианская физика. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Становление экспериментального метода в единстве с математическим описанием природы. Ньютонианская революция в естествознании и формирование классической науки. Дискуссии о методах научного познания. Эмпиризм и рационализм.
Формирование науки как профессиональной деятельности и как социального института. Диалектические идеи в научном познании. Дифференциация и интеграция научного знания. Формирование социально-гуманитарного знания как относительно самостоятельной области познания в новоевропейской культуре.
Вопросы для самоподготовки:
1. Ренессансная мировоззренческая революция и наука эпохи Возрождения.
2. Становление капитализмаи новые социальные запросы к науке.
3. Предпосылки становления Ньютоновской картины мира.
4. Ньютонианская революция в естествознании и формирование классической науки.
5. Формирование науки как профессиональной деятельности и как социального института.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат, доклад в виде презентации.