Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Изучение вузовских курсов непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать лекции, выступления товарищей на семинаре, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; продуктивно готовиться к зачетам. К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами, первоисточниками; работа с современными профессиональными (нормативными) базами данных (Консультант Рлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.), доработка и оформление лекционного материала; подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам»; работа в научных кружках и обществах.
При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность "утонуть" в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.
В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» студентами могут быть подготовлены письменные научно-исследовательские работы в форме научного доклада и реферата.
Проведение студентами исследований в указанных формах способствует формированию у них навыков самостоятельного поиска, изучения и анализа нормативного, научно-теоретического и практического материала, способности комплексного применения знаний, полученных в ходе обучения, умения четко, ясно и последовательно излагать свои мысли на бумаге. При этом объемное и глубокое исследование какого-либо конституционно-правового института отражается в форме реферата, а доклады посвящены отдельным, наиболее дискуссионным, вопросам изучаемой дисциплины.
Подготовка любой из форм студенческого научного исследования предполагает следующие этапы работы:
- выбор темы, ее осмысление;
- формирование плана;
- подбор необходимого нормативного, теоретического и практического материала;
- подготовка чернового варианта исследования;
- проверка чернового варианта исследования;
- внесение необходимых изменений и дополнений, подготовка окончательного варианта исследования.
Выбор темы научного исследования осуществляется студентом самостоятельно по согласованию с научным руководителем, исходя из примерного перечня тем, предложенных кафедрой. Студент, по предварительному согласованию с преподавателем, может выбрать тему, не предусмотренную перечнем, но в рамках программы учебной дисциплины.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, ее научное и практическое значение, связь с другими проблемами.
В основной части,состоящей из нескольких параграфов, должны быть раскрыты содержание и сущность проблемы, проведен анализ дискуссионных положений.
В целях подтверждения содержащихся в работе теоретических положений и выводов, студент должен максимально использовать предложенную учебную и научную литературу, правотворческую и правоприменительную практику, избегая механического переписывания первоисточников.
Содержание параграфов исследования должно соответствовать их названиям.
В заключении реферата (доклада) формулируются основные выводы и предложения, сделанные на основании изложенного в работе материала.
Письменная научно-исследовательская работа студента должна свидетельствовать об определенных навыках и способностях студента к самостоятельной аналитической деятельности. Содержание реферата (доклада) должно соответствовать избранной тематике, материал излагаться последовательно и лаконично. Не допускается использование сокращений, кроме общепринятых. Примеры правотворческой и правоприменительной практики должны логически обосновывать теоретические положения и выводы, содержащиеся в реферате (докладе).
При подготовке научно-исследовательской работы следует руководствоваться литературой, рекомендованной ко всем темам, к соответствующим темам, а также нормативно-правовыми актами и литературой, рекомендованной преподавателем на лекционных и семинарских занятиях.
Реферат (доклад) должен быть надлежащим образом оформлен, удовлетворять определенным техническим требованиям.
Объем реферата составляет 10 – 12 машинописных страниц или 15 – 20 страниц рукописного текста.
Объем доклада – 5 – 10 машинописных страниц или 10 – 15 страниц рукописного текста.
Текст выполняется на одной странице белого листа (формат А4). Рукописный текст должен быть выполнен разборчивым почерком, чернилами одного цвета, без зачеркиваний и исправлений.
Страницы нумеруются вверху, в середине, за исключением титульного листа.
Поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.
Компьютерный текст выполняется с полуторным интервалом, шрифт «Times New Roman» кегля 14.
На титульном листе указывается название вуза, кафедры, учебной дисциплины, темы; курс, группа, форма обучения, факультет, фамилия, имя, отчество автора; ученая степень, должность, звание, фамилия и инициалы научного руководителя.
Рефераты и доклады, подготовленные студентами по предложенным темам, предоставляются на проверку преподавателю, ведущему семинарские занятия.
По решению преподавателя сообщения студентов могут быть заслушаны непосредственно на семинарском занятии.
Следует обратить внимание на следующие темы, вопросы к темам, рекомендуемую литературу для самостоятельном изучении дисциплины «Конституционное право зарубежных стран».