Разделение властей и ответственность высших должностных лиц государства
Джон Локк, считавший необходимым ограничить политическую власть и ввести её в определенные рамки, заявлял, что для достижения должной законности нужно ввести принцип разделения властей (ПРВ), который будет способен предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках одних и тех же людей. Именно поэтому он отделяет исп.власть от законодательной, разграничивает их функции, а также обязывает самих законодателей подчиняться действию ими же установленных законов. Наиболее последовательно ПРВ был выражен и углублён в теории выдающегося политического мыслителя Шарля Луи Монтескье. В своём трактате «О духе законов» мыслитель разделил власть на привычную и современную нам форму: законодательную, исполнительную и судебную.
ПРВ - это рациональная организация гос.власти в демократическом сообществе, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему «сдержек и противовесов». Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью, но среди них всё же есть орган «первый среди равных», иначе между ними возникнет борьба за лидерство, которая может ослабить власть в целом. Обычно лидирующая роль принадлежит законодательному органу власти. Зак. власть, избранная всенародно, отражает суверенитет государства. При этом, по необходимости, две другие ветви власти всегда могут сдержать пыл той ветви власти, которая стремится чересчур выделиться. Помимо этого, ПРВ реализуется на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном, что крайне важно для ГУ. Функциональный уровень подразумевает: необходимо функцию принятия решения о применении принуждения разграничить от функции осуществления государственного принуждения. Институциональный подход исходит из того, что институты, которые принимают решения и осуществляют их, должны быть разграничены на уровне гос. органов, т.е. должны быть отдельные органы власти – законодательные, исполнительные и судебные. Органы исполнительной власти, в руках которых принудительная сила, могут применять эту силу только на основании решения законодательной или судебной власти. Они не могут заниматься первоначальным правотворчеством, т.е. издавать нормы, имеющие силу закона. Персональный подход означает, что функционеры-исполнители не могут входить в законодательные органы, а депутаты не могут участвовать в деятельности исп. власти (в качестве членов), судьи не могут быть депутатами и т.д. При этом как отмечает В.Е. Чиркин: «разделение государственной власти отнюдь не предполагает китайской стены между разными её ветвями».
ПРВ является классическим для демократической политической системы любой страны. Поэтому Конституция РФ в качестве основополагающего принципа построения и взаимодействия гос.органов власти закрепляет ПРВ. В самой общей форме он определен в 10 статье: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Изначально, может показаться, что соблюдения ПРВ не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний, но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Создание действенного правового механизма разрешения такого конфликта – важнейшее условие политической стабильности и исключение конституционных кризисов.
Итак, зак.власть в России олицетворяет Фед.Собрание, исп. - Правительство, судебную – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды.
Ответственность высших должностных лиц. Президент РФ может быть привлечен к ответственности, только после его отрешения от должности (процедура импичмента). Это несколько стадий. Обвинение выдвигается ГосДумой (инициатива не менее чем от 1/3 её депутатов), при этом требуется заключение спец.комиссии, образованной данной палатой парламента.Решение о выдвижении обвинения принимается квалифицированным большинством голосов в Думе (2/3). Обвинение подтверждается заключением Верзовного Суда РФ о наличии в действиях президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отстранении от должности принимается квалифицированным большинством голосов в Совете Федерации (2/3) не позднее чем в 3 месячный срок с момента выдвижения его Думой. В случае принятия подобного решения президент считается отрешенным от должности.