Идея государственного суверенитета в политических учениях Нового времени (Жан Боден, Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо)

Боден(1530-1596). «Шесть книг о республике». Ячейкой государства у него выступает семья. По Б., государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности потому, что оно суверенно. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад в развитие политической теории.

Суверенитет – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)… означающим высшую власть повелевать. Абсолютность суверенитета тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого времени. Суверенная власть есть власть единая, в том смысле, что ее прерогативы принадлежат только ей, она не может эти прерогативы делить с кем бы то ни было, она не может допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали. Б. выделял 5 признаков суверенитета: 1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства; 2) решение вопросов войны и мира; 3) назначение должностных лиц; 4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции; 5) помилование. Вместе в тем, суверенной власти нельзя вмешиваться в дела семьи и т.п. Б. говорит, хоть суверенная власть и создает законы, но она не создает право.

Гоббс(1588-1679)

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (суверену) верховную власть над собой. Суверен обладает верховной властью, а все остальные его подданные. После того как люди заключили такой договор, они не могут изменить избранную форму правления, выйти из под действия верховной власти, они не могут протестовать против суверена. Права суверена наоборот огромны, так как суверен со своим народом ни каким договором не связан и ответственности перед ним ни какой не несет.

Власть суверена не зависит от формы правления, она всегда безгранична: сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, избирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. Власть суверена неделима и не передаваема никому. Подданные по отношению к верховной власти прав не имеют, и поэтому она не может быть ими уничтожена.

Концепция Гоббса ценна если государство не нарушает права граждан и не работает если нарушает.

Активная роль государства проявляется в активной борьбе с учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Суть этих учений состоит в том, что каждый человек сам определяет мерило добра и зла. По Гоббсу, же этим мерилом явл. Гр. закон, поэтому он призывал использовать закон против этих заблуждений.

Гоббс говорит об обязанностях суверена, они по его мнению выражаются в положении: благо народа - высший закон. Долг суверена хорошо управлять народом, т.к. государство установлено ради граждан.

Оставляет за гражданами право сопротивляться, но только если есть угроза собственной жизни.

Руссо.«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Суждение о вечном мире».

Отстаивает идею народного суверенитета.

В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство частной собственности и политическое неравенство, согласно Р., привело к абсолютному неравенству при деспотизме. В противовес этому Руссо развивает свою концепцию «создания политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Должна быть создана такая ассоциация, которая бы защитила личность и имущество каждого гражданина, а гражданин остался бы свободным как прежде. Каждый вступающий в эту ассоциацию становится ее нераздельной частью. Это лицо, которое образовалось, ранее именовалось Гражданской общиной, сейчас называется Республикой или Политическим организмом. Он будет Государством – когда пассивен, и Сувереном – когда активен. Члены этой ассоциации именуются народом. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может объяснить переход от естественного состояния в гражданское.

Суверен, по Р., не связан собственными законами, если бы он создал такой закон от которого он не смог бы себя освободить, то это противоречило бы природе политического организма. Суверен стоит выше и судьи, и закона. Власть суверена включает в себя право на жизнь и смерть подданных. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Он говорит, раз суверен состоит из частных лиц, у него нет интереса противоречить интересам этих лиц, следовательно, и вредить. Руссо считает, что гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует суверенитетом. По Руссо суверенитет един – это суверенитет народа (т.е. всех участников общественного соглашения), при том этот суверенитет неотчуждаем и неделим. Народ как суверен может быть представляем только самим собою, передаваться может власть, но никак не воля. Отсюда вывод, что Руссо отрицал как представительную форму власти, так и идеи разделения властей. Законодательная власть должна осуществляться народом непосредственно. Исполнительная власть создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.

Наши рекомендации