Великие реформы” 1860-1870 гг.
Социально-экономическое положение России в середине XIX в.
Видимо, к середине XIX в. возможности развития России по феодальному пути, с точки зрения внутренних условий, не были до конца исчерпаны. В стране не было всеобъемлющего кризиса сельскохозяйственного производства как основы экономики.За первую половину века население увеличилось примерно на 50%, примерно на столько же возросли размеры посевных площадей и валовые сборы хлебов.
Кризис феодализма проявился прежде всего в сравнительно-историческом плане. Россия быстро отставала от капиталистических и полукапиталистических стран Европы. Удельный вес России в мировом производстве составлял в 1860 г. менее 2%. Это было меньше, чем доля Франции в 7 раз, чем доля Германии в 9 раз, чем доля Англии в 18 раз. Эту сравнительную отсталость и выявила Крымская война. Реформы были настоятельно необходимы с учетом прежде всего резко пошатнувшегося международного положения России.
Александр II и его ближайшее окружение.
В 1855 г. императором стал Александр II. Он родился в 1818 г. В 1825 г. провозглашен наследником. Его образованием руководил известный поэт Жуковский. Девизом Жуковского было: “образование для добродетели”. Поэтому будущему царю читался широкий круг гуманитарных дисциплин. Но установка отца – Николая I – была иной: император должен быть военным в душе.
Александр II вырос, так же как и его отец, военным “до мозга костей”. Кроме того, Николай I сумел внушить сыну идею незыблемости самодержавия в России. Александр II не был реформатором по убеждению. На путь реформ его толкнула объективная необходимость. Реформаторская линия была главной во внутренней политике самодержавия. Но на втором плане постоянно присутствовала контрреформаторская линия.
Эта двойственность политической позиции императора и его внутренней политики сказалась и на подборе сотрудников. Тон задавали представители так называемой либеральной бюрократии. Их лидером являлся брат царя великий князь Константин Николаевич. Он возглавлял военное ведомство. К числу представителей либеральной бюрократии можно отнести таких сановников как братья Милютины, Головнин, Рейтерн. К либеральным бюрократам примыкали Ланской и Ростовцев.
К консервативному крылу бюрократии принадлежали министры Валуев, Муравьев, Панин, во второй половине 1860-х гг. – Тимашев, Толстой, Шувалов.
Подготовка и основные положения крестьянской реформы.
В марте 1856 г. Александр II выступал перед представителями московского дворянства. Смысл речи: не хочется отменять крепостное право, но придется. В январе 1857 г. был образован Секретный комитет по крестьянскому вопросу во главе с императором.
В октябре 1857 г. появляется рескрипт виленскому генерал-губернатору Назимову. В нем предписывалось открыть в Западных губерниях комитеты для рассмотрения вопроса об улучшении положения помещичьих крестьян. В течение 1858 г. подобные рескрипты получили и другие губернаторы (всего 45).
Подготовка крестьянской реформы приобрела гласность. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.
В губернских комитетах стали разрабатываться проекты решения крестьянского вопроса. Свой проект был и у правительства. Первоначально, в 1856-1857 гг., предполагалось освободить крестьян без земли, дать им только усадебный надел. В 1858 г. правительственная программа изменилась: освобождение крестьян с землей за выкуп.
В марте 1859 г. при Главном комитете начали работу Редакционные комиссии. Они должны были рассмотреть проекты, подготовленные губернскими комитетами. Председателем Редакционных комиссий был Ростовцев, после его смерти Панин. Комиссии состояли как из чиновников, так и представителей губернских комитетов.
В октябре 1860 г. Редакционные комиссии завершили работу, и все материалы были переданы в Главный комитет. Там проект окончательно доработали и передали на рассмотрение в Государственный совет. В середине февраля 1861 г. Государственный совет закончил обсуждение проектов освобождения крестьян и передал их императору.
19 февраля 1861 г. император подписал “Манифест” и “Положения” 19 февраля 1861 г. Эти документы определяли содержание и ход крестьянской реформы.
Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Правда, в течение двух лет они должны были отбывать те же повинности, что и прежде.
Земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли выкупить полевой надел.
Государство устанавливало размер выкупаемого надела. Если размер надела, которым крестьянин пользовался, был больше установленного государством, то производилась отрезка, если меньше – прирезка. Отрезка была больше прирезки. В итоге крестьянское землепользование сократилось на 20%.
Выкупная цена земли представляла собой так называемый капитализированный оброк: размер годового крестьянского оброка, положенного в банк из расчета 6% годовых. Эта сумма была выше, чем реальная стоимость выкупаемой крестьянами земли.
Государство оказывало содействие в выкупе. 80% выкупной суммы государство уплачивало помещику деньгами или ценными бумагами. Эта сумма являлась ссудой крестьянину на 49 лет из расчета 6% годовых. Остальные 20% выкупной суммы крестьянин уплачивал сам сразу или в рассрочку. Пока он не выплатил эту сумму он считался временнообязанным, то есть нес повинности за пользование помещичьей землей.
Крестьянская реформа, таким образом, имела как положительные, так и отрицательные стороны. Несомненным достоинством было освобождение крестьян с землей. Феодальными пережитками являлись большая сумма выкупа, отрезки, временнообязанное состояние, сохранение общины с ее круговой порукой и переделами земель. Бичом крестьянских хозяйств являлась чересполосица.
Земская, судебная, городская реформы.
Вслед за крестьянской реформой последовал ряд других реформ. В 1864 г. началась земская реформа. Она распространялась на более чем 30 губерний, в которых было помещичье землевладение. В губерниях и уездах учреждались органы всесословного самоуправления: земства. В губерниях – губернские земские собрания и губернские земские управы. В уездах – уездные земские собрания и уездные земские управы. В земствах были представлены выборные от разных сословий, в том числе и от крестьян. Они избирались сроком на 3 года.
Функции земств – попечение о земских школах, больницах; земское страхование, налоги; местное благоустройство.
В 1864г. началась также судебная реформа. Вводилось два вида судов. Первый. Суды с избираемыми судьями – мировые суды. Рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Второй – для рассмотрения более серьезных дел. Суды с назначаемыми судьями: окружные суды и судебные палаты. По судебной реформе появились институты присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Важными принципами судоустройства и судопроизводства стали: несменяемость судей, гласность судопроизводства.
В 1870 г. началась городская реформа. Выборные органы городского самоуправления – думы – появились еще при Екатерине II. Теперь городское самоуправление перестраивалось на новой основе. Городские думы избирались на 4 года городскими налогоплательщиками. Городская дума избирала Городскую управу сроком на 4 года. Во главе думы и управы стоял городской голова. Функции дум и управ: городское благоустройство, школы, больницы, дороги, водопровод и т.д.
Преобразование армии.
Военные реформы связаны с именем военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Они проводились в 1860-1870-е гг.
Были введены новые военно-судебные уставы и отменены телесные наказания в армии; открыты новые военно-учебные заведения – военные гимназии; реорганизована система военного управления: на смену корпусной системе пришла военно-окружная. Началось перевооружение армии: обновление артиллерийского парка, постепенная замена парусного флота паровым, гладкоствольных ружей нарезными.
Кульминацией военных реформ стало введение в 1874г. всесословной воинской повинности. Она заменила рекрутскую систему комплектования армии. Воинской повинности подлежало все мужское население в возрасте с 20 лет, кроме представителей духовенства и кочевых народов. Срок службы устанавливался 6 лет в армии и 7 лет на флоте. Для лиц, окончивших высшие и средние учебные заведения, срок службы значительно сокращался.
Реформы образования и цензуры.
Реформы образования коснулись всех типов учебных заведений.