Политические, экономические, социальные, культурные права человека. 4 страница
Свобода творчества не должна, однако, означать свободу от соблюдения требований общежития, правопорядка. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную вражду. Авторы таких произведений, а также органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.
Право интеллектуальной собственности охватывает результаты творческой деятельности во всех областях литературы, искусства, науки и техники, культуры, во всех сферах жизни общества. С развитием науки и техники возникают все новые области творческой деятельности, результаты которой охраняются законом. Так, в последние годы появились такие виды интеллектуальной собственности, как программы для ЭВМ, аудио- и видеопроизведения.
Основными актами, регулирующими и охраняющими право интеллектуальной собственности, являются Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» и Патентный закон Российской Федерации. Основная цель названных законов — охрана прав авторов и изобретателей, лиц творческого труда в сочетании с интересами общества, на благо которого должны быть использованы результаты этого труда.
Термин «интеллектуальная собственность» носит условный характер. Право автора не зависит от собственности на материальный объект, в котором выражен результат творческой деятельности (рукопись, диск, фонограмма, аудио-, видеозапись и т. п.). Рукопись может находиться в собственности автора, а право его может быть нарушено, если кто-либо, использовав копию, издал это произведение без согласия автора. И наоборот, передав свое произведение издателю или исполнителю, автор сохраняет столь важные права, как право на имя (псевдоним), на неприкосновенность произведения (недопустимость внесения каких-либо изменений без согласия автора).
Авторское право охраняет результаты творческой деятельности. Его объектами являются: литературные произведения, включая программы для ЭВМ, драматические и музыкально-драматические, сценарные, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные, кино-, теле- и видеофильмы, произведения изобразительного, декоративно-прикладного и сценографического искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, фотографические произведения и др. Авторское право охраняет производные произведения—переводы, обработки, инсценировки, музыкальные аранжировки и иные переработки, а также сборники, энциклопедии, антологии и т. п., составление которых является результатом творческого труда.
Патентный закон Российской Федерации охраняет права на изобретение, промышленный образец, полезную модель. Регулируя отношения автора и патентодержателя, этот Закон исходит из требования наиболее полной охраны прав автора.
Законодательно закрепляется стабильность охраны интеллектуальной собственности. Авторское право признается за автором пожизненно и за его наследниками в течение 50 лет после смерти автора. Патент действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки на его выдачу.
Охрана интеллектуальной собственности осуществляется путем признания прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения прав, возмещения убытков, причиненных нарушением права, включая и упущенную выгоду. Вместо возмещения убытков в пользу автора может быть взыскана прибыль, полученная нарушителем в результате нарушения права, либо присуждена компенсация, установленная судом. Патентный закон Российской Федерации устанавливает, что присвоение авторства, принуждение к соавторству, незаконное разглашение сведений об объекте промышленной собственности влекут за собой уголовную ответственность.
Права могут защищаться и решением суда об опубликовании в печати или иными способами сведений, восстанавливающих нарушенное право.
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, предусмотренное частью второй статьи 44,— одно из основных прав человека. В статье 8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре устанавливается, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Закрепляется приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (статья 9). Закон предусматривает также право каждого человека на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности (статья 11).
Статья 15 Основ закрепляет право граждан создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей. Все эти меры направлены на то, чтобы реализовать право человека на участие в культурной жизни.
С правами на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Выполнение этой обязанности обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности — средствами административного и уголовного права. Граждане, пользующиеся услугами государственных, муниципальных, общественных культурных учреждений, обязаны строго соблюдать правила пользования, обеспечивающие сохранность имущества.
Особенно строго эти правила должны соблюдаться применительно к памятникам истории и культуры. Граждане, в собственности которых находятся такие памятники, должны обеспечивать надлежащую заботу о них и уход за ними. В отношении особо значимых из них устанавливаются государственный учет и контроль. Органы государственной власти, органы местного самоуправления должны содействовать сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности (статья 35 Основ). Если собственник не соблюдает или не может соблюдать правила, гарантирующие сохранность такого памятника, он может быть изъят у собственника с соответствующей денежной компенсацией.
Закон регулирует права и обязанности лиц, которым принадлежат памятники истории и культуры. Если собственник желает продать такой памятник или другой предмет, представляющий культурную ценность, то государство имеет приоритетное право его приобретения.
Экологические права.Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением(ст. 42 Конституции).
Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и проч.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет по существу три самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой, экологических права человека и гражданина: на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о ее состоянии; на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств (Португалии 1976 года, Испании 1978 года, Турции 1982 года и Бразилии 1988 года) в разных формах закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.
Российская Федерация ставит целью обеспечить соблюдение права на благоприятную окружающую среду на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных природоохранительных мер.
Российское законодательство не дает определения понятия «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии, выраженные, в частности, системой нормативов и лимитов. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». В систему нормативов качества окружающей природной среды входят: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (статья 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (статья 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (статья 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (статья 33), нормативы санитарных и защитных зон (статья 34). Перечисленные нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной, характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.
Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
В контексте права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды нуждается в толковании понятие «достоверная информация». Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека и гражданина экологическим правонарушением, в своем содержании представляет единство следующих возможностей: а) определять вид (и объем) возможного поведения самого обладателя субъективного права; б) требовать соответствующего поведения (совершения определенных действий или, наоборот, воздержания от них) от других лиц (обязанного субъекта); в) прибегнуть в необходимых случаях к содействию соответствующих государственных органов для реализации второй возможности.
Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав, прежде всего права на благоприятную окружающую среду, государство в лице законодательных органов создает систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. Особое внимание в нем должно быть уделено, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решения, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.
Хотя закрепленные в Конституции экологические права в соответствии со статьей 18 являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России.
В рамках общей обязанности Правительства Российской Федерации и иных органов исполнительной власти по реализации природоохранительного законодательства с учетом права каждого на благоприятную окружающую среду, принимая во внимание существующую сложную экологическую и экономическую ситуацию в стране, необходимо определить важнейшую обязанность обеспечивать адекватное финансирование охраны окружающей среды за счет средств государственного бюджета, выделяемое отдельной строкой, формирование внебюджетных экологических фондов, а также государственный контроль за эффективным вложением средств.
Право человека и гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть ограничено законодателем. В определенных законом случаях информация о состоянии окружающей среды, составляющая предмет государственной или коммерческой тайны, не предоставляется.
Нарушение экологических прав человека и гражданина государственными органами, учреждениями, предприятиями, а также гражданами влечет правовые последствия. Нарушенные права должны быть восстановлены. Если в результате экологического правонарушения здоровью или имуществу человека и гражданина причинен ущерб, в соответствии с Конституцией такой ущерб должен быть возмещен. Порядок возмещения ущерба регулируется статьями 86—90 Закона «Об охране окружающей природной среды», иными актами российского законодательства. Вред, причиненный здоровью или имуществу граждан экологическими правонарушениями, подлежит возмещению в полном объеме.
Информационные права. Свобода мысли — это естественное состояние человека, связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего. Субъективное отношение человека к внешнему миру, его убеждения — неотъемлемая часть его образа жизни, свидетельство своеобразия и неповторимости данной личности. Свобода мысли — процесс внутренней психологической, социокультурной, политической, эстетической и других характеристик человека. Она может оставаться достоянием человека, скрытым от других. Но, как правило, у индивида возникает потребность выразить свое отношение к внешнему миру, событиям и явлениям, передать это отношение людям, составляющим ближайшую социальную группу, либо более широкому кругу людей — коллективу, обществу, мировой общественности.
Для осуществления этой потребности человек и обладает свободой слова, т. е. правом объективировать свои мысли устно, письменно, в художественных образах и т. д.
Свобода мысли и слова — право, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей, общества в целом. Это право провозглашено в статьях 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека и в статьях 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Свобода слова — великое завоевание демократии, позволяющее выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей начиная от индивида и небольшой социальной группы до мирового сообщества. Но это право не может быть безгранично. Цивилизация в интересах сохранения мира, безопасности, культуры выработала определенные ограничения в пользовании данным правом. Общие основания таких ограничений даны в пункте 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, который предусматривает, что пользование этими правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Вот почему оно и может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Конституция Российской Федерации конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.
Необходимое ограничение свободы слова, введенное для защиты чести, достоинства и репутации граждан и объединений, содержится в статье 7 ГК РСФСР, согласно которой гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Статья 62 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.
Как уже отмечалось, мнения и убеждения человека— это часть его внутреннего мира, определяющая своеобразие и неповторимость личности. Возможность их выражения — вопрос свободного самоопределения человека, на которое никто не должен оказывать насильственного воздействия — ни другой человек, ни государство, ни общество. Эти мнения и убеждения человек вправе оставлять при себе; любые виды принуждения индивида к выражению своего мнения являются противоправными. Равным образом недопустимо какое-либо давление на человека, направленное на его отказ от своих мнений и убеждений, поскольку оно противоречит важнейшему конституционному принципу, гарантирующему свободу мысли.
Право на свободу мысли и слова неотделимо от права свободно искать, получать, производить и распространять всякого рода идеи и информацию независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, а также иными способами по своему выбору.
Это право реализуется прежде всего через средства массовой информации, которые в наш век являются наиболее широким и доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. В статье 38 Закона «О средствах массовой информации» предусматривается: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Граждане вправе использовать средства массовой информации не только для получения интересующих их сведений, но и для выражения своих мнений. При этом статья 41 названного Закона предусматривает и конфиденциальность информации, когда редакция не вправе разглашать в распространенных сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.
Средства массовой информации — не единственный способ получения и распространения информации. Возможны поиск, распространение, получение информации в межличностном общении, а также на собраниях, митингах, в процессе пикетирования как крайней формы привлечения внимания общественности к определенной проблеме, волнующей гражданина. Поиск и распространение информации — это и фестивали, выставки, клубы по интересам и т. д.
В целях обеспечения свободы мысли и слова часть пятая статьи 29 гарантирует свободу массовой информации и запрет цензуры. Эти гарантии содержатся в Законе от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Закреплено, что воспрепятствование в какой-либо форме деятельности средств массовой информации посредством осуществления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации, нарушение права редакции на запрос и получение информации, принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации и т. д. влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в Законе предусмотрены недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (статья 4); уголовная или административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, которая закреплена в законодательстве Российской Федерации (статья 59).
Статья 3 Закона предусматривает запрет цензуры. Цензура массовой информации, т. е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.