Философия Эпохи Возрождения
Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс). В XV-XVIвв. в Зап. Европе в недрах феодализма начинают складываться капиталистические отношения. Развивающиеся производительные силы приводят к быстрому прогрессу естествознания. Чел-кий ум начинает поворачиваться к природе, к материальной деят-ти людей.
1. Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность, потому что он обладает несравненным божественным даром — разумом.
2. идея безграничного жизнеутверждения – основа ф-и.
3. Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности.
4. Философской основой культуры Возрождения является гуманистический неоплатонизм. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным Божественным смыслом, порядком и энергией. Неоплатонизм вел к замене христианского монотеизма пантеизмом, в результате чего Бог оказывается не за пределами природы, и растворенным в природе, присутствующим в каждой клеточке бытия.
5. История - практическое дело реальных людей.
6. Утверждается новое отношение к проблеме времени. Мифологическое время Священной истории уходит в тень, и на первый план выступает эмпирическое время, время земной жизни, насыщенное деятельностью и творчеством.
7. Понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны.
8. В культуре Ренессанса признается существование Бога, бессмертие души. Деятели Возрождения не атеисты.
9. Хотя эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовивш. ее наступление.
Средневековый теоцентризм вытесняется антропоцентризмом, происходит реабилитация природного начала в чел-ке. Земная жизнь ценится не меньше небесной, не бог, а сам чел-к - хозяин своей судьбы (изменяется место чел-ка в мире), обожествление чел-ка как сущ-ва, поставленного властвовать над природным и соц. миром, отношение к труду, как к проклятью, наказанию за грехи, искупление тяжким трудом – благо. Культ чел-ка – творца дополняется культом красоты, большое значение приобретают личные способности и достижения.
В эпоху Возрождения не отказались от идеи бога, но переосмысление теистического миропонимания переходит в пантеизм (2 направления: мистический (Парацельс, Якоб Бёме; полагали, что бог выше природы и в нём находится всё), натуралистический (Джордано Бруно; бог – духовная сила, заключённая в природных вещах.)).
Крупнейшими представителями пантеистической натурфилософии были Н. Кузанский, Дж. Бруно, основатель Флорентийской академии М. Фичино, его ученик и последователь Дж. Пико Делла Мирандола.
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Куз-ого, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием зависимости мира от Бога явл. его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку нет пределов, которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. Заметную роль в становлении натурф-ии Возрождения сыграл ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519). Считая опыт "наставником всех наставников", рассматривая саму мудрость как "дочь опыта", он утверждал, что истина сводится к "одному единственному решению".
Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник (1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности чел-ого разума постичь истину.
Мыслителем, ф-ски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600). Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях.
И все же ф-ия Возрождения не доходит до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания.
ü Гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вали и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви.
ü Неоплатоническое (сер. XV – XVIвв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
ü Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
ü Реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
ü Политическое (XV-XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
ü Утопическо-социалистическое (XV-XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
8. Английский эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк)
Конец XVIв и XVIIв ознаменовались в Зап.Европе кризисом феодализма и ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии. Восходящий капитализм, нуждавшийся в изобретении и применении машин, обусловил прогресс механико-матем-их наук. Возникает не только подлинное научное естествознание, основой к-ого явл-ся органическое соединение теории с планомерным экспериментальным исследованием природы, но и опирающаяся на науку и ее ф-ое осмысление качественно новая картина мира.
Опытно-экспериментальное исследование природы и тематическое осмысление его рез-тов оказало решающее влияние на ф-ую мысль. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.
Ф-ю Нового времени принято называть классической. Это понятие употребляется для обозначения периода развития ф-ии, обладающего непрерывностью и единством ценностей, к-ые сохраняли свой хар-р независимо от смены эпох.
Ф. Бэкон (1561-1626) одним из 1ых поставил задачу создания научного метода, дающего истинное и полезное знание. Он отвергает традиционные формы знания: схоластику, магию, аристотелевскую логику как ложные и бесполезные, предлагая грандиозный проект "Великого восстановления наук" (осн. работа "Новый Органон" (1620)). Им поставлена цель направленного изучения природы и овладения ею.
Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких заблуждений, или идолов, - рода (несовершенство чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений), пещеры (ошибки, возн. вследствие субъект. предпочтений, симпатий, антипатий ученых), рынка (вследствие общения между людьми посредством слов), театра (когда усвоены ложные мнения).
2 пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм. метод начин. с общих умозр. положений и стремлений вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет паутину. Уч, следующий эмпир. методу похож на муравья, кот. беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт (пчела).
Главное условие прогресса знания – соверш-вание способн. умозаключ-я, важн. формой кот. явл. индукция.
Материалистическое учение о природе Томаса Гоббса (1588-1679): мир состоит из многообразных, протяженных тел, имеющих фигуру, величину, положение и подчиненных законам механического движения. Ничего бестелесного нет. Мир - единая материальная субстанция. Качественное многообразие природы - продукт чел-их восприятий, в основе к-ых лежат механические различия вещей. Труд «Левиафан» - в пер. «чудовище» – государство. Возникает в результате общественного договора. Все люди равны от природы, «природа дала все всем», из-за чего возникает «равенство надежд на достижение цели»; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы сделать соглашение между людьми «постоянным и длительным, требуется еще кое-что, а именно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Организация государственной власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Но не это главное в доктрине Гоббса. Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Поэтому его симпатии к абсолютной монархии, которая наиболее полно выражает политическое могущество государства.
Предпринятая Гоббсом систематизация эмпиризма получила развитие у англ. мыслителя Джона Локка -сенсуализм. (1632-1704). «Два трактата о правительстве». Его учение основано на механике Ньютона: природа понимается как механическое взаимодействие телесных частиц. Локк - материалист, в том числе и в теории познания. Окр. мир предметов и вещей определяет содержание ощущений чел-ка. В этой связи он отмечает: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. Разделение властей на (законодательную (верх.), исполнительную (прав-во), федеральную (король, министры). Если людям не нравится правитель, они могут отказаться от обществ. договора.
9. Английский рационализм (Декарт,Спиноза,Лейбниц)
Мыслителей XVIIв интересовала проблема определения источника чел-их знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской ф-ии: рационализм и эмпиризм. Рационализм - противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.
Рационализм: 1)связан с реализмом; 2)признает врожденные идеи, как основу истинного познания; 3) категория "субстанции" - одна из основных; 4) развивает теорию дедукции.
Во Франции разработкой универсального метода познания занимался Р.Декарт (1596-1650). "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала философии". Труды по механике и математике. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. Равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. склонен к идеализму. Занимаясь проблемой разработки нового метода познания, Декарт противопоставляет его схоластической логике. Новый метод - это метод и ф-ии, и науки. Построение своей ф-ой системы Декарт начал с сомнения в истинности всех знаний, к-ми располагает чел-во. Сомнению подвергаются предубеждения, данные чувственного опыта. Декарт полагает, что природа чел-ого духа более наглядна, чем тело ("я мыслю, следовательно, существую"). Как самоочевидное оно не подвержено сомнению и становится интуитивной основой всей его рационалистической ф-ии. Познание не зависит от чувственного опыта, знание дедуктивно выводится из ряда базисных интуиции и аксиом; среди них - "врожденные идеи". Не зря Гегель скажет, что с Декарта началась обетованная земля ф. Нового времени, начинается развитие дедуктивно-рац. метода в филос. методологии.
Ф-ия Декарта и его научные идеи оказали влияние на голландского мыслителя-материалиста Бенедикта (Баруха) Спинозу (1632-1677), в основе ф-ии к-ого лежит учение о единой субстанции. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе. Он утверждает, что есть только одна субстанция - Бог, понимаемый как природа. Единая субстанция обладает бесчисленным множеством атрибутов, т.е. неотъемлемых свойств, из к-ых известны два - "мышление" и "протяженность". Учение Спинозы об атрибутах направлено против дуализма Декарта, согласно к-му протяженность и мышление образует 2 субстанции. Придание Богу атрибута протяженности вело к отождествлению Бога и природы. От субстанций следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус - это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой.
Нем. ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716) развил плюралистическую концепцию объективного идеализма. В его основной работе "Новые опыты о чел-ом разуме" дается развернутая критика системы эмпиризма Локка и обосновывается теория "врожденных идей". Лейбниц строит свою ф-ию рационально-дедуктивным методом. Лейбниц подвергает критике недостатки сформировавшейся механистической картины мира и стремится синтезировать уже сложившийся естественнонаучный метод с элементами традиционной ф-ой методологии. Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Первичные качества - самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монаде материя обл. способностью вечного самодвижения.
Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов в развитии. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку.
Монады представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высш. ступень - отчетливое представление.