Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Под конституционно-правовым статусом Российской Федерации понимаются совокупность её свойств, приводящих к возникновению прав и обязанностей, как федеративного суверенного государства. Если одно из свойств конституционно-правого статуса исчезает или деформируется, государство теряет свою независимость, право осуществлять свою власть. Выделяется десять основных элементов конституционно-правого статуса Российской Федерации как суверенного федеративного государства: 1. учредительный характер федеральной государственной власти, то есть государственный суверенитет; 2. территориальное верховенство; 3. федеральная конституционно-правовая система; 4. легитимные федеральные властные структуры; 5. федеральная государственная собственность, единая кредитно-денежная система; 6. федеральное гражданство; 7. единые вооружённые силы; 8. универсальная международная правосубъектность; 9. государственный язык Российской Федерации; 10. государственная символика[158]. Рассмотрим основные элементы конституционно-правого статуса Российской Федерации более подробно.
Государственный суверенитет Российской Федерации. Под государственным суверенитетом понимается возможность государства осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
В качестве неотъемленных юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость и неограниченность власти государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права. Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве».
Государственные органы, представляющие Российское государство и осуществляющие власть действуют на основе воли российского народа (народного суверенитета) и в пределах строго определённых полномочий. Сочетание народного суверенитета и государственного суверенитета - это свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнею политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права[159].
Территориальное верховенство Российской Федерации.Под территориальным верховенством понимается совокупность особых прав, связанных с распоряжением принадлежащей государству территории.
Территориальная целостность и её государственное единство являются одним из важных положений Российской Конституции. Б.С. Эбзеев отмечает, что «Российская Федерация не гетерогенное объединение на основе договора, а органическое целое, базирующееся на единстве её экономического, политического и социального пространства и взаимном тяготении населяющих её народов и наций»[160].
Все полномочия Российской Федерации и ее субъектов, направленные на организацию их территории, вытекают из территориального верховенства России: согласно п. «б ст.71 Конституции Российской Федерации федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с п. "н" ст. 71 Конституции Российской Федерации компетенцией Российской Федерации является определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации»[161] и иными нормативно-правовыми актами, международными договорами России с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров. Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:
а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»[162] по общему правилу территориальным морем Российской Федерации является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
- линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
- прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
- прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
- прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
- система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
Внутренние морские воды Российской Федерации расположены в сторону берега от линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам Российской Федерации относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
Воздушное пространство по сложившейся правовой международной практике включает в себя высоту до 100-110 км. Государственный суверенитет распространяется на воздушное пространство, находящееся как над сухопутной территорией, так и над территориальными водами государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» [163] континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. По общему правилу внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль, внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
Россия на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без её согласия. Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
Недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа являются важной частью государственной территории России, источником её природных богатств. Глубина недр не ограничена и теоретически может распространяться до центра Земли.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»[164] исключительная экономическая зона Российской Федерации» - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Россия в исключительной экономической зоне осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также разработки водных биоресурсов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;
3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;
4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Россия осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
5) юрисдикцию в отношении: защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации;
6) другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
Федеральная конституционно-правовая система. Характерной чертой конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие единой системы права, которая объединяет федеральное законодательство, акты федеральных органов государственной власти, нормативно-правовые акты субъектов Федерации,
Основу российской правовой системы составляет Конституция Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой. Ей должны соответствовать все нормативно-правовые акты. Составной частью правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры (ст. 15 ч. 4).
По вопросам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов принимаются Федеральные конституционные законы и Федеральные законы. Подзаконные акты (акты Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания) должны им соответствовать. Субъекты Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирования в пределах своей компетенции, определённой Конституцией Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти. К легитимным федеральным структурам относятся высшие органы государственной власти, действующие на основе принципа единства системы государственной власти. Он заключается в существовании общих (федеральных) органов государственной власти, что, в свою очередь, не исключает существование системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Конституции в Российской Федерации власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне в России законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную - Правительство Российской Федерации, судебную - суды Российской Федерации.
Федеральная государственная собственность, единая кредитно-денежная система.Основой экономического единства Российской Федерацией является государственная собственность федерального значения, которая является разновидностью единой государственной собственности. Государственная собственность в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, российскими законами и договорами между Федерацией и субъектам разграничена на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Управление федеральной собственностью, как и всей федеральной государственной собственностью, в соответствии со ст. 71 п. «д» Конституции, является предметом ведения Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», существуют объекты, составляющие основу национального богатства страны. К ним относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации. Перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является российский рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Российский рубль и самостоятельная денежная система России являются атрибутами государственного суверенитета России и основой функционирования экономической системы. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В Российской Федерации существует единая система налогов, взимаемых в федеральный бюджет. Система налогов и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом - Налоговым кодеком Российской Федерации. Существование единой системы кредитования закрепляет ч. 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации: «Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законодательством, и размещаются на добровольной основе».
Единое российское гражданство. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» российским гражданством является устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Российский гражданин в каком бы субъекте Федерации он ни проживал, имеет равные права и несет равные обязанности, по сравнению с другими российскими гражданами, проживающими в других субъектах Российской Федерации.
Единые вооруженные силы. Наличие единых вооружённых сил – важная черта конституционно-правового статуса Российской Федерации. Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. «Об обороне»[165] вооруженные Силы Российской Федерации это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности Вооруженные Силы Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации для решения следующих задач:
1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;
2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;
3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
Субъекты Федерации не обладают правом иметь собственные вооруженные силы или национальные гвардии.
Универсальная международная правосубъектность. Именно международная правосубъектность превращает Россию в непосредственную участницу международных отношений и действительного члена мирового сообщества. Наличие этого признака конституционно-правового статуса Российской Федерации подразумевает возможность России заключать международные договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.
В соответствии со ст. 79 Конституции Россия может участвовать в международных объединениях, передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя.
Государственная символика. В соответствии со ст. 70 ч. 1 Конституции Российской Федерации описание государственной символика России и порядок её использования устанавливаются федеральными конституционными законами. Длительное время эти законы отсутствовали и герб, флаг и гимн закреплялись указами Президента Российской Федерации [166].
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»[167] устанавливает, что государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, среднего - синего, нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2 - 3.
Государственный флаг постоянно должен быть поднят над зданиями, в которых работают высшие органы государственной власти Российской Федерации, на резиденциях полномочных представителей Президента Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»[168] устанавливает, что Государственный герб представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»[169] государственным гимном является мелодия А.В. Александрова на слова С.В. Михалкова.