Государство и местное самоуправление. Государство организация политической власти всего общества, главным образом, занимается разрешением проблем общегосударственного характера
Государство организация политической власти всего общества, главным образом, занимается разрешением проблем общегосударственного характера. Государство, как правило, принимает политические решения, затрагивающие интересы значительного числа населения. В то же время в любом государстообразующем обществе выделяются и местные вопросы, затрагивающие интересы определенной местности, населенного пункта и т.д. Такие вопросы в демократических государствах (независимо от того федеративные или унитарные государства) передаются на решение органами местного самоуправления. Поэтому во всех государствообразующих обществах так или иначе возникают проблемы соотношения государственного и местного самоуправления. В практическом плане всегда представляется трудным четкое разграничение государственного управления и местного самоуправления. Это особенно относится к нашей российской действительности, где до недавнего времени Советы народных депутатов, снизу доверху, образовывали единую, неразрывную систему политической власти. И трудно было в этих условиях отыскать сферу местного самоуправления. Сегодня Российская Федерация реализовывает не только идеи разделения властей (отходит от полновластия Советов), но и пытается нащупать и реализовать схему цивилизованного взаимодействия органов государственного управления и местного самоуправления. На этом пути у нас также «изобретены» чисто российского характера органы управления. Так, например, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 108) выделяются два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. Думается, что подразделение единого государственного управления на местное и централизованное хотя и может иметь какое-то значение, но речь все же необходимо вести о соотношении, взаимодействии государственного управления и местного самоуправления. Государственное управление оно и есть именно государственное управление, независимо от того, назовем ли мы его местным или централизованным. Мировая практика в области взаимодействия государства и местного самоуправления исходит, главным образом, из двух постулатов: во-первых, в любом государствообразующем обществе можно выделить как бы естественные, исторически сложившиеся формы организации жизни и деятельности людей. Так, например, складывались деревни и другие селения (поселки, города и т.д.). В этих селениях как бы естественно сложились формы и методы разрешения различных житейских проблем, возникающих в данной местности. Так появились сходы, собрания граждан, где люди не только решают определенные вопросы, но и избирают ответственных за те или иные сферы деятельности. В то же время государственное управление складывается как бы искусственно, по воле органов государственной власти и для удовлетворения, главным образом, интересов всего государства, с особыми методами разрешения возникающих проблем и вопросов. Так естественно, складывалось и складывается местное самоуправление (общинное управление) и государственное управление (политическое управление); во-вторых, местное самоуправление всегда отличается порядком формирования органов управления и методами их деятельности. Местное самоуправление всегда базируется на инициативе и самодеятельности людей, на избрании ответственных лиц за выполнение тех или иных работ. Государственное же управление, как правило, осуществляется в порядке подчиненности по вертикали, чиновники государственного управления, как правило, назначаются. Выборность или назначаемость ответственных лиц за выполнение определенных работ - существенный признак различия между государственным управлением и местным самоуправлением. Конечно, практика постоянно вносит коррективы в теоретические схемы взаимодействия государства и местного самоуправления. Однако не следует пренебрегать и обобщенным опытом формирования и деятельности местного самоуправления. Фактор естественности в формировании местного самоуправления и искусственности в складывании этажей государственного управления, исключительная выборность органов местного самоуправления и преимущественная назначаемость должностных лиц органов государственного управления - это те исторически сложившиеся критерии соотношения государства и местного самоуправления. В Российской Федерации на сегодня еще не сформировано дееспособное местное самоуправление. Здесь не сложилось даже правильное представление о местном самоуправлении. В результате, если во многих странах так называемые мэры являются высшими должностными лицами городского самоуправления или же муниципалитета, и они на свои должности избираются, то только у нас они назначаются государственным органом и никак не подотчетны местному населению. В России мечта Герцена и Огарева об оптимальном мирском управлении, отмене института назначаемого чиновничества, организации управления выборными лицами до сих пор еще не реализована. Что же касается практики г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, то там дошли до того, что вместо статуса муниципалитета Москва и Санкт-Петербург имеют статус субъекта Российской Федерации. В Санкт-Петербурге мэр города вообще переименован в губернатора, и он вместо главы муниципалитета является главой субъекта Российской Федерации. В Российской Федерации до сих пор не сложилось муниципальное право, тогда как в других странах муниципальное право непременно присутствует как в качестве научной, так и учебной дисциплины. Можно с большой уверенностью сказать, что пока в Российской Федерации не сложатся дееспособные органы местного самоуправления, провозглашенные в ст.З Конституции РФ положения о народе, как источнике власти, останутся лишь благими пожеланиями. В отсутствии дееспособного местного самоуправления, с гарантированными финансами и институтами демократии, народ будет отстранен от решения каких-либо общезначимых дел, обречен и на дальнейшее деградирование.
58. Государство: понятие, сущность и основные признаки.
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим
укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как
продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом
и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю
логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий),
специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство -
самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).
Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и
негосударственных организаций:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны
(государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная
власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого
государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного
аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой
деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех
людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени,
учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения,
начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-
территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);
4)право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет
государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы
осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические
прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить
граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность
государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство,
подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики
(государственная собственность, бюджет, валютаи т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не
вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в
международных отношениях). Государственный
суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории,
неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то
ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или
заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то
говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его
неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие
"суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;
11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны
обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы
государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на
форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же
зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на
них официальных представителей соответствующего государства и т.д.