Государство. типология государств
Прочитав текст, ответьте на вопросы:
- Дайте определение понятия «государство».
- Какие существуют признаки государства?
- Охарактеризуйте функции государства.
- Чем внешние функции государства отличаются от внутренних?
- Какие существуют формы осуществления функций государства?
- Определите понятие «Форма государства».
- Чем форма государства отличается от формы правления?
- Охарактеризуйте существующие формы правления и формы государственного устройства.
- Какие существуют политико-правовые режимы?
Государство — это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны. Любое государство характеризуется целым рядом признаков. К ним относятся следующие признаки.
1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.
2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели
организованы и располагают материальными средствами для систематического,
профессионального осуществления своих функций.
3. Территориальная организация власти и населения. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.
4. Налоги (займы). Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.
5. Суверенитет — полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.
6. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства
издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.
По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и
внешние. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства
внутри страны.К внутренним функциям государства относятся:
1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;
2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных
социальных групп и индивидов;
3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного
суверенитета);
4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование
Государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями
я т. д.);
5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем
здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);
Внешние функции — это основные направления деятельности государства,
проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с
другими организациями или государствами.
К внешним функциям относятся:
1) защита страны от внешней угрозы;
2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями;
Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Они делятся на правовые и организационные. К правовым формам относятся:
1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание
нормативно-правовых актов);
2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);
3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а
также применение принудительных мер к их нарушителям).
Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:
1) организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных
структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с
подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);
2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа,
связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);
Содержание государства как политической организации современного общества может
быть выражено в разных формах. Внутренняя структура государства и методы
осуществления власти во многом определяют его сущность.
Формой государства называется совокупность основных способов организации,
устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.Она
включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и
политико-правовой режим.
Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином
государстве и порядок их образования.
Форма государственного устройства — это способ национального и административно-
территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений
между его составными частями, а также между центральными и местными органами
власти.
Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств
и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и
характер.
По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархия — это
форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично
сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им
по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как
«единовластие» (от слов: monos — один, единый и arche — главенство, власть).
Признаками монархической формы правления являются:
1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной
пожизненной властью;
2) наследственный порядок преемственности верховной власти;
3) юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая
институтом контрас-сигнатуры — порядком, при котором утвержденные монархом
законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из
министров), ответственного за исполнение данного закона.
Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую
и парламентарную. Абсолютная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман. Дуалистическая монархия — это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь своеобразным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом
фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть
принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в
руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически
ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его
решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между
сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в своих
руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы
парламентского контроля за действиями кабинета министров отсутствуют.
Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906—1917 гг., Германская
империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Некоторым современным
монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в
«чистом» виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.
Большинство современных монархий являются парламентарными. Парламентарная
монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в
законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством («монарх
царствует, но не управляет»). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх
имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно-указное законодательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед
парламентом. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю. В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (где король, по существу, вождь племени); монархии Британского Содружества — Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством). Особо следует отметить теократию — такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан). Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело». Как форма правления республика характеризуется несколькими признаками:
1) источником власти признается народ;
2) коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;
3) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются
парламентом (принцип выборности);
4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении
которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);
5) высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их
полномочий;
6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия
(принцип ответственности).
Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую и
смешанную. Президентская республика — это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Президент
формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США
все назначения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако
ответственно правительство только перед президентом. Парламент не может выразить
вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший зако-
нодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра
отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава
исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные
Штаты Америки. Парламентская республика — это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по
рекомендации правительства. Правительство формируется парламентом из лидеров
победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который
фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство
несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как
всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике
президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по
рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность. Парламентская
республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.
По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территориистраны. В унитарном государстве функционирует и единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные
нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь насоответствующую
территорию. Единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей
страны, руководствуясь общими правовыми нормами.
Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом. В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства — конфедерацию. Однако формально она не является государством. Конфедерация — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей. Конфедерация не имеет собственной территории — она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств.Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию.
Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения
государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические .
Термин «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает
«власть народа». В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности. Тоталитарный режим — это политический рг-жим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима: 1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;
2) наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии
(коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в
скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как те-
леологический, т. е. направленный к определенной цели процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством;
3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой
информации;
4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;
5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к
так называемым «врагам народа»;
6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.
Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической
жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом,
называется авторитарным. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита)" Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.
Авторитаризм — это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного
к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не
всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах
отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс,
гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим
приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.
Военный режим — это политический режим, при котором во главе государства стоит
военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного
переворота.
Признаками военного режима являются:
1) переход власти в результате военного переворота к хунте;
2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;
3)роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их
военными:
4) ограничение действия политических прав и свобод человека.