Профессора кафедры истории, доктора исторических наук ОГУ Щекотихина Е.Е
Первый салют: Антология произведений советских писателей, поэтов и публицистов. В 2-х т. / Е.Е. Щекотихин: редактор-составитель; хроника «День за днем»; – Орел: Творческий центр в Орле; Курск: АП Курск, 1995. Т. 1 – 542 с., Т. 2 – 494 с.
Жестокая память. – Орёл, 2000. – 384 с.
Моряки-тихоокеанцы в битве за Орёл. – Орёл, 2001. – 480 с.
9 мая 1945. – Орёл, 2002. – 296 с.
«Нормандия» в Битве за Орёл. – Орёл, 2002. – 272 с
Битва в Орловском Полесье: к северу от Орла. – Орёл, 2003. – 432 с.
Битва на Соборовском поле: к югу от Орла. – Орёл, 2003. – 456 с.
Ратная слава Орловского края. – Орёл, 2007. – 268 с.
Бориловское бронетанковое сражение: битва на реке Нугрь. – Орёл, 2008. – 446 с.
Сражение на берегах Десны: Операции Красной Армии на Брянском направлении и партизанское движение. – Орёл, 2008. – 640 с.
Орловская битва – два года: факты статистика, анализ. В 2-х кн. Второе изд. – Орёл, 2008. Книга первая – 712 с. Книга вторая – 760 с.
Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной: Битва за Орёл. – Москва: Яуза: Эксмо, 2009 – 448 с.
Орловская битва – известная и неизвестная: 1941–1943. – Орёл: ОГУ, 2010. – 175 с.
The Battlle of Orel – Known and Unknown: 1941–1943. – Orel: ОSU, 2010. – 175 р. (на анг. языке).
Из бездны взываем – помните: Нацистский оккупационный режим и его демографические последствия (на примере Орловской области). – Орёл: ОГУ, 2010 г. – 60 с.
«Нормандия» – полет в бессмертие: Орёл, Смоленск, Минск, Кенигсберг.Изд. второе, дополненное, на русском и французском языках. – Орёл: ОГУ, 2010. – 512 с.
Первый Воин – Первая танковая гвардия: рождение, слава, память. – Орёл, 2011. – 296 с.
Денис Меньшов – аристократ велоспорта (спортивная деятельность чемпиона РФ, победителя «Вуэльты», «Джиро д Италия», призера «Тур де Франс»). – Орёл, 2012. – 352 с.
Сергей Тюленин – исполин русского духа. (Молодогвардейцы Орловщины). – Орёл, 2012. – 320 с.
Соборовское поле: герои и судьбы. (Подарочное изд-е, цв., илл.). – Орёл, 2013. – 200 с.
Битва за Орел: масштабы и значение (Подарочное изд-е, цв., илл.). – Орёл, 2013. – 208 с.
Публикации в журналах
Демографические и социальные последствия нацистского оккупационного режима. // Вестник Орловского государственного университета № 2, 2012 г.С. 44–53.
Работа органов советской власти по восстановлению и разрушенного хозяйства Орловской области (1943– 1953 гг.). // Вестник Орловского государственного университета № 3, 2012 г. С. 75–82
Маркиан Попов – творец Первого салюта. Российский исторический журнал «Родина» № 8, 2012 г. С. 57- 61.
Битва за Орел: глобальные масштабы и стратегические результаты. // Вестник Орловского государственного университета № 1, 2013 г. С. 80–91
Демографические последствия Нацистского оккупационного режима на оккупированной территории СССР. Ученые записки Орловского государственного университета. № 1, 2013 г. С. 141–149.
Щекотихин Е.Е. Соборовское поле – поле Славы. Российский исторический журнал «Родина» № 7. 2013 г. С. 4
Электронные инфо-ресурсы
Сайты
198. http://istorya.ru История России. Всемирная, мировая история
199. http://osiris.colorado.edu/POLSCI/RES/comp.html − Ресурсы по сравнительной политологии
200. http://wciom.ru ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения
201. http://www.archeologia.ru/ Археология, история, культура.
202. http://www.hauss.politics.wadsworth.com/ − Сравнительная политология он-лайн
203. http://www.levada.ru/press.html Аналитический центр Юрия Левады
204. http://www.nationalism.org/about.htm Nationalism.org
205. www. politnauka.org/library/mpimo - электронная библиотека по теории и истории политики (МГИМО)
206. www.hro.org/cjbrt/2008 - сайт «Права человека в России»
207. www.inion.ru − Базы данных ИНИОН РАН
208. www.inpgo.ru - Институт проблем гражданского общества
209. www.kremlin.ru – Официальный сайт Президента России
210. www.novopol.ru - Интернет-журнал «НОВАЯ ПОЛИТИКА»
211. www.oprf.ru - Официальный сайт Общественной палаты при Президенте Российской Федерации
212. www.rapn.ru – Российская ассоциация политической науки
213. www.uisrussia.msu.ru − Университетская информационная система Россия
214. www.window.edu.ru −Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
215. http://istorya.ru История России. Всемирная, мировая история
216. http://osiris.colorado.edu/POLSCI/RES/comp.html − Ресурсы по сравнительной политологии
217. http://wciom.ru ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения
218. http://www.archeologia.ru/ Археология, история, культура.
219. http://www.hauss.politics.wadsworth.com/ − Сравнительная политология он-лайн
220. http://www.levada.ru/press.html Аналитический центр Юрия Левады
221. http://www.nationalism.org/about.htm Nationalism.org
222. www. politnauka.org/library/mpimo - электронная библиотека по теории и истории политики (МГИМО)
223. www.hro.org/cjbrt/2008 - сайт «Права человека в России»
224. www.inion.ru − Базы данных ИНИОН РАН
225. www.inpgo.ru - Институт проблем гражданского общества
226. www.kremlin.ru – Официальный сайт Президента России
227. www.novopol.ru - Интернет-журнал «НОВАЯ ПОЛИТИКА»
228. www.oprf.ru - Официальный сайт Общественной палаты при Президенте Российской Федерации
229. www.rapn.ru – Российская ассоциация политической науки
230. www.uisrussia.msu.ru − Университетская информационная система Россия
231. www.window.edu.ru −Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».
Электронные библиотеки
232. http://bibliotekar.ru/index.htm Электронная библиотека Библиотекарь.Ру
233. http://elibrus.1gb.ru/sci.shtml Научно-популярная и справочная литература
234. http://historic.ru/books.shtml ИСТОРИЯ_Электронная библиотека
235. http://ihtik.lib.ru Библиотека Ихтика
236. http://orel.rsl.ru Открытая Русская Электронная Библиотека
237. http://recult.by.ru/ Историческая библиотека
238. http://www.archive.org/details/texts Internet Archive: Text Archive
239. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека
240. http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx Библиотека РГИУ
241. http://www.kodges.ru/nauka/history История, - современная электронная библиотека
242. http://www.public.ru Public.Ru: мониторинг СМИ, обзор прессы, анализ СМИ
243. http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека
244. http://www.rusarch.ru/index.htm РусАрх – электронная научная библиотека по истории
Электронные инфо-ресурсы
1. www.rushistory.stsland.ru
2. www.history.ru
3. www. studyroom.ru
4. www.militera.lib.ru.
5. www.rus-crisis.ru
6. www.lib.aldebaran.ru
7. www.fedy-diary.ru
8. www.knigafund.ru
9. http://lib.rus.ec/
Примерный перечень вопросов
к экзамену по истории России
1 .Образование Древнерусского государства. Историография проблемы.
2. Христианизация Руси. Историография проблемы.
3. Древняя Русь в XI-первой половине XIII вв.
4. Русь и Великая Степь в IX-первой половине XIII вв. Историография.
5. Древнерусская культура IX-XIII вв. Особенности формирования и развития.
б. Монголо-татарское нашествие в контексте международного положения Руси. Отношения Руси с Золотой Ордой. Историография.
7. Северо-восточная Русь в конце XIII-XV вв. Причины и значение возвышения Москвы. Историография.
8. Предпосылки, причины, особенности образования единого русского государства. Историография.
9. Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина, ее причины и последствия. Историография. Ю.Внешняя политика России второй половины XVI в. 11.Русская культура XIV-XVII вв. Особенности.
12. Становление и эволюция самодержавной монархии в России в XV-XVII вв. Предпосылки и причины.
13. «Смутное время»: социально-политическая борьба и польско-шведская интервенция в начале XVII в. Историография.
14. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.
15. «Бунташное время» в России второй половины XVII в., его особенности.
16. Предпосылки и причины преобразований и реформ Петра I. Историография.
17. Преобразования и реформы Петра I, их значение и последствия. Историография.
18. Основные проблемы и направления внешней политики России второй половины XVII- первой четверти XVIII вв.
19. Дворцовые перевороты 20-60-х гг. XVIII в. Их социально-политическая сущность, последствия и значение.
20. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в. и внутренняя политика Екатерины II.
21. Внешняя политика, армия и войны России во второй половине XVIII в.
22. Социальные отношения и социальная борьба в России второй половины XVIII в. 23. Особенности и основные направления развития русской культуры XVIII в.
24. Проблема реформ в России в конце XVIII- первой половине XIX вв. и внутренняя политика Павла I, Александра I и Николая I.
25. Внешняя политика России в начале XIX в., Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. Историография.
26. Зарождение общественной мысли и общественно-политического движения в России в конце XVIII- первой четверти XIX вв. Декабристы. Историография.
27. Внешняя политика России 1815-1856 гг.
28. Внешняя политика России второй половины XIX в.
29. Общественная мысль и общественное движение в России в ЗО-60-е гг. XIX в. Зарождение основных общественно-политических течений.
30. Реформы и контрреформы в России в 60-80-е гг. XIX в. Историография.
31. Социально-экономическое и политическое состояние России на рубеже XIX-XX вв. Проблема модернизации. Историография.
32. Внешняя политика России в конце XIX- начале XX вв. Русско-японская война и ее итоги.
33. Предпосылки, причины и значение первой Российской революции 1905-1907 гг. Историография.
34. Реформы П. Столыпина, их последствия и значение. Историография.
35. Манифест 17 октября 1905 г. и особенности политической системы России до начала Первой мировой войны.
3б. Россия в Первой мировой войне. Историография.
37. Русская культура первой четверти XX в.
38. Развитие и значение русской религиозно-философской мысли в конце XIX- первой половине XX вв. Причины и значение.
39. Февральская революция 1917 г. Предпосылки, причины, этапы. Историография.
40. .Октябрьская революция 1917 г. Предпосылки, причины, основные результаты и значение. Историография.
41 .Предпосылки, причины, начало и решающие события гражданской войны в России. Ее сущность. Причины победы «красных» и поражения «белых». Историография.
42. Национальный вопрос в России накануне и во время революции и гражданской войны. Образование СССР.
43. Новая экономическая политика (НЭП): причины и цели введения. Причины ее свертывания. Историография.
44. Основные направления и этапы социально-экономической модернизации СССР в 20-30 годы. Историография.
45. Аграрно-крестьянская политика в СССР в 20-30-е годы, коллективизация. Достижения и потери. Историография.
46. Модернизация советской оборонной системы и формирование военно-промышленного комплекса в 30-начале 40-х гг.
47. Становление, развитие и особенности государственно политической системы в СССР в 20. 30-е годы. Роль И.В. Сталина. Историография.
48. Общественное и культурное развитие СССР в 20-30-е годы. Историография.
49. Внешняя политика РСФСР и СССР в 20-начале 40-х гг. Пакт 1939 г., его последствия и значение.
50. «Дело Тухачевского», пакт 1939 г. Предпосылки, причины и начало Второй мировой и Великой Отечественной войны. Историография.
51. Поражения и победы Красной Армии в 1941 и 1942 гг. Историография.
52. Коренной перелом в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Историография.
53. Поражение гитлеровской Германии. Предпосылки, причины, цена и последствия Победы СССР в Великой Отечественной войне.
54. СССР во второй половине 40-х - 60-х гг. Внутрисистемные реформы.
55 .Международное положение и внешняя политика СССР во второй половине 40-х -середине 70-х гг. в условиях «холодной войны» и «гонки вооружений».
56. Развитие системного кризиса в СССР в 70-80-е гг. Предпосылки, причины, внутренняя политика.
57. Особенности и основные направления культурного развития и общественного движения в СССР во второй половине 40-середине 80-х гг. Историография.
58. Системный кризис, политика «перестройки» и распад СССР.
Требования и критерии ответов
на контрольные задания и для аттестации
1. «Полным и исчерпывающим» может считаться ответ, который со всей полнотой соответствует:
а) содержанию действующих программ и учебников;
б) стандартам, установленным на федеральном уровне (с дополнением регионального компонента, если таковой предусмотрен вопросами в билете или дополнительными вопросами);
в) уровню научности, предусмотренному действующими программами, учебниками и дополнительной информацией по ключевым проблемам истории России;
г) установленным объемам знаний (включающим перечень фактов, понятий, представлений, причинно-следственных связей, в соответствии с действующими программами и содержанием действующих учебников);
д) глубине концептуально-теоретических знаний предусмотренных действующими программами и учебниками (системе понятий, причинно-следственных связей исторических законов и закономерностей);
е) уровню существующей модели связей исторического материала с современностью (в рамках возможного компаративного (сравнительного) анализа, предусмотренного действующими программами и учебниками (состояние материальных объектов в настоящее время, традиций, обычаев, базовых культурных, исторически обусловленных норм и стереотипов);
ж) навыкам соединения исторических знаний с элементами знаний из других дисциплин, ожидаемым от студента в зависимости от стоящих перед ним экзаменационных вопросов (из области искусства, географии, литературы, музыки и др.);
з) содержанию и смыслу вопросов и аспектов исторического знания, помещенных в «программе по Отечественной истории» для студентов Орловского государственного университета.
2. Студент, претендующий на «отличную»оценку своего ответа, при изложении обязан:
а) свободно пользоваться и точно по смыслу употреблять историческую терминологию, предусмотренную содержанием действующих программ и учебников;
б) излагать материал ответов на контрольные вопросы с соблюдением литературно- стилистических норм речи;
в) выстраивать излагаемую информацию в соответствии с логикой исторического материала.
3. «Отличной» оценки за ответы на контрольные вопросы заслуживает студент, который обнаруживает умение:
а) на основе исторической информации проводить или осуществлять логические операции (сравнивать, сопоставлять, систематизировать, обобщать, анализировать и синтезировать);
б) соединять несколько источников информации (информацию учебника, научной литературы, справочной литературы, исторических документов);
П.Оценка «хорошо»ставится, когда в ответе студента лишь частично выявляются или полностью отсутствуют знания, умения и навыки по 3-м из вышеперечисленных критериев.
III.Оценка «удовлетворительно»ставится, когда ответ студента не удовлетворяет менее половины требований, предусмотренных вышеперечисленными критериями, или у студента обнаруживается отсутствие знаний, умений.
IV.Оценка «неудовлетворительно»ставится, когда содержание ответа студента не удовлетворяет половине требований, предусмотренных вышеперечисленными критериями.