Российская империя в 1900-1914 гг

Оглавление

Предисловие 7

1......... РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1900-1914 гг. 13

1.1 Территория и население. 13

1.1.1 Территория и административное деление. 13

1.1.2 Население России. 15

1.1.3 Национальный и конфессиональный состав населения. 18

1.1.4 Сословно-классовая структура российского общества. 20

1.2 Власть и общество в 1900-1904 гг. 28

1.2.1 Император Николай II 28

1.2.2 Программа реформ и внутренняя политика правительства. 30

1.2.3 Власть и общество накануне Первой революции. 33

1.3 Революция 1905-1907 гг. 35

1.3.1 Начало революции. 35

1.3.2 Высший подъем революции. 37

1.3.3 Власть и общество в период Первой революции. 38

1.3.4 Революция и реформа государственного строя. 40

1.4 Думская монархия. 44

1.4.1 Деятельность I и II Государственных дум. 44

1.4.2 Третьеиюньская система. 45

1.5 Направления и этапы экономической модернизации страны. 49

1.5.1 Модернизация промышленности и банковской системы. 49

1.5.2 Аграрные преобразования. 58

1.6 Внешняя политика России. 69

1.6.1 Внешняя политика на рубеже XIX-XX вв. 69

1.6.2 Русско-японская война. 72

1.6.3 Внешняя политика в 1906-1914 гг. 77

1.7 Русская культура начала XX в. «Серебряный век». 83

1.7.1 «Серебряный век». 83

1.7.2 Народное образование и печать. 86

1.7.3 Научная мысль. 89

1.7.4 Художественная культура. 93

2......... РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (лето 1914 — февраль 1917 гг.) 103

2.1 Начальный период войны. 103

2.1.1 Вступление в войну Российской империи. 103

2.1.2 Планы сторон. 106

2.1.3 Военный потенциал России. 108

2.1.4 Кампания 1914 года. 109

2.2 Восточный фронт в 1915—1916 гг. 113

2.2.1 Великое отступление. 113

2.2.2 Военные операции 1916 г. 115

2.3 Влияние войны на народное хозяйство и общество страны. 117

2.3.1 Отношение к войне различных политических сил. 117

2.3.2 Мобилизация народного хозяйства и воздействие войны на его состояние. 119

2.3.3 Кризис власти летом—осенью 1915 г. 123

2.4 Внутриполитическая обстановка в стране накануне революции. 125

2.4.1 Внутренняя политика в 1916 г. 125

2.4.2 Кризис власти (конец 1916 — начало 1917 г.) 130

3......... ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. 138

3.1 Февральский переворот. 138

3.1.1 Народные выступления в Петрограде (23—26 февраля) 138

3.1.2 Свержение самодержавия (27 февраля — 3 марта) 141

3.1.3 Историческая оценка Февраля. 147

3.2 Общественно-политическая обстановка в стране весной 1917 г. 148

3.2.1 Организация власти в центре и на местах. 148

3.2.2 Многопартийность и политическая борьба. 151

3.2.3 Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. 155

3.3 Политические кризисы лета 1917 г. в России. 159

3.3.1 Рост социального недовольства и раскол общества. 159

3.3.2 Июльские события. 163

3.3.3 Выступление Корнилова. 165

3.4 Дестабилизация российского общества в сентябре—октябре 1917 г. 168

3.4.1 Кризис в народном хозяйстве. 168

3.4.2 Социальные конфликты в городе, армии и деревне. 171

3.4.3 Последний виток кризиса власти. 177

3.5 Октябрьско-ноябрьские события в столицах. 185

3.5.1 Большевистская тактика борьбы за власть. 185

3.5.2 Деятельность властей и подготовка большевиками восстания. 190

3.5.3 Вооруженное восстание в Петрограде и II Всероссийский съезд Советов. 195

3.5.4 Поход Керенского—Краснова и юнкерский мятеж в столице. 208

3.5.5 Московская «кровавая неделя». 212

3.6 Установление новой власти в российской провинции. 220

3.6.1 Историографические заметки. 220

3.6.2 Советско-земские, советско-думские и иные коалиционные органы власти в провинции. 223

3.6.3 Почему большевики взяли верх?. 228

4......... ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В России. 236

4.1 Внешняя и внутренняя политика советской власти в ноябре 1917 — летом 1918 г. 236

4.1.1 Советская власть и перемены в международном положении страны. Сепаратные переговоры с Четверным союзом 236

4.1.2 «Похабный» Брест и его последствия. 239

4.1.3 От «викжеляния» к правительственной коалиции с левыми эсерами. 244

4.1.4 Учредительное собрание и его роспуск. 249

4.1.5 Формирование основ новой государственности. 258

4.1.6 Разрыв коалиции с левыми эсерами и становление однопартийной системы. 263

4.1.7 Большевистские преобразования в экономике. 266

4.1.8 Конституция РСФСР 1918 г. 274

4.2 На фронтах гражданской войны. 276

4.2.1 Строительство Красной Армии. 276

4.2.2 Складывание фронтов гражданской войны, борьба с «демократической контрреволюцией». 278

4.2.3 На внутренних фронтах. 289

4.3 Военный коммунизм. 295

4.3.1 Деревня в 1918—1920 гг. 295

4.3.2 «Военный коммунизм» в городах. 301

4.3.3 Политическая система. 305

4.3.4 От войны к миру. 309

4.4 Белое дело. 311

4.4.1 Рождение Добровольческой армии. 1 -й Кубанский («Ледяной») поход. 311

4.4.2 Реформаторская деятельность П. Врангеля. Значение Белого дела. 320

4.5 На путях к единому государству. 323

4.5.1 На руинах имперской государственности. 323

4.5.2 Первые шаги советского федерализма. 327

4.5.3 От боевого содружества к политическому союзу. 331

5......... РОССИЯ НЭПОВСКОГО ВРЕМЕНИ. 1921—1928 гг. 338

5.1 Переход к новой экономической политике. 339

5.1.1 От «военного коммунизма» — к НЭПу. 339

5.1.2 Первые этапы осуществления НЭПа. 341

5.2 Образование и конституционное оформление СССР. 347

5.2.1 Воссоздание единого многонационального государства. 347

5.2.2 Дискуссии по национальному вопросу в СССР. 355

5.2.3 Конституция СССР 1924 г. 361

5.3 Политическая борьба за утверждение курса на строительство социализма в одной стране. 364

5.3.1 Борьба за власть в последние годы жизни Ленина. 364

5.3.2 «Триумвират» и троцкистская оппозиция. 370

5.3.3 «Дуумвират», «новая» и «объединенная» оппозиции. 373

5.3.4 Борьба с «правым» уклоном. 378

5.4 Восстановление народного хозяйства, переход к индустриализации и коллективизации. 380

5.4.1 Финансы и торговля. 380

5.4.2 Сельское хозяйство. 383

5.4.3 Промышленность. 386

5.4.4 Изменения в структуре хозяйства, составе и условиях жизни населения. 388

5.5 Государственно-церковные отношения. 391

5.6 Изменения в составе СССР и национальной политике. 394

5.6.1 Изменение в составе СССР в 1920-е годы. 394

5.6.2 Национальная политика в 1920-е годы. 397

5.7 Внешняя политика. 401

5.7.1 Прорыв дипломатической блокады. 401

5.7.2 Курс на «мировую революцию». 408

6......... СССР В УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА В 30-Х ГГ. XX ВЕКА. 414

6.1 СССР на международной арене. 415

6.1.1 Образование очагов агрессии на границах СССР. 415

6.1.2 «Коллективная безопасность» или «умиротворение»?. 421

6.1.3 Коминтерн и гражданская война в Испании. 424

6.1.4 Начало II Мировой войны и советская дипломатия. 427

6.1.5 Укрепление СССР западных рубежей. 434

6.2 СССР в условиях ускоренной реконструкции экономики. 441

6.2.1 Поиск путей развития. 441

6.2.2 Деревня в условиях сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса. 447

6.2.3 Индустриальное обновление страны. 453

6.2.4 Советский экономический механизм. 469

6.3 Общественно-политическая жизнь в 1930-е годы. 473

6.3.1 Политическое развитие СССР на рубеже 1920—1930 годов. 473

6.3.2 «Сталинский неонэп» в политике. 480

6.3.3 Ротация элиты и замыслы конституционной реформы. 483

6.3.4 Конституция 1936 года и обострение политической борьбы в СССР. 487

7......... ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1917—1941 гг. 506

7.1 Культурная революция. 506

7.1.1 Пути создания социалистической культуры. 506

7.1.2 Партийно-государственное руководство культурой. 513

7.2 Художественная жизнь. 523

7.2.1 Принципы политики в области искусства. 523

7.2.2 Советская литература как зеркало духовных исканий в советском обществе. 526

7.2.3 Развитие скульптуры. 532

7.2.4 Живопись в СССР: в поисках прекрасного. 534

7.2.5 Революция в камне: советская архитектура. 540

7.2.6 Отражение в музыкальном искусстве ритмов эпохи. 543

7.2.7 Театральное искусство революции. 545

7.2.8 «Из всех искусств для нас вашнейшим является кино». 550

7.3 Наука и образование и в СССР. 555

7.3.1 Наука на службе обнавления страны. 555

7.3.2 Создание советской образовательной системы. 568

7.4 Культура Русского Зарубежья. 579

7.4.1 Проблема культурной адаптации за рубежом. 579

7.4.2 Вклад русских ученых-эмигрантов в мировую науку. 585

7.4.3 Развитие искусства в среде русской эмиграции. 588

8......... РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ПОРЕВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ. 1917—1939 гг. 595

8.1 Социальный облик русского зарубежья. 595

8.1.1 Основные направления и состав потоков русской эмиграции 1920—1940 гг. 595

8.1.2 Процессы адаптации российских беженцев к жизни за границей и их правовое положение. 600

8.2 Российские народные традиции и их роль в адаптации наших соотечественников к жизни за рубежом 603

8.2.1 Преодоление бытовых трудностей. 603

8.2.2 Обычаи благотворительности и взаимовыручки среди гражданских беженцев. 605

8.2.3 Индивидуальная благотворительная деятельность творческой эмигрантской ителлигенции и предпринимателей 608

8.3 Общественно-политическая жизнь русского зарубежья. 609

8.3.1 Деятельность политических партий, течений и общественных организаций в эмигрантской среде 609

8.3.2 Роль Русской Православной Церкви в политической жизни российской эмиграции. 615

8.3.3 Усиление кризисных явлений среди эмигрантской интеллигенции. 618

Библиография 622

Авторский коллектив:

Вдовин А.И., доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета (гл. 5)

Воронин В.Е., доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета (гл. 1)

Лубков А.В., проректор Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук, профессор (гл. 2 § 1—4; гл. 3 § 1—3; гл. 4 § 4)

Матвеева А.М., кандидат исторических наук, доцент Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) (гл. 7)

Чураков Д. О., доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, руководитель авторского коллектива (предисловие, гл. 4 § 2, 3, 5; гл. 6)

Щагин Э.М., Заслуженный деятель науки, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета (гл. 2. § 3; гл. 3 § 3; гл. 4 § 1; гл. 8)

Предисловие

Начавшийся не так давно XXI век поставил Российскую Федерацию перед сложным историческим выбором. Нашей стране вновь приходится решать, какой дорогой следует двигаться вперёд, каким образом достойно отстаивать в мире свои позиции. Многие проблемы, с которыми россияне сталкиваются в начале XXI своими корнями уходят в прошлое, прежде всего в бурный событиями XX век. На долю нашей страны в XX веке выпало немало трудных испытаний. Трижды решался вопрос о том, сможет ли Россия сохранить свою национальную самобытность и независимость или она исчезнет с политической карты мира, полностью растворится в окружающих её народах? Наши отцы, деды и прадеды смогли отстоять Россию и передать её нам, чтобы мы, в свою очередь, передали её следующим за нами поколениям.

Во всемирной истории XX век по праву считается русским. Вот как писал об этом видный западный историк, профессор Оксфордского университета Роберт Аллен: “Двадцатый век был недолгим. Его началом стала русская революция 1917 г., а завершающим этапом — распад Советского Союза в декабре 1991 г. Конечно, были и другие события, имевшие весьма большое значение, — приход Гитлера к власти, мировая война, исчез­новение империй Европы с политической карты, глобальное лидерство США. Однако все они в значительной степени были обусловлены влиянием экономического роста и политического вызова со стороны СССР”.

Несмотря на отмеченную Р. Алленом быстротечность XX века, минувшие десятилетия оказались самым насыщенным периодом отечественной истории. Стремительно меняясь, Россия преодолела огромную дистанцию, отделяющую аграрное общество от к индустриального, а затем ещё открыла человечеству дорогу в космическую эру. Пройдённый страной путь за XX век вызывает у нас, граждан современной Российской Федерации закономерную гордость. Но одной гордости недостаточно, чтобы страна двигалась вперёд. Необходимо глубокое понимание исторического опыта предшественников. Именно поэтому изучение минувших эпох является уделом не только кабинетных учёных-историков, но и всех людей, желающих видеть Россию великой и процветающей. Вступая в самостоятельную жизнь, молодые граждане Российской Федерации должны обладать комплексом знаний и представлений о прошлом своей страны. Овладеть ими сегодняшним студентам помогает данный учебник по отечественной истории.

Подготовлен он был в рамках деятельности кафедры Новейшей отечественной истории исторического факультета Московского педагогического государственного университета с привлечением коллег с кафедры Истории России исторического факультета МПГУ, а так же исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Данный учебник продолжает длительную традицию подготовки учебников для высшей школы, заложенную почти два десятилетия назад заслуженным деятелем науки Российской Федерации Э.М. Щагиным, долгое время руководившим кафедрой Новейшей отечественной истории. В данное издание включено несколько мемориальных разделав, написанных Эрнстом Михайловичем. А весь свой труд авторский коллектив посвящает его памяти.

В первой книге учебника освещаются события с момента воцарения последнего русского самодержца Николая II. Это была эпоха наивысшего подъёма Императорской России. Росла экономика, укреплялись границы, русское искусство вступило в свой серебряный век. Проводились реформы, в результате которых складывалась многопартийная политическая система и предпосылки парламентаризма, укреплялись органы муниципального самоуправления. Вместе с тем разрыв между Россией и нашими ведущими геостратегическими противниками усиливался. Необходимы были меры, которые бы переломили ситуацию, но царское правительство не торопилось с проведением назревших мероприятий, не всегда понимало природу возникших перед страной исторических вызовов. Не решались, а загонялись вглубь острые социальные вопросы, а это подтачивало национальное единство. В складывавшихся условиях будущее России зависело от того, удастся ли сохранить внутренний мир или же страну захлестнут волны нестабильности, в которых она не сможет удержаться на плаву. На то, чтобы решить застарелые проблемы и предотвратить разрастание новых нужно было время. Но исторического времени России было отпущено мало. Суровым испытанием становится Первая мировая война. Ошибочный выбор союзников и военные тяготы подтачивали стабильность тыла. Даже когда после неудач начального периода войны русская армия стала одерживать победы, внутренний кризис продолжал разрастаться.

Возникшая внутренняя напряжённость стремительно перерастала в революционную ситуация. Думская оппозиция требовала от Николая II создать правительство, которое полностью контролировалось бы либералами. По всей стране проходили акции протеста. В феврале 1917 года в столице начались особенно массовые выступления, усилилось давление на царя со стороны высокопоставленных военных, Западных дипломатов, либеральной оппозиции. Было объявлено о низложении монарха, в столице сложилась ситуация двоевластия, при котором власть делили между собой Временное правительства и Петроградский совет. Беспомощное Временное правительство не смогло решить ни одной из тех проблем, которые породили революционный взрыв. Обострение многочисленных противоречий подталкивало к радикализации масс и переходу Советов на строну большевиков, которые наиболее решительно выражали интересы революционной части населения. В октябре 1917 года от Временного правительства власть переходит к созданному на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Совету Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Сегодня события Красного Октября 1917 года расцениваются по-разному. Кто-то пишет о них как о перевороте, кто-то как о вооружённом восстании, кто-то как о революции. В любом случае установление Советской власти в России стало событием не только отечественной, но и мировой истории, полностью переменившем вектор её развития. Установление большевистского режима и проводимая им политика вызывала неудовольствие свергнутых классов внутри страны и реакционных сил на Западе. Началась вооружённая интервенция, спровоцировавшая резкое обострение гражданского противостояния. Но, опираясь на активную поддержку одних и пассивную поддержку других слоёв российского общества, большевики сумели укрепиться у рычагов управления, отразить внешнюю интервенцию и победить в гражданской войне. Об этом в учебнике авторы ведут аргументированный диалог со студентами.

Особый интерес в современном российском обществе уделяется 20-м и 30-м годам прошлого века. Это и понятно. Одной военной победы в гражданской войне для стабильности революционного режима было недостаточно. Требовалось доказать населению, что новый общественно-политический строй и новая экономическая система эффективнее прежних. Первая половина 1920-х годов была направлена на восстановление разрушенного в годы Первой мировой и гражданской войн, однако уже тогда создавались точки будущего роста. Политика, направленная на будущее связывалась с замыслами электрификации и технического перевооружения экономики (план ГОЭЛРО). Мощный импульс развития содержала и политика, направленная на воссоздание единого многонационального государства — СССР. Вместе с тем для того, чтобы наша страна смогла преодолеть то отставание от своих геополитических конкурентов, которое наметилось при царском режиме и привело к его падению, Советский Союз должен был совершить настоящий цивилизационный прорыв. Советским вариантом такого цивилизационного прорыва становится создание в нашей стране экономического механизма, стержнем которого становится долгосрочное планирование. Переход от административной-рыночной к плановой экономике происходит на рубеже 1920-х — 1930-х годов. Уже в тот период советская экономическая система смогла смягчить удар по нашей стране мирового экономического кризиса, который поставил на грань краха всю Западную цивилизацию и привёл к установлению в Германии фашисткой диктатуры. В дальнейшем плановая система помогла СССР провести глубокие реформы в промышленности и сельском хозяйстве. Эти реформы стали залогом нашей победы в Великой Отечественной войне. Важные перемены происходили и в духовной сфере: советская культура и наука внесли важный вклад в обновление страны. В учебнике подробно освещены так же дискуссии, которые сегодня ведутся вокруг проблемы цены проходивших в те годы перемен: причины массовых репрессий, их масштабы и влияние на общую ситуацию в СССР.

В отличие от большинства других учебников и учебных пособий, в данной книге существует особая глава, посвящённая истории русской эмиграции. Эта часть России, оторванная от родных корней, вынуждена была вести упорную борьбу за существование на чужбине. Тем не менее, многие эмигранты живо интересовались событиями в России, не порывали с ней связей. Более того — многие нашли в себе силы переступить через свои личные обиды и вернулись на Родину.

В результате изучения учебного материала студент должен:

знать базовый материал дисциплины, что позволит ему:

— иметь представление о движущих силах и закономерностях развития исторического процесса в Российской Империи — СССР, месте и роли нашей страны в мировом историческом процессе;

— понимать значение и видеть место человека — рядовых участников событий и выдающихся исторических деятелей — в новейшей отечественной истории;

— владеть информацией о политическом устройстве Российской Империи — СССР в 1895—1941 гг.;

— обладать научными представлениями о важнейших событиях и этапах исторического развития нашей страны в конце XIX — первой половине XX вв.

уметь использовать полученные в ходе изучения материала учебника знания в культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности, что позволит сформировать следующие навыки:

— осуществлять анализ;

— выносить суждения о полученной информации;

— формулировать цели и квалифицировать пути их достижения;

— аргументировано строить устную и письменную речь;

— осуществлять работу с источниками информации, включая современные электронные;

— выступать публично, вести дискуссию и полемику;

— определять пространственные рамки исторических процессов и явлений отечественной истории на локальном, общенациональном и глобальном уровнях;

владеть знаниями теории отечественной истории, способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую информацию по содержанию курса, в том числе:

— культурой мышления и методами аргументированного изложения собственной позиции;

— готовностью к работе с источниками информации, включая современные электронные;

— способностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

— воспринимать исторические события, явления и процессы во временной характеристике;

— навыками работы с историческими источниками и литературой;

— приёмами культурно-просветительской деятельности, в совокупности с приёмами публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1900-1914 гг.

В результате освоения данной темы студент должен:

Знать

— основные характеристики российского общества в начале XX в. и магистральные направления социально-политического развития страны;

— главные события истории России начала XX в., их оценки в историографии и отражение в наиболее значимых исторических источниках;

Уметь

— выделять основные закономерности исторического развития России в канун Первой мировой войны и революционных событий 1917 г.;

— вести самостоятельный поиск и анализ фактического материала по отечественной истории;

Владеть

— навыками работы с научными трудами по новейшей отечественной истории;

— приемами самостоятельной работы с историческими источниками с целью их использования в учебном процессе и научной работе;

— основными теоретическими положениями и научно-исследовательской методологией.

________________________________________________________________

Территория и население

Наши рекомендации