Особенности римской художественной исторической прозы эпохи гражданский войн в произведениях Гая Юлия Цезаря
Прозаические сочинения в Риме времён ранней Республики ценились выше поэзии. Исторические сочинения — «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданских войнах»— Цезарь пишет о самом себе, ведёт рассказ в третьем лице. Это придаёт повествованию особую достоверность, хотя современные учёные и знают, что Цезарь не везде говорит всю правду и не всегда говорит только правду. Слог Цезаря сух, краток и точен: автор сознательно и решительно отказывается от любых украшений. В прозе Цезаря торжествуют суровая чёткость логических связей, предельное выявление смысла тщательно отобранных слов. Удивительная точность каждого слова и придаёт запискам Цезаря качество художественного текста. Сила и достоинство этой прозы не в обилии выразительных средств, а, напротив, в сознательном их ограничении. Она достаточно легко читается, что сделало Цезаря «школьным» автором — и ныне изучающие латынь именно с его сочинений начинают знакомиться с римской прозой. Вместе с тем в записках создан яркий образ самого автора. И сам Цезарь, и его стиль как будто воплотили мощь римской государственности. Писательская смелость Цезаря в том, что он придал художественную форму живому свидетельству, документу.
59.От нагробной надписи—к античной эпиграмме, творчество Марка Валерия Марциала.
Марк Валерий Марциал, римский поэт-эпиграмматист. Эпиграмма - короткое сатирическое стихотворение. Именно благодаря Марку Валерию Марциалу установилось такое определение эпиграммы. До нас дошло 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 — смешанного содержания. «Зрелища» — особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея. Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший, предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий, в декабре. («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; («Гостинцы», заглавие другого) — подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр. Кроме того, есть что-то рекламных стишков-слоганов.Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал — непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы.
60 От надгробной надписи—к античной эпиграмме, творчество Ювенала. Ювенал — последний классик римской сатиры. Во времена Домициана Ювенал был незначительным литератором, выступал с декламациями, занимался, может быть, мелкими адвокатскими делами и вынужден был оказывать клиентские услуги влиятельным лицам. Впоследствии он достиг некоторого благосостояния: сатиры он выпускал без «посвящений» каким-либо покровителям, т. е. как человек с независимым социальным положением. Литературное наследие Ювенала — 16 сатир (в 5 книгах); все они составлены в после-домициансвское время. Ювенал выступил как сатирик-обличитель. Подобно Марциалу, Ювенал противопоставляет свою сатиру мифологическим жанрам; тематика сатиры — действительные поступки и чувства людей. Стихотворения Ювенала будут принадлежать к типу негодующей сатиры. Автор дает понять читателю, что его сатира, хотя и отнесенная к прошлому, в действительности направлена на настоящее. В творчестве Ювенала можно различить два периода. Наиболее сильные и яркие произведения относятся к первому периоду (примерно, до 120 г.), в течение которого составлены были первые три книги собрания (сатиры 1 — 9). Поэт выбирает в это время острые темы, и сатира получает форму шумной декламационной инвективы против пороков и бедствий римской жизни, с иллюстрациями из хроники нескольких поколений. Ювенал затрагивает ряд серьезных и существенных моментов римской жизни. Во второй период творчества Ювенал обращается к морально-философским темам, рассуждает о неразумных желаниях, воспитании, упреках совести. Критика действительности приобретает более отвлеченный характер жалоб на моральный упадок современности, на развращенную городскую жизнь, и резкость тона ослабевает. Своеобразна композиция сатир: автор больше дорожит цепью образов, чем логической связью, резко переходит от одной темы к другой и столь же неожиданно возвращается к прежней. Как истый «декламатор», он старается действовать средствами ораторского внушения, нагромождает чувственно-яркие образы, гиперболы, патетические восклицания и вопросы. Ювенал — сатирик декламационного стиля.
Поздний римский эпос :на материале поэмы Марка Аннея Лукана «Фарсалия или поэма о гражданской войне»: определить своеобразие интерпретации мифологическогоили исторического содержания.
Эта героико-историческая поэма (в 10 книгах) описывает гражданскую войну Юлия Цезаря с Помпеем, имевшую
результатом в I в. до н. э. крушение республики. Поэма начинается с перехода Цезаря через реку Рубикон; центральное событие - решающая битва при Фарсале.
Поэма осталась неоконченной; она обрывается на восстании египтян против Цезаря в Александрии.В этой поэме Лукан проявляет себя идеологом республикански настроенных аристократических слоев рабовладельцев, резко оппозиционных власти императора. Поэма имеет такую политическую
направленность: показ ужасов гражданской войны, изображение Цезаря, а в его образе - Нерона кровожадным тираном, симпатии к Помпею и идеализация Катона
как пламенного патриота, борца за республиканскую свободу. В начале произведения поэт проводит свои идеи дипломатически, осторожно, но ближе к концу выражает их с нарастающим радикализмом; так, он горюет о том, что после битвы при Фарсале свобода навсегда покинула Рим, что Рим навеки повержен в прах, что римляне с тех пор столько времени раболепствуют перед владыками.Лукан возлагает надежду на Брута, который должен убить Цезаря, разумея, конечно, в его лице Нерона. Такое понимание поэмы освещает и характер ссоры Лукана с Нероном, о котором
говорят древние биографы поэта. Нерон не только позавидовал литературному успеху молодого поэта, но и запретил ему продолжать поэму потому, что понял
прикрытую лестью республиканскую оппозицию своей власти. Участник заговора Пизона, Лукан после раскрытия должен, был, подобно Петронию и Сенеке, вскрыть себе вены.
По идеологической и литературной направленности поэма Лукана во многом приближается к произведениям Сенеки. Она составлена в том же патетически-декламационном стиле и пронизана теми же стоическими идеями.