Диалектика_развития_общества
История свидетельствует, что ни одно об-во не стоит на месте, а постоянно изменяется. Соц-ное изменение– это переход социальных сис-м, общностей, инс-тов и организаций из одного состояния в другое. На основе изменений осуществляется процесс социального развития. Понятие «соц-ное развитие» конкретизирует понятие «соц-ное изменение». Соц-ное развитие – необратимое, направленное изменение социальных сис-м. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «соц-ное развитие» уточняется такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс»
Общественный прогресс – это такое направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимым изменением человечества, в результате осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.
Регресс– тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему. Таким образом, прогресс и локален и глобален. Регресс только локален.
Различают два вида социального прогресса: постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).
Реформа– частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Революция – комплексное скачкообразное изменение всех или больш-ва сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя и представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие.
Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной соц-огии признается модернизация.В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару об-ных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому об-ву, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных инс-тов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
Соц-оги различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация явл моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается с изменения общественного сознания.
Неорганическая модернизацияпроисходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм куль-ой жизни по образцу передовых стран.
В истории соц-ной мысли было предложено три модели социальных изменений: движение по нисходящей линии, от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу – циклами; движение от высшего к низшему – прогрессу. Эти три варианта всегда присутствовали во всех теориях социальных изменений.
Типология общества
Типология общества– это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.
Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.
Простые(догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности соц-ной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.
Традиционное и совр-ное в соответствии с особенностями господствующих в них об-ных связей и взаимодействий.
В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протооб-во, аграрное об-во, индустриальное и постиндустриальное общества.
Различные авторы используют дополнительные штрихи при описании традиционного и индустриального обществ и иногда иные названия. К.Поппер использует понятия открытого и закрытого обществ, основное различие между которыми – соотношение социального контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное или коллективное об-во, - пишет он, - мы будем называть закрытым об-вом, а об-во, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытым об-вом».
В 60-70-х гг. соц-оги А.Турен, Р.Арон, Д.Белл разработали синтетическую модель типологии общества и выделили доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальну (информационную) стадии развития общества. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, соц-ые инс-ты, политический режим, кул-ра, способ жизни, численность населения, социальная стр-ра общества.
Концепции постиндустриального общества или постмодерна активно разрабатывались в американской (Д.Белл) и западноевропейской соц-огии (А.Турен.).
Первым для определения современного общества термин «постиндустриальное об-во» ввел Даниэль Белл.
Постиндустриальное об-во – стадия современного развития, которая приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному об-ву.
В связи с тем, что технической базой современного общества явл информация, его называют информационным об-вом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний приобретают все большее значение. Термин «информационное об-во» ввел японский ученый И.Масуда.
Информационное об-во –характеризуется прежде всего развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции явл эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость. Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфрастр-ра – информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает соглашение, а идеологией – гуманизм.
В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные.
Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как об-во, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор.
Информационное_об-во
Теория Белла стала первой попыткой понять суть информации и развивающихся коммуникационных технологий, в его новаторской работе выведены принципы, которые сохраняют свою силу и по сей день. И наконец, нельзя не сказать, что Дэниел Белл явл мыслителем первого ряда и в США, и во всем мире, выдающимся соц-огом последней четверти XX в
В 1973 г. Белл в работе «Грядущее постиндустриальное об-во. Опыт социального прогнозирования» выдвинул концепцию перехода западногообщества, характеризуемого как «индустриальное об-во», в постиндустриальную стадию, получившую название постиндустриального общества.
Белл полагает, что мы входим в новую сис-му, в постиндустриальное об-во, которое, хотя и имеет различные отличительные черты, характеризуется главным образом возрастанием количества и значения информации. Дэниел Белл считает, что информация и в количественном, и в качественном отношении явл ключевой для ПИО. С одной стороны, постиндустриализм ведет к увеличению информации, находящейся в пользовании. С другой – Белл утверждает, что в постиндустриальном обществе происходит качественный сдвиг, особенно заметный в связи с возрастанием роли того, что он называет теоретическим знанием. Иначе говоря, в мире ПИО становится не просто больше информации, здесь вступает в игру другой тип информации – знание. Отсюда легко понять, почему теорию Белла с такой готовностью подхватили те, кто отстаивает возникновение информационного общества.
Отправной принцип Белла, утверждает, что социальная стр-ра радикально разъединена с политикой. Главное, что ПИО возникает благодаря переменам только в соц-ной структуре, которая включает экономику, стр-ру сферы занятости и сис-му стратификации, однако не связана с политикой и кул-рой. Таким образом, The Coming of Post-Industrial Society представляет собой анализ перемен, происходящих всего лишь в одном секторе общества, и, как предупреждает Белл, не стоит предполагать, что имеются в виду те его части, изменения в которых влекут за собой серьезные последствия.
В связи с тем, что технической базой современного общества явл информация, его называют информационным об-вом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний приобретают все большее значение. Термин «информационное об-во» ввел японский ученый И.Масуда.
Информационное об-во – характеризуется прежде всего развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции явл эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость. Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфрастр-ра – информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает соглашение, а идеологией – гуманизм.
Соц_стр-ра_виды_ф-ции
Социальная стр-ра – упорядоченная сов-сть индивидов, социальных групп, общностей, организаций, инс-тов, объединеных связями и отношениями, отличающихся между собой положением в эк-ой, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.
Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных куль-ое, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).
Социальная группа – относительно устойчивая, исторически сложившаяся сов-сть людей, объединенных на основе общих признаков, интересов, ценностей, групповом сознании.
Понятие «социальная группа» явл родовым относительно понятий «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общности», так как фиксирует соц-ые отличия между отдельными совокупностями людей в процессе распределения труда и их результатов. Эти отличия имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, специальности, образования, уровня доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места проживания и т.д.
Класс– любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем, отношением к власти.
Социальный слой – группа индивидов занятая равноценными видами труда и получающая приблизительно равное вознаграждение.
Социальная общность –сов-сть людей, объединенная относительно устойчивыми соц-ми связями, отношениями, имеющая общие признаки, которые придают ей не повторное своеобразие.
Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа людей, участники которой объединены общей деятельностью и вступают в непосредственное общение, что явл основой для возникновения эмоциональных отношений и особенных групповых ценностей и норм поведения.
Родовым признаком малой соц-ной группы явл наличие непосредственно длительных личностных контактов (общения, взаимодей-ие), свойственных например, семье, бригаде рабочих, группе друзей, спортивной команде и т.д.
Большая социальная группа - многочисленная по составу группа людей, объединенных для общей деятельности, но взаимоотношения между ними преимущественно форм-ые.
Виды социальных общностей | Критерии выделения социальных общностей | Признаки общностей |
Классы (страты) | Место в сис-ме общественного производства | Характер трудовой деятельности |
Этнонациональные | Этническая и национальная принадлежность | Общность происхождения языка, территории... |
Региональные | Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи | Интернациональные связи во всех областях общественной жизни |
Демографические | Половозрастные характеристики индивидов | Молодёжь, женщины, мужчины, и другие соц-ые группы |
Расовые группы | Морфофизиологические и физические особенности | Цвет кожи, рост, ... |
Производственные коллективы | Решение производственных проблем | Организационные формы трудовой деятельности |
Семья | Родственные отношения | Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная ответственность... |