Типология социально-политических реформ. Особенность социально-политических реформ в странах транзитного типа

Социологи и политологи по разному характеризуют основные формы (типы) социально-политических изменений – эволюционную и революционную. Одни связывают с первой лишь количественные изменения, а со второй – качественные. Другие исходят из того, что эволюционно, т.е. на основе социально-политической реформы, можно достигать не только количественные, но и коренные, качественные преобразования.

Типы:

По типу страны (типу политической системы):

1) страны с развитой демократией

2) транзитные страны

3) не общее, а особенное

По структуре механизма управления:

1) реформы в социальной сфере

2) реформы политические

- реформа государственного управления (реформа органов государственной власти – реформы, связанные с изменением структуры, функций органов государственной власти. Например, создание палаты)

- реформа избирательного процесса, то есть всё, что связано с выборами органов государственной власти

- реформа государственного устройства (изменяется территориальное устройствo государства)

- реформа политического участия (цель состоит в привлечении как можно большего числа народа к участию в государственной жизни)

1. По отношению к органам гос. Службы

Внешние / Внутренние

2. По уровню внедрения

Федеральный / Региональный / Муниципальный

3. По широте охвата социальных институтов

Глобальные / Отраслевые / На уровне корпораций

4. По времени

Стратегические Долгосрочные «Тянущиеся», застарелые

Тактические Среднесрочные Разовые

Краткосрочные

5. По субъектам соц. и экон. Интересов

Интересы элит / Интересы общества / Интересы организаций / Интересы международных организаций

6. По решению проблем внедрения

Повторные / Корректирующие / Возникающие

7. По отношению общественных организаций

Активная поддержка / Пассивная поддержка / Протестные выступления / Альтернативные инновации

8. По отношению субъектов исполнения

Активное исполнение / Пассивная позиция / Сознательное «затормаживание»

9. По ясности цели (конечному образу будущего)

Цель ясна, прозрачна / Цель видна, но не понятна / Цель не ясна, цели нет

10. По субъектам финансирования

Гос. Бюджет / Региональный бюджет / Местный бюджет / Внебюджетные источники под государственные гарантии

11. По общественной заинтересованности

Популярна / Непопулярна / Игнорируется общественностью

12. По изменению социокультурных аспектов

Интенсивно изменяют / Умеренно изменяют / Слабо изменяют

13. По субъектам ответственности за промежуточные и конечные результаты

Министерства и ведомства / Региональные структуры / Иные социальные институты

В стабильных режимах человек воспринимает некий набор ценностей на протяжении всей жизни. В стабильных обществах пол социализация обеспечивает преемственность пол культуры общества на базе сложившихся норм и ценностей. В состоянии транзита (перехода) изменяется вся система общественных отношений, что требует изменение норм и культуры. В условиях транзитных процессов пол социализация выступает в качестве способа адаптации граждан к новой социально-политической ситуации и призвана непосредственно производить новую политическую культуру как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Социализация тут – формирование новых норм существования.

В переходных обществах возникает ряд проблем:

-Замена старых норм на новые

-Сталкиваемся с ресоциализацией – процесс восприятия новых норм и ценностей пол культуры к коренной смене пол предпочтений и ориентиров. Ресоциализация проходит в зрелом возрасте.

В связи с перестройкой все население нашей страны вынуж­дено было начать процесс ресоциализации, т.е. коренной смены политических ценностей и ориентиров, а также навыков участия в политической жизни.

Одна из сложностей и особенностей по­литического реформирования в странах транзитного типа как раз и состоит в том, что од­новременно с созданием новых политических отношений необхо­димо осуществлять процесс обучения населения владения ими.

Наши рекомендации