Типология социально-политических реформ. Особенность социально-политических реформ в странах транзитного типа
Социологи и политологи по разному характеризуют основные формы (типы) социально-политических изменений – эволюционную и революционную. Одни связывают с первой лишь количественные изменения, а со второй – качественные. Другие исходят из того, что эволюционно, т.е. на основе социально-политической реформы, можно достигать не только количественные, но и коренные, качественные преобразования.
Типы:
По типу страны (типу политической системы):
1) страны с развитой демократией
2) транзитные страны
3) не общее, а особенное
По структуре механизма управления:
1) реформы в социальной сфере
2) реформы политические
- реформа государственного управления (реформа органов государственной власти – реформы, связанные с изменением структуры, функций органов государственной власти. Например, создание палаты)
- реформа избирательного процесса, то есть всё, что связано с выборами органов государственной власти
- реформа государственного устройства (изменяется территориальное устройствo государства)
- реформа политического участия (цель состоит в привлечении как можно большего числа народа к участию в государственной жизни)
1. По отношению к органам гос. Службы
Внешние / Внутренние
2. По уровню внедрения
Федеральный / Региональный / Муниципальный
3. По широте охвата социальных институтов
Глобальные / Отраслевые / На уровне корпораций
4. По времени
Стратегические Долгосрочные «Тянущиеся», застарелые
Тактические Среднесрочные Разовые
Краткосрочные
5. По субъектам соц. и экон. Интересов
Интересы элит / Интересы общества / Интересы организаций / Интересы международных организаций
6. По решению проблем внедрения
Повторные / Корректирующие / Возникающие
7. По отношению общественных организаций
Активная поддержка / Пассивная поддержка / Протестные выступления / Альтернативные инновации
8. По отношению субъектов исполнения
Активное исполнение / Пассивная позиция / Сознательное «затормаживание»
9. По ясности цели (конечному образу будущего)
Цель ясна, прозрачна / Цель видна, но не понятна / Цель не ясна, цели нет
10. По субъектам финансирования
Гос. Бюджет / Региональный бюджет / Местный бюджет / Внебюджетные источники под государственные гарантии
11. По общественной заинтересованности
Популярна / Непопулярна / Игнорируется общественностью
12. По изменению социокультурных аспектов
Интенсивно изменяют / Умеренно изменяют / Слабо изменяют
13. По субъектам ответственности за промежуточные и конечные результаты
Министерства и ведомства / Региональные структуры / Иные социальные институты
В стабильных режимах человек воспринимает некий набор ценностей на протяжении всей жизни. В стабильных обществах пол социализация обеспечивает преемственность пол культуры общества на базе сложившихся норм и ценностей. В состоянии транзита (перехода) изменяется вся система общественных отношений, что требует изменение норм и культуры. В условиях транзитных процессов пол социализация выступает в качестве способа адаптации граждан к новой социально-политической ситуации и призвана непосредственно производить новую политическую культуру как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Социализация тут – формирование новых норм существования.
В переходных обществах возникает ряд проблем:
-Замена старых норм на новые
-Сталкиваемся с ресоциализацией – процесс восприятия новых норм и ценностей пол культуры к коренной смене пол предпочтений и ориентиров. Ресоциализация проходит в зрелом возрасте.
В связи с перестройкой все население нашей страны вынуждено было начать процесс ресоциализации, т.е. коренной смены политических ценностей и ориентиров, а также навыков участия в политической жизни.
Одна из сложностей и особенностей политического реформирования в странах транзитного типа как раз и состоит в том, что одновременно с созданием новых политических отношений необходимо осуществлять процесс обучения населения владения ими.