Социальная защита личности в системе национальной безопасности общества
Для обеспечения социальной безопасности российского населения необходимо выделить жизненно важные интересы человека и общества и выявить то, что сегодня может угрожать этим интересам. Уже предлагалось классифицировать угрозы, исходя не только из их внутреннего или внешнего (по отношению к объекту) характера, но и учитывая взаимосвязь различных сфер общественной жизни, среду возникновения угроз.
Принимая во внимание тот факт, что главным источником противоречий российского общества является процесс его коренного реформирования, а последующее стремительное нарастание противоречий - результат уже произошедших изменений, целесообразно подразделять угрозы также и в зависимости от их "происхождения": на первичные и вторичные.
Изучение этого вопроса следует начать с угроз личной безопасности человека, как наименее защищенного объекта выступающего в качестве соответствующего "эталона" безопасности. Угрозы социальной безопасности человека могут определяться через его права и свободы, устанавливаемые в конституционном порядке. Их можно некоторым образом сгруппировать:
- угрозы, обусловленные влиянием социальной сферы и связанные с утратой человеком права на жизнь, на жилье, на охрану здоровья, на труд и его результаты, на образование, на возможность распоряжаться своими способностями, на отдых и социальное обеспечение, на свободу и безопасность, на неприкосновенность личную и своего жилища, на защиту закона, своей чести и достоинства, на охрану семьи, материнства и детства, на свободу передвижения;
- угрозы, обусловленные влиянием экономической сферы и связанные с правами человека на собственность, на защиту от безработицы, на достойный жизненный уровень, на благоприятную окружающую среду;
- угрозы, обусловленные влиянием политической сферы и связанные с обеспечением таких его прав и свобод, как свобода слова, права гражданства, равного доступа к должностям государственных органов, избирать и быть избранным, на получение достоверной информации о положении дел во всех сферах общественной жизни, свободы различных форм проявления общественно-политической активности;
- угрозы, обусловленные влиянием духовно-культурной сферы и связанные со свободой совести и вероисповедания, правом пользоваться родным языком, обучаться на нем и участвовать в сохранении и развитии национальной культуры;
- угрозы безопасности личности в виртуальном мире, связанных с получением через различные средства массовой информации, и прежде всего через Интернет, различной, порой недостоверной и опасной для социума информации.
Здесь перечислены угрозы только самым основным правам и свободам личности, но из этого перечня видно, насколько сложно отнести их к той или иной категории. Каждая из угроз и все они в совокупности определяют социальную безопасность личности.
В социологической литературе нередко можно встретить трактовку угроз через категорию насилия, что предполагает их преднамеренность. Но угрозы могут возникать и стихийно, как результат произошедших перемен. В этом случае они будут иметь вторичное происхождение, хотя само деление на преднамеренные и непреднамеренные, на первичные и вторичные осуществляется по разным основаниям.
Понятие "насилие" можно определить, во-первых, как социальную категорию, а во-вторых, как явление ограничения, ущемления и дискриминации личности, ее прав и свобод, создающее угрозу для ее безопасности. Именно личность может считаться "главным объектом" насилия. Насилие может проявляться в открытых и закамуфлированных формах, на макро- и на микро-уровнях общественной жизни, во всех ее сферах, принимать разнообразные виды.
По отношению к личности использование понятий "угроза" и "насилие" как синонимов в принципе можно считать правомерным, учитывая, что человек является "основным и неделимым элементом" общества и что всякая угроза его правам и свободам предполагает внешнее воздействие. Поэтому в качестве источников угроз могут выступать государство, общество, различные его социальные образования и другие личности.
Не следует забывать о существовании "внутренних угроз" для человека, которые могут зависеть от его индивидуальных, личностных качеств. Человек - существо парадоксальное. Он подчас способен сознательно наносить вред самому себе.
Насилие над личностью со стороны политической сферы общества включает целый спектр угроз, источником которых чаще бывают действия со стороны государства. Одной из главных причин является несовершенство верховной власти, влекущее за собой авторитарные действия его исполнительных органов, местной администрации. Положение усугубляется внедрением в органы государственной власти мафиозных группировок, которые все активнее проявляют заинтересованность в авторитарности. Согласно официальным данным только "среди кандидатов в депутаты Государственной Думы более 80 человек имели уголовное прошлое".
Насилие над личностью исходит и от экономической сферы. В роли субъектов насилия сегодня выступают сформировавшийся слой "капиталистов", разного рода мафиозные группировки. Экономические интересы личности ущемляются в области перераспределения собственности и доходов, трудовых прав человека, а также трудовых коллективов. Снижается социальный статус многих категорий работников, в частности, работников умственного труда, так называемой интеллигенции.
Экономическая безопасность личности для каждого человека в мире является главным показателем успеха, показателем благосостояния и стабильности в обществе. Если общество или государства не может обеспечить экономическую безопасность личности, значит личность должна уметь обеспечить такую безопасность для себя, невзирая на внешние факторы. Позаботиться о своей экономической безопасности может каждый мыслящий человек.
Насилие в области духовно-культурной сферы весьма специфично. Оно состоит в том, что угрозы здесь, с одной стороны, имеют "скрытую" форму, а с другой - именно они могут нанести непоправимый вред не только человеку, но и всему обществу, государству. В отличие от физического духовное насилие имеет более продолжительное действие и далеко идущие последствия для всего социума. Определенную угрозу для российского социума таит и распространение различных верований. В сегодняшних сложных условиях некоторые люди стремятся найти убежище в разного рода религиозных сектах, религиозных организациях, которые нередко носят экстремистский характер, что создает дополнительные угрозы развития конфликтов на религиозной почве.
В настоящее время особенно актуальными становятся угрозы информационной безопасности личности. Модели информационного общества оказались в определении современной социальной действительности в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знания. Однако современный информационный мир основывается не на знании, а на коммуникации и интерпретации, что ведет к возникновению ряда проблем.
Во-первых, это проблема неравенства внутри общества по отношению к информационным ресурсам. В обществе происходит дифференциация на тех, кто имеет необходимые средства, чтобы технически обеспечить доступ к различной информации, и тех, кто этих средств не имеет.
Во-вторых, через Интернет распространяются информационные материалы, прямо угрожающие здоровью человека, дезориентирующие личность, в которых человек рискует потерять самосознание в реальном мире.
В-третьих, экстремистские и манипулятивные материалы, использующиеся для навязывания образа и стиля мышления, формирующих из личностей «информационных зомби».
В-четвертых, посетители виртуальной реальности не застрахованы также и от экономического мошенничества.
Стоит вопрос: как же защитить личность в информационном мире, так чтобы она не потеряла своих прав и свобод. Очень важно в погоне за безудержным технологическим прогрессом не проглядеть личность, ее потребности в безопасности.
Поскольку социальная безопасность личности является приоритетной сферой, защита ее жизненных интересов становится важной функцией безопасности всего общества.
Угрозы социальной безопасности общества проистекают также из политической сферы. Их причины лежат в процессе формирования гражданского общества, сопровождающемся коренными изменениями его социальной структуры. Особенность самой политической сферы состоит в том, что она обращена как во внешний мир, так и вовнутрь общества. С одной стороны, безопасность общества обеспечивается внешней политической деятельностью, а с другой - именно при проведении внутренней политики раскрываются ее основные, сущностные качества. Во внутренней политике решаются вопросы безопасности для разного рода организаций и объединений, для каждого человека - они нуждаются в защите от внешних угроз и в политико-правовом обеспечении. Обеспечение духовной безопасности не может сводиться только к запрету негативны факторов. Оно с необходимостью должно включать и позитивные моменты, в частности, способствовать реализации творческого потенциала населения.
Таким образом, безопасность личности – одна из главнейших задач и неотъемлемая составляющая деятельности человека, общества, государства, мирового сообщества. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.