Прямое влияние социально-экономической сферы на менеджмент

Инфраструктура менеджмента

4.1. Прямое влияние социально-экономической сферы на менеджмент

4.2. Косвенное влияние социально-экономической сферы на менеджмент

4.3. Международная сфера и менеджмент

Прямое влияние социально-экономической сферы на менеджмент

Среда прямого влияния (микросреда предприятия) включает в свой состав совокупность факторов, непосредственно влияющих на возможности предприятия осуществлять свою деятельность. К ним относят:

• потребителей;

• конкурентов;

• поставщиков;

• государственные органы;

Зависимость от покупателей проявляется как на входе, так и на выходе системы. осуществляя производственную деятельность, создавая продукт, предприятия стремятся, чтобы продукция соответствовала вкусам потенциальных покупателей. То есть прежде чем создавать продукт, предприятие собирает информацию об имеющемся на рынке спросе, его объеме прочих характеристиках. На выходе же предприятие зависит от реальных покупателей, от их доходов при покупке продукции.

Следующим фактором, напрямую влияющим на предприятие, являются конкуренция. Это могут быть фирмы, предлагающие ана­логичные товары и услуги, а также фирмы, выпускающие товары-за­менители. Интенсивность конкуренции между ними проявляется в том, насколько энергично фирмы используют находящиеся в их рас­поряжении средства конкурентной борьбы. Обычно конкуренты стре­мятся придать какие-либо новые черты своей продукции, что отвечает желаниям потребителей, использовать специальные способы продви­жения продукции на рынок, обеспечить более высокий уровень обслу­живания клиентов. Эта борьба проявляется также при установлении цен на продукцию. Борьба конкурентов за покупателя вынуждает предприятия снижать цены на основе снижения издержек, что приводит к необходимости применения более совершенной техники и технологии, усовершенствования организационной структуры, автоматизации и механизации ручного труда.

При взаимодействии с поставщиками организация зависит во-первых, от поставок материалов в отношении объемов поставляемых партий, их качества и сроков поставок. чтобы застраховаться от непредвиденных обстоятельств, организация при заключении контрактов вносит пункт об обязательствах контрагентов и штрафных санкциях в случае их невыполнения. Также организации заключают контракт с несколькими поставщиками, что снижает зависимость от одного поставщика. Во-вторых, влияние поставщиков сказывается в отношении поставок капитала, то есть зависимость от финансирования предприятия со стороны, например, банков. В роли поставщиков капитала выступают также акционеры, частные лица, государство, кредитные учреждения, другие предприятия. В третьих, зависимость от поставщиков характеризуется поставкой трудовых ресурсов. В данном случае предприятия и организации взаимодействуют с биржами труда либо с частными лицами являющиеся потенциальными работниками предприятия.

Зависимость предприятий от государственных органов проявляется при принятии последними законов их функционирования (например, налоговое законодательство, трудовое законодательство и т.д.). зависимость также проявляется при выдаче специальными органами лицензий и сертификатов, регистрации предприятий, финансировании из государственного бюджета.

4.2. Косвенное влияние социально-экономической сферы на менеджмент

Под средой косвенного влияния (макроокружение) следует понимать совокупность факторов, создающих для предприятия общие условия его функционирования.

К данным факторам относят:

•политику

•экономику

•социально-демографическую среду

•НТП

Политическая составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими партиями и группами.

Политические факторы характеризуют уровень стабильности по­литической обстановки, содержание правительственных программ и программ ведущих партий и политических группировок, защиту госу­дарством интересов предпринимателей, его отношение к различным формам собственности.

На деятельность предприятий влияет характер политической борьбы, действия различных лоббистских групп, возможности и направлениях развития политической системы, способности существующего правительства эффективно проводить в жизнь свою программу, степени ее обще­ственной поддержки или сопротивления.

Экономическая составляющая определяется уровнем развития и особенностями рыночного механизма. Речь идет о темпах экономического роста, бюджете страны и его вы­полнении, доступности ресурсов, объемах производства и торговли, уровне и распределении доходов, расходов и сбережений населения, покупательной способности отдельных слоев населения и организа­ций, уровне налогообложения, величине заработной пла­ты, тенденциях валового национального продукта; курсе национальной валюты; количестве денег в обращении; уровне инфляции; ценах на энергоресурсы; инвестиционной политике и т.д.

Социально-демографическая составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Они характеризуются уровнем образования, положением различных слоев общества, уровнем социальной стабильности, характером социальных конфликтов, социальной борьбой, демографической структурой населения, обычаями и привычками, социальной мобильностью населения и т.д.

Технологическая составляющая представлена факто­ром научно-технического прогресса в области производства. Преимущество получают те фир­мы, которые берут на вооружение достижения НТП. Увеличение объемов капиталовложений в развитие науки и техники, ускорение процесса генерирования новых идей, развитие продукта и технологии его изготовления открывают более широкие перспективы перед организаци­ями, делает их более конкурентоспособными.

4.3. Международная сфера и менеджмент

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

Когда организация начинает вести свои дела за пределами внутреннего рынка, соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные конкретные факторы окружения. Как указывает группа исследователей: «Фирма должна определить, в каком отношении новая среда отличается от более привычной внутри страны, и решить, как следует изменить теорию и практику управления в новых условиях». Однако анализ факторов международной среды представляет собой трудную насущную задачу.

Руководители могут исходить из некорректной предпосылки о сходстве деловой практики дома и за границей. Например, фирма «Макс Фактор, Ревлон энд Эйвон» потерпела неудачу, пытаясь проникнуть на рынок косметики в Японии. Среди факторов, которые ограничили сбыт продукции фирмы в Японии, следующие: потребление духов здесь незначительно, считается, что кремы для имитации загара, как и сам загар, уродуют человека, экстракты для добавки в ванну в отелях, банях не используются и т. п. Фирма «Кэмпбелл Суп» столкнулась с подобными проблемами, вложив 8 млн. долл. в продвижение растворимых супов на бразильский рынок. Когда выяснилось, что реальный сбыт существенно отличается от того, что прогнозировалось, собрали дополнительную информацию, чтобы понять, почему это произошло. Углубленное интервьюирование показало, что бразильские хозяйки теряют ощущение хранительниц домашнего очага, если все, что от них требуется при варке супа, — налить воды в кастрюлю.

Если «Кэмпбелл Суп» не сумела оценить особенности международной среды, то фирма «Сир» в этом преуспела. Прежде чем начать планировать открытие нескольких магазинов розничной торговли в Испании, фирма установила, что ее потенциальные конкуренты не предоставляют кредита потребителям. Дело в том, что многие испанцы считают покупку в кредит признаком неплатежеспособности, что дляних недопустимо и стыдно. В результате такого рода изучения среды фирма «Сирс» отказалась от продажи своих товаров в Испании в кредит.

Наши рекомендации