ТЕМА III. Петровская эпоха
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУВПО «Норильский индустриальный институт»
Кафедра философско-исторических и социально-экономических наук
ИСТОРИЯ
Методические указания
к самостоятельной работе
Норильск 2014
ББК 63.3(г)я7
История [Текст]: метод. указ. к самостоят. работе / составитель Т.А. Смирнов; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2014. – 68 с.
Методические указания разработаны в соответствии с программой дисциплины «История» (ФГОС-3), содержат планы семинарских занятий, тематику контрольных работ, тестовые задания, правила написания рефератов, докладов, эссе, вопросы к зачету и экзамену, список литературы.
Предназначены для студентов всех направлений и специальностей всех форм обучения.
© ФГБОУВПО «Норильский
индустриальный институт», 2014
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА I. Смысл и назначение истории
1. Актуальные проблемы исторической науки.
2. Русская и советская историография России. Выдающиеся русские историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.
3. Историческая наука и формирование исторического сознания. Мифы и реальность.
4. Историческое понимание «смысла истории».
5. Методология исторического исследования: цивилизованный, формационный и другие подходы.
6. Вклад отечественной историко-философской школы в разработку концепции истории России.
ТЕМА II. Средневековая русь
1. Восточные славяне. Образование древнерусского государства – Киевская Русь. Первые киевские князья (IX–сер. X вв.).
2. Расцвет Киевской Руси. Принятие христианства.
3. Русь под властью монголов. Борьба русского народа с монгольскими завоевателями и крестоносцами.
4. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Образование Российского государства.
5. Россия в эпоху Ивана Грозного. Социальный и политический облик Московского государства.
6. Смутное время. Борьба русского народа и церкви против иноземной интервенции и восстановление национальной государственности.
7. Русская культура ХIII–ХVII вв.
ТЕМА III. Петровская эпоха
1. Россия на рубеже ХVII–ХVII вв. Предпосылки преобразований.
2. Государственные реформы Петра I. Оформление самодержавной формы правления. Своеобразие абсолютизма, утвержденного при Петре I.
3. Реорганизация армии и флота. Влияние хода Северной войны на результаты государственных преобразований.
4. Преодоление международной изоляции.
5. Петр I и его реформы в оценке современников и потомков.
6. Влияние Петровских реформ на развитие культуры. Победа светского начала над конфессиональным.
7. Система образования и просвещения. Пенсионерские поездки за границу и их результаты.
8. Практическая направленность образовательных реформ Петра I. Распространение естественнонаучных знаний, создание академии наук. Прогресс русского книгопечатания.
ТЕМА IV. Россия во второй половине XVIII в.
«Золотой век дворянства»
1. Эпоха дворцовых переворотов. Управление и политика этого периода. Развитие государственной системы.
2. Политика «Просвещенного абсолютизма». Законодательная деятельность Екатерины II.
3. Усиление диктатуры дворян. Назревание протеста против неограниченного самодержавия в различных российских сословиях.
4. Феномен народного самозванства. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Ее значение и последствия.
5. Формирование освободительных идей в России. Русские просветители.
6. Формирование русской культуры XVIII в.
7. Система образования. Казенные и частные учебные заведения. Российская Академия наук.
ТЕМА V. Кризис феодально-крепостнической
России (1801–1861 гг.)
1. Экономическое и социально-политическое положение России в первой половине XIX в.
2. Государственные преобразования в первой половине XIX в. Либеральное законодательство Александра I.
3. Взаимоотношения России и наполеоновской Франции в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813–1814 гг.
4. Историческое значение и последствия Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов. Священный союз. Влияние Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии на политическое настроение дворянства.
5. Первые тайные организации дворян (Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общество).
6. Династический кризис и мятеж реформаторов
14 декабря 1825 г.
7. Реакция самодержавия на демократическое движение. Аракчеевщина.
8. Развитие капиталистических отношений в России в первой половине ХIХ в. Кризис феодально-крепостнического хозяйства.
9. Общественное движение и идейная борьба в
30–50-х гг.:
а) спад общественного движения после поражения восстания декабристов;
б) усиление борьбы против крепостничества и самодержавия в 30-е годы. Западники и славянофилы о путях развития России;
в) зарождение буржуазного либерализма;
г) возникновение революционно-демократической идеологии в России: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Г. Шевченко. Петрашевцы.
10. Сословная система образования. Школьные реформы. Борьба реального и классического образования. Лицей и университеты. Их роль в культуре России.
11. Русская интеллигенция и ее вклад в национальную культуру.
ТЕМА VI. Пореформенная Россия
(сер. XIX – нач. XX вв.)
1. Подготовка и проведение реформы 1861 г. Буржуазное содержание и крепостнические черты этой реформы.
2. Буржуазные реформы 1863–1874 гг. Значение реформ для дальнейшего развития России.
3. Контрреформы 1882–1883 гг. Их результаты.
4. Бонапартистская политика Николая II. Безуспешные попытки предотвратить революцию.
5. Первая русская буржуазно-демократическая революция, ее историческое значение, уроки.
6. Политическая система Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ вв. Предпосылки и особенности формирования политических партий в России.
7. Деятельность Государственных Дум России – практика парламентской деятельности в условиях кризиса абсолютной монархии.
8. Столыпин и его реформаторская деятельность.
9. Общественно-политическая мысль России в 1960-90-х гг. XX в.:
а) либеральное и консервативное течение общественной мысли;
б) этапы развития русского народничества.
10. Борьба тайной полиции против инакомыслия. Система царской каторги и ссылки.
11. Культура пореформенной России. Формирование провинциальных центров отечественной культуры.
ТЕМА VII. Россия на переломе (1917 г.)
1. Российское общество в 1910–1914 гг. Подъем рабочего движения.
2. Первая мировая война и обострение социально-эко-номических, политических и национальных противоречий в России. Назревание общенационального кризиса.
3. Партии и классы в Февральской буржуазно-демократической революции. Двоевластие и его сущность.
4. Борьба политических партий за лидерство в условиях максимума политических свобод (март-октябрь 1917 г.).
5. Подготовка большевиками вооруженного восстания. Октябрьская революция. Узурпация власти большевиками.