Общая характеристика и признаки государственных органов
Государственный аппарат создается для осуществления функций государства. Он представляет собой сложную систему государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией - установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.
Система государственных органов, их компетенция и т.д. в существенной мере зависят от типа и формы государства. Конкретные очертания организационной структуры зависят от различных объективных и субъективных условий и факторов, в числе которых общественные функции государства и проводимая им государственная политика, внутренние условия и факторы самого управления (человеческий потенциал, информационное обеспечение, демократизм, стиль управления) и др.
К органам государства относятся: органы государственной власти, управления, дипломатические органы, суда и прокуратуры. Механизм государства, помимо органов государства, включает вооруженные силы в виде постоянной армии. Она используется как для осуществления внешних функций, так и для подавления антиправительственных и антиобщественных выступлений.
Государственный орган выступает в качестве системообразующего элемента меха-низма государства, связанного с формированием и реализацией государственно-управляю-щего воздействия и, следовательно, организационной структуры государственного управления.
Существуют различные характеристики государственного органа:
1. Функциональная – госорган как структура, выполняющая определенные функции государства;
2. Юридическая – как структура, наделенная определенной компетенцией (совокупностью функций и полномочий), государственно-властными полномочиями;
3. Социологическая - госорган как коллектив людей, выделенный обществом в порядке общественного разделения труда для выполнения задач в сфере государственного управления и деятельности.
4. Организационная – определенная структура рассматривается с позиций организации ее элементов и их взаимосвязей в связи с принадлежностью к государственному аппарату.
Государственный орган представляет собой формально созданную государством структуру власти, для осуществления определенных функций государства и наделением её властными полномочиями государства. В связи с этим надо различать государственный орган, который создает и реализует управленческие решения, и государственные учреждения, организации и предприятия, осуществляющие и создающие материальные, социальные и духовные продукты и услуги.
Как уже отмечалось, механизм государства состоит из различных частей и блоков, где основным элементом является орган государства, который:
♦ занимает определенное место в иерархической системе механизма государства;
♦ выполняет определенные функции;
♦ имеет свою структуру;
♦ наделен властными полномочиями.
Возглавляют систему государственные органы: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание - парламент РФ (Госдума и Совет Федерации); Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ.
Иногда граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными властными полномочиями и именуются должностными лицами (например, капитан корабля).
Государственный орган— это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.
Государственный орган - это наделенный властными полномочиями элемент механизма государства (государственного аппарата), участвующий в осуществлении функций государства.
Это первичное и важнейшее звено механизма государства, играющее ведущую роль в реализации задач и исполнении функций государства.
Для государственного органа характерны определенные признаки:
· Обладает определенной самостоятельностью;
· Образован и действует на основе правовых актов;
· Выполняет присущие только ему задачи и функции;
· Наделен властными полномочиями;
· Имеет внутреннее строение (структуру);
· Имеет материальную базу, финансовые средства, источник финансирования.
Государство — в его человеческом измерении и рациональном понимании — состоит из свободных индивидов — граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат), все государственные органы и учреждения (законодательные, исполнительные, судебные и т.д.) — это институциализированные (организованные) группы (соединения, совокупности) граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются теми или иными государственно-властными полномочиями и осуществляют их.
В институционально-властном плане государственный орган, учреждение, должность (должностное лицо) — это структурная часть механизма (аппарата) государственной власти, наделенная определенным объемом государственно-властных правомочий (компетенцией).
Все государственные органы, учреждения, должности и т.д., составляющие механизм (аппарат) государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные правомочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих правомочий и т.д. определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.
Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенций различных государственных органов, возглавляемых высшими органами, которые наделяются суверенными государственно-властными правомочиями.
В иерархизированной системе государственных органов, учреждений и должностных лиц каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.
Компетенция государственного органа (учреждения, должностного липа) — это совокупность его государственно-властных правомочий, т.е. его права и обязанности. Причем права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В свою очередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленном порядке) соответствующие действия государственно-властного характера.
Основания формирования государственных органов
Вформировании определенного типа государственных органов используется несколько организационных оснований:
♦ Линейное основание – создается строго формализованная структура с преобладанием вертикальной подчиненности государственных органов в виде строгой иерархической пирамиды, с наличием строгого единоначалия и единства распорядительства, устойчивая и эффективная для проведения властных требований. При данном основании построении органа управления слабо выражены обратные связи, наблюдается его узкая направленность, что снижает универсальность и эффективность.
♦ Функциональное основание – образуются государственные органы специально приспособленные к ведению конкретных функций управления, что позволяет подбирать высоко профессиональных специалистов. Отрицательным является для этого основания сложности в межфункциональной координации, которая ограничивает достоинства специализации в ведении отдельных функций управления.
♦ Линейно-функциональное основание – сочетание двух предыдущих оснований дает возможность создавать структуру, в которой одни органы принимают и властно проводят в жизнь управленческие решения, а другие обеспечивают их информацией консультативного, статистического, координационного и другого свойства, что позволяет повысить уровень государственного управления.
♦ Программно-целевое основание – в основе создания структуры лежит какая-либо цель (совокупность целей), комплексная программа, выполнению которых подчиняются все элементы структуры и их взаимосвязи, что способствует интеграции интеллектуальных, природных, производственных, информационных и иных ресурсов для решения актуальных общественных вопросов. Это основание получило развитие в конце прошлого столетия.
♦ Матричное основание – тип структур, связанный, как правило, с территориальным управлением. Сочетает в себе линейное и программно-целевое управление. Обеспечивает комплексный подход в управлении на определенной территории и дает возможность гибкого, быстро приспосабливаемого подхода к активно развивающимся и динамичным управляемым объектам.