Административно-правовой статус гражданина и формы его реализации

1. Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в
сфере исполнительной власти неразрывно связана с административ-
но-правовым статусом гражданина как субъекта многообразных ад-
министративных правоотношений. Этот статус необходимо рассмат-
ривать в связи с реализацией в сфере исполнительной власти прав и
свобод, а также обязанностей граждан, предусмотренных Конститу-
цией РФ. Речь идет о создании органами исполнительной власти не-
обходимых правовых, организационных и материальных условий для
осуществления гражданином его конституционных прав и свобод.

Организация системы охраны здоровья, образования, социаль-
ного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства; соблюдение
требований о неприкосновенности частной жизни, тайне переписки,
неприкосновенности жилища; охрана частной собственности; защита
от безработицы; контроль за соблюдением законодательства о труде,
об охране окружающей среды — вот далеко не полный перечень
предметов ведения органов исполнительной власти. К этому нужно
добавить обязанность органов исполнительной власти создавать необ-
ходимые условия для участия граждан в управлении делами госу-
дарства (реализации их права на объединение в общественные орга-
низации, на свободу совести и вероисповедания, на демонстрации,
митинги, собрания, на информацию и т. д.).

Осуществление свободы предпринимательства также во многом
зависит от органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Достаточно упомянуть о государственной регистрации предпринима-
тельской деятельности, лицензировании ее отдельных видов и о за-
щите прав и законных интересов граждан-предпринимателей.

Органы исполнительной власти обязаны своевременно и объек-
тивно рассматривать обращения граждан, обеспечивать реализацию
конституционных прав и свобод человека и гражданина при примене-
нии мер административного принуждения.

Вместе с тем органы государственной власти и, прежде всего,
органы управления признаны создавать условия для выполнения граж-

§ 1. Административно-правовой статус гражданина 279

данами возложенных на них Конституцией обязанностей (платить
налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, нести воин-
скую службу и др.).

Таким образом, в отношениях с органами исполнительной вла-
сти гражданин выступает как правомочная сторона, когда его правам
соответствует обязанность органа управления (должностного лица).
Вместе с тем в ряде случаев гражданин является стороной, обязанной
выполнять или соблюдать определенные правила, предусмотренные
административно-правовой нормой.

Следует отметить, что вопросы, касающиеся определения и со-
держания административно-правового статуса гражданина, в свое
время подробно были изложены В. И. Новоселовым 1, а также коллек-
тивом авторов в книгах, посвященных взаимоотношениям граждани-
на и аппарата управления2.

Статус гражданина в качестве субъекта административного
права подробно рассмотрен Д. Н. Бахрахом в учебнике для вузов3. В
частности, Д. Н. Бахрах предложил следующую трехзвенную группи-
ровку прав граждан:

1) на участие в государственном, муниципальном управлении,
социально-политическую активность;

2) на государственное участие, помощь, поддержку компетент-
ных организаций;

3)на защиту4.

Заслуживает внимания и постановка Д. Н. Бахрахом вопроса об
административной опеке как особой форме защиты определенных ка-
тегорий граждан5. Речь идет о таких лицах, которым оказывается го-
сударственная помощь путем предоставления бесплатного или на
льготных условиях жилья, выплаты разовых или систематических де-
нежных пособий, предоставления льгот по оплате транспортных, ком-
мунальных услуг, оказания специальной медицинской помощи. К та-
ким лицам относятся дети, в первую очередь из многодетных или

1 См.: Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском госу-
дарственном управлении. Саратов, 1976.

2 См.: Гражданин и аппарат управления. М., 1982; 1984; Субъекты советского
административного права. Свердловск, 1985.

3 См.: Бахрах Д. Н. Административное право М , 1993. Гл III

•» См. там же. С 31.

5 См. там же. С. 36—37.

10—1333

280____Глава VII. Механизм защиты прав в сфере исполнительной власти

малообеспеченных семей, инвалиды, вынужденные переселенцы и
беженцы, безработные и иные лица, нуждающиеся в специфических
формах социальной защиты.

А. П. Коренев рассматривает права и свободы граждан в сфере
государственного управления как абсолютные и относительные, при-
водя в качестве обоснования такого деления степень возможности
реализации прав и свобод. Следуя этому критерию, к абсолютным
А. П. Коренев относит те права и свободы, реализация которых зави-
сит от волеизъявления гражданина. К относительным причисляются
права, реализация которых (по волеизъявлению гражданина) зависит
от фактических возможностей в данном месте и в данное время1.

2. Приводя различные точки зрения на административно-пра-
вовой статус граждан, подчеркнем, что главное состоит в том, что за-
щита прав человека и гражданина — обязанность абсолютно всех
органов государственной власти, всех органов местного самоуправле-
ния, всех должностных лиц. Каждый из этих органов, действуя в
рамках своих полномочий, обязан решать задачу защиты прав и сво-
бод личности присущими ему методами, опираясь, прежде всего, на
требования Конституции Российской Федерации, на нормы между-
народно-правовых актов, на федеральные законы.

Как уже указывалось, гражданин в его взаимоотношениях с
органами исполнительной власти может, во-первых, выступать в ка-
честве стороны, управомоченной законом требовать по отношению к
нему от государственных органови их должностных лиц выполнения
определенных обязанностей (предоставить медицинскую помощь,
принять ребенка в школу, назначить государственную пенсию или со-
циальное пособие, обеспечить охрану природной среды, собственно-
сти и т. п.). Во-вторых, гражданин выступает и обязанной стороной,
поскольку закон возлагает на него определенные обязанности и упол-
номочивает соответствующие государственные органы следить за вы-
полнением этих обязанностей, создавая необходимые для этого усло-
вия (обязанность сохранять природу и окружающую среду, защищать
Отечество, нести военную службу, заботиться о сохранении ис-
торического и культурного наследия, беречь памятники истории и
культуры, обеспечить получение детьми основного общего образова-

1 См.: Административное право. Учебник для вузов/Под ред. Коренева А. П.
М,1986. С.53—55.

§ 2. Регулирование обязанностей исполнительной власти 281

ния, заботиться о воспитании детей, наконец, обязанность не нару-
шать права и свободы других лиц, соблюдать общественный порядок
и т. п.).

Разумеется, если орган исполнительной власти или его должно-
стное лицо не выполняют своих обязанностей и нарушают права и
свободы личности, гражданин должен иметь реальную возможность
использовать правовой механизм судебного или административного
обжалования решений и действий «обидчика», что и предусмотрено
Конституцией РФ (ст. 33, 45, 46), а также федеральными законами,
которые должны в полной мере соответствовать Конституции.

Вместе с тем невыполнение гражданином его обязанности, в
том числе обязанности административно-правовой, влечет для него
определенные негативные последствия путем применения адми-
нистративного (без обращения в суд) и судебного принуждения. Име-
ется в виду возможность применения в соответствии с КоАП, Закона-
ми о милиции, о внутренних войсках, о налоговой полиции и неко-
торыми другими федеральными законами предупредительных, пре-
секательных мер административного принуждения и наложения
органами административной юрисдикции административных взыска-
ний (предупреждение, штраф, лишение специальных прав). Однако
определенные меры административного воздействия, связанные, на-
пример, с временным ограничением личной свободы, вправе приме-
нять только суд.

Наши рекомендации