Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.
Достоверно известно, что наши предки в 1-6 вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов предки славян именуются венедами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, тогда этнически единых и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.Византийские историки 6в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи.Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в 6-8 вв. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" монаха Нестора.Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десне, Суле и Северскому Донцу; дреговичи - между реками Припять и Западная Двина; полочане - в бассейне реки Полоты; кривичи - в верховьях рек Волги и Днепра; радимичи и вятичи - на реке Сож (приток Днепра) и Вятко - на реке Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и реки Волхов; бужане или дулебы в верховьях реки Буг; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между реками Днестр и Дунай. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором. О занятиях восточных славян известно, что, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства имела внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. В 6в. славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Произошли изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями и верованиями. В пвл летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княжений". Местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам (норманнам). Восточные славяне, сохраняя основы общинного строя, претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и привело к образованию государства. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.
2. Образование Древнерусского государства, его социально-политический строй. Критика норманской теории.
Древнерусское государство сложилось в результате как внутренних, так и внешних факторов - социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в 7-9вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, рос его престиж. Он наделялся в сознании общинников сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства (8-середина 9вв.) складываются межплеменные союзы и их центры - княжения. На втором этапе (вторая половина 9-середина10в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Сторонники норманской теории приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - Русь. Академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в 6в.) уже сложилось, и использовались как наемная военная сила. "Русь" по его мнению, производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). Современные исследователи, преодолевая крайности норманнизма и антинорманнизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - реальная историческая личность. Его появление в Новгороде никак не связано с зарождением государства. Норманская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство. Третий (зав-ий) этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты", ставшие опорой княжеской власти на местах. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Владимир идет на своеобразную "духовную революцию" сверху - вводит в 988г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. К концу 10в. сложились основные признаки древнерусского государства: династическая княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая княжескую власть. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В древнерусском государстве происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. В древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основным населением древней Руси являлись свободные общинники - люди. В древней Руси и в 11в. земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце 10в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов чьи ряды пополнялись за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. В начале 12в. появляется новая группа зависимых людей - закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - "купы". "Русская правда" не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Это люди, работающие в княжеских селах. Форма политической власти в древней Руси определяется как раннефеодальная монархия во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. Характер наследования власти в древней Руси был родовым. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054) начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.
3. Принятие христианства и его значение.
Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению российской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них - стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов. Владимир действовал исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть. Помимо прочего православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить "огнем и мечем". Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники - т.н. белое духовенство. Наряду с белым, существовало черное духовенство - монахи, ведущие духовную жизнь, посвященную служению Богу. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли. Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. В целом христианство способствовало духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Таким образом, принятие христианства способствовало формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского общества. Православная церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.