Восточные славяне, жизнь восточных славян

Славянские племена занимали в Восточной Европе примерно 700.000 кв. км. Природа на этой огромной площади была крайне разнообразна и степень ее благоприятствования человеку заметно убывала по мере продвижения на север.

Хозяйство древнерусского крестьянина было комплексным независимо от того, велось ли оно в лесостепной зоне или в лесной. Его нельзя представить себе без развитого скотоводства, которое непрерывно существовало со времен широкого расселения индоевропейцев по Восточной Европе в начале бронзового века. В лесной зоне тягловой силой при вспашке была лошадь. Коневодство было высоко развито во многих регионах Русской равнины. Не меньшее значение имел и крупный рогатый скот: мясо, молоко, кожа, рог и кость – все это широко использовалось в хозяйстве. На юге же волы были тягловой силой пахарей, и значение крупных рогатых еще более возрастало. Овцы и козы разводились главным образом ради шерсти, но русский человек не забывал и о том, что голод можно утолить и “бараньим ходилом”, окороком.

Широко практиковалось свиноводство. Свиное мясо, ветчина, было ритуальным кушаньем в такие торжественные дни, как празднование Нового года.

Очень важным разделом народного хозяйства было бортничество, добывание пчелиного меда и воска из лесных бортей. Мед шел в дело и как сладкая приправа и как сырье для изготовления крепкого хмельного напитка, известного с глубокой древности. Более легкий напиток, общий многим европейцам, - “ол” (эль, пиво” делался из ячменя. Бортничество давало воск, необходимый для разных целей, но главным образом для изготовления свечей.

И на юге и на севере широчайшим образом применялось такое подспорье к основному земледельческо-скотоводческому хозяйству, как охота и рыболовство. Охота имела два направления: мясное, пищевое (лоси, олени, медведи, гуси, тетерева и т.д.) и меховое (медведи, лисы, белки, соболя, куницы и т.д.). С усилением социальной дифференциации и особенно после включения славянской знати в международную торговлю необычайно оживился спрос на пушнину, на воск и мед. Эти статьи крестьянского приработка стали самыми доходными статьями дружинного экспорта. Взимание дани “кунами” и “веверицами” вовсе не означало господство охотничьего хозяйства у славян, а отмечало лишь целеустремленный интерес социальных верхов к предметам вывоза, к выгодной статье заморского торга.

Главный успех развития производительных сил славянского общества заключался в постоянном возрастании площадей земли, подготовленных для земледелия. Для того чтобы рухнул родовой строй, нужен был переход от громоздкой и чрезвычайно трудоемкой подсечной, “огневой”, системы земледелия к вспашке одного и того же фонда старопахотных, культивированных земель по двупольной или трехпольной системе. Необходимо было не только накапливать лесные русчисти, “лядины”, но и иметь более совершенный железный и стальной инвентарь – топоры, тесла, лемехи и др.

VI столетие – время широкого выхода разных славянских племен на просторы степей, морей и бесчисленных римских дорог – было полно таким количеством соблазнов за пределами родной земли, что особых хозяйственных успехов внутри славянских территорий не видно. Жили в наскоро построенных полуземлянках, никто особенно не заботился об укреплении поселков, не было заметно серьезных сдвигов в ремесле; все было, очевидно, подчинено мыслям о дальних сказочных землях, о сборах в походы и о переселении.

Кризис первобытнообщинного строя затянулся на несколько столетий; он постепенно охватывал все большее пространство, проникая в северную лесную зону, где к IX в. тоже появляются огромные земледельческие села площадью в несколько гектаров с хорошими общими для всего села укреплениями.

Распад родовых общин приводил к группировке хозяйственно самостоятельных семей на основе принципа соседства. Рождалась соседская община, способная выдержать тяжесть классовой организации общества. Уничтожение принудительного родового равенства и замена родовой собственности семейной и личной вели к неравномерному накоплению прибавочного продукта в разных семьях, к росту имущественного неравенства. Ослабление родовых связей и превращение единого трудового коллектива в сумму самостоятельных семей – “дымов” – сделало каждый “дым” более беззащитным, более доступным для экономического внеэкономического принуждения. Хозяйственная устойчивость каждого отдельного крестьянского двора в условиях тогдашнего негарантированного урожая была очень невелика. Каждое стихийное бедствие, каждый недород разорял тысячи семей, обрекая их на голодную смерть или на возврат к забытому охотничьему быту. На место старой общественной ячейки – рода – должна была встать новая структурная форма, придававшая некоторую устойчивость обществу в целом. Этой формой явился феодальный двор с его стадами скота, закромами зерна как для прокорма, так и на семена, с его запасами “тяжелого товара” – продукции усадебных кузнецов, ковавших не только оружие, но и плужные лемехи, чересла, топоры, удила.

КИЕВСКАЯ РУСЬ.

Общественная мысль народов России уходит своими корнями в историю Древней Руси. Ее народы уже в IX в. образовали феодальное Киевское государство. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян. Русь на знала рабства. Основную массу населения составляли крестьяне.. Одни из них находились в личной и экономической зависимости от крупных землевладельцев (смерды), другие были независимы и вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинная земля стала собственностью великого князя.

Хозяйство Киевской Руси носило преимущественно натуральный характер. После принятия христианства (988 – 989) в Киевской Руси стало складываться монастырское и церковное землевладение. Возникали сложные взаимоотношения между светской властью великих князей, бояр, стремившихся к независимости и самостоятельности, и церковью, монархической властью Киева, между господствующими силами феодальной иерархии и порабощенными землевладельцами на селе и ремесленным людом в городах. В ткань массовых противоречий постепенно вплетались интересы купцов.

Рост крупного феодального землевладения и усиление крепостничества вели к обострению классовых противоречий. Возникало много различных экономических и политических проблем в ходе становления, формирования и развития Древней Руси. В связи с этим в той или иной форме рождались экономические идеи. К источникам, по которым можно судить об уровне развития этих идей Древней Руси, следует отнести государственные документы, правовые акты, договоры, грамоты великих князей, летописи, сказания и т.д.

Выдающимся памятником общественной мысли Киевской Руси является Русская правда. Она представляет собой свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и ответственности за нарушение права феодальной собственности. Русская правда носила классовый характер, защищала частную собственность феодалов, торговцев, ростовщиков.

Важную роль в развитии феодальных отношений играло христианство, принятое Русью в период княжения Владимира I. Монастыри и церковь были крупными землевладельцами, собиравшими огромные подати с живших на их землях крестьян.

Различные экономические причины обусловили переход Руси к феодальной раздробленности. Развитие феодального землевладения привело к возникновению не только княжеского, но и частного владения, боярских сел. Основой экономической власти теперь становилась не дань, а эксплуатация зависимых крестьян внутри вотчин. Процесс “оседания” на земле подвижной прежде знати заставлял и князя быть менее динамичным, укреплять собственное княжество, а не искать новых княжеских столов.

В итоге на месте бывшей Киевской Руси в середине XII в. возник ряд самостоятельных феодальных княжеств. Начинался период феодальной раздробленности. Русский народ вступил в сложный период своего развития, полный междуусобиц, раздоров, борьбы за власть, за территорию. Раздробленности Киевской Руси способствовал и рост крупных городов, усиление их экономического и политического влияния. Такие города, как Псков и Новгород, стали самостоятельными центрами новых государств – республик.

Наши рекомендации