С 10 августа по 5 сентября 1940 года. Начальная фаза сражения за Британию
Решительный штурм, который, по замыслам гитлеровцев, должен был уничтожить наземные объекты британских ВВС и тем их полностью обескровить, был назначен на 10 августа. Вследствие ненастья его пришлось отложить. Но уже 11-12 августа были проведены первые налеты. Бомбили, прежде всего, аэродромы на юге и, в меньшей степени, радарные станции на побережье.
Немецкий бомбардировщик «He-111».
Пик немецких атак пришелся на «День Орла» - 13 августа 1940 года. В этот день, согласно планам Геринга, оба воздушных флота одновременно должны были бомбить аэродромы англичан по всему острову и уничтожить их.
Оружие и аксессуары офицера Люфтваффе.
Операция началась несколько неуверенно. В последнюю минуту испортилась опять погода, и многие авиачасти получили отбой, многие, но не все. Затем погода прояснилась, и до конца дня бомбардировщики Люфтваффе произвели почти 500 самолетовылетов, а истребители - в два раза больше.
Массированных бомбардировок не случилось.
Все крупные группы немецких самолетов были обнаружены радиолокаторами англичан и перехвачены их истребительной авиацией. В небе завязались ожесточенные сражения, исход которых далеко не всегда был в пользу Германии.
В этот день Люфтваффе столкнулись с еще одной проблемой: ограниченный запас топлива у «». В результате истребители, которые задерживались с возвращением, либо падали в воду, недотянув до берега, либо не могли добраться до аэродрома, и их летчикам приходилось садиться «на брюхо» на первую же попавшуюся площадку.
Конструктивные недостатки «Ме-109» дали себя знать в период Битвы за Британию.
«День Орла» не оправдал надежд гитлеровцев. Вопреки их ожиданию, англичане не только выстояли, но и смогли нанести Германии ощутимый урон.
Маршал Хью Даудинг осматривает британский аэродром.
Были сбиты или совершили вынужденную посадку девять Мессершмиттов «Bf-109» и восемнадцать «Bf-110». Кроме того, Люфтваффе лишились двадцати бомбардировщиков. Британцы потеряли тринадцать истребителей, т. е. гораздо меньше немцев. А поврежденные радиолокационные станции (за исключением станции на острове Уайт) англичане восстановили уже к утру следующего дня, и они снова могли выполнять боевые задачи.
В последующие пять дней события развивались по той же схеме и, примерно, с тем же результатом. Так же мешала гитлеровцам погода, также отменно работали радиолокаторы англичан. Мы не будем рассказывать о каждом дне воздушного противостояния. Назовем только особенности боевых действий в эти первые дни Битвы за Британию:
(1) бомбардировщики Люфтваффе прикрывались значительным количеством истребителей;
(2) налеты гитлеровцев осуществлялись большими силами (до нескольких сотен самолетов);
(3) действия немецкой авиации в одном районе, как правило, сопровождались атаками или просто демонстративными полетами в другом регионе, находящемся на значительном удалении от первого.
Направление немецких атак на города Великобритании.
Начиная с 19 августа, немцы несколько поменяли тактику. Радарные станции (большая ошибка!) и военные суда в Ла-Манше бомбить перестали. Главными объектами бомбометания продолжали считать военные аэродромы.
Но теперь массированным ударам стали подвергаться аэродромы истребительной авиации, прежде всего, в глубине страны. Цель: либо уничтожить самолеты на земле, либо втянуть истребители в воздушные бои. Но эффект от этих налетов не оправдал ожиданий фашистского руководства. Плохо показала себя разведывательная система ВВС Германии.
Английские пилоты бегут к самолетам, чтобы отразить немецкую атаку на аэродром.
Случалось, что разведка выдала информацию о действующих аэродромах англичан, но не могла предоставить данных о типах базирующихся там самолетов. В результате германская авиация тратила немало усилий впустую, атакуя базы, на которых не было самолетов-истребителей.
Под давлением неудач командование Люфтваффе провело ряд мер, призванных переломить ход сражения. Во-первых, жалобы экипажей немецких бомбардировщиков на недостаточную истребительную поддержку вынудили командование отдать приказ о более тесном порядке взаимодействия большинства истребителей сопровождения с бомбардировочными формациями, чтобы не допустить их перехвата противником.
«Ме-109» прикрывает немецкие бомбардировщики.
Во-вторых, заменили нескольких командиров истребительных частей молодыми и преуспевающими пилотами. На этой волне выдвинулись талантливые летчики (в Германии его считают величайшем асом военной поры), Понтер Лютцов, Ганс Трюбенбах и др.
Предпринятые меры немедленно сказались на ходе боевых действий. Потери немецкой авиации снизились на 60% и составили, в среднем, 21 самолет в сутки против 49. Большинство английских аэродромов в южной части острова было выведено из строя; потери английских истребителей за август в два раза превысили немецкие потери (338 против 177).
Лучший германский ас военной поры – Адольф Галланд.
И все же, главную свою цель – завоевать безраздельное господство в небе над Британией – Люфтваффе не достигли. А значит, первая фаза операции Орел» полностью провалилась.